X

Тест-драйв Audi Ur quattro: У раллийных истоков

Дебют Audi Ur quattro на Женевском автосалоне 1980 года произвел настоящий фурор, ведь это была первая серийная полноприводная Audi. Не меньшим вызовом стало появление модели в WRC, где раньше не было ни одной полноприводной машины, теперь же это основа Чемпионата мира.

Для омологации раллийной Rally quattro Audi выпустила «гражданскую» версию Sport quattro c короткой базой и мотором в 306 л. с.  

Все по-честному

Жаль, что проходят времена «честных» авто, когда за все отвечал только водитель и не приходилось ждать помощи от различных электронных помощников. Audi quattro как раз – один из «честнейших» автомобилей в мире. Единственным «помощником» в нем с 1984 года  была антиблокировочная система тормозов, но водитель мог ее отключить – для этого на торпедо имелась специальная кнопка.

В 1980 году полноприводные автомобили Audi получили имя Ur quattro, что означает первая quattro.

По современным меркам, за рулем Ur quattro чувствуешь себя непривычно. Из-за короткой передней панели  лобовое стекло находится слишком близко. Необычным кажется полностью электронный щиток приборов. А вот с оборудованием у авто полный порядок. Есть кондиционер, электростеклоподъемники, электрорегулировка зеркал. Впрочем, Ur quattro был недешевым автомобилем. Об этом свидетельствовали не только высокий уровень оснащения, но и беспрецедентное качество сборки. Так, все Ur quattro собраны вручную, и каждый автомобиль проходил жесткие тесты. Например, дождевая камера. Если другие Audi находились в ней 30 секунд, то quattro поливали 10 минут!

Отличительной особенностью интерь­ера quattro с 1989 года стал трехспицевый руль.

До 20 км/ч можно полностью заблокировать задний дифференциал, при этом автоматически отключалась и ABS.

С 1983 года авто оснащали цифровыми приборами, в 1988-м щиток обновили, а  цифры в нем стали оранжевые.

Электрорегулировка наружных зеркал не совсем удобна из-за маленького джойстика.
Как диковинка в на­ше время выглядит кнопка отключения ABS, но в ралли это действительно необходимо.

Кнопки передних электростеклоподъемников – в  цент­ральной части торпедо, сами клавиши небольшие, нет и автоматического режима.

Передние кресла – с неплохой боковой поддержкой. Все регулировки механические. Есть и полностью открывающийся люк в крыше.

Задний диван отформован на двоих пассажиров, которым здесь будет достаточно просторно и комфортно. 

Почет и уважение

За 11 лет на конвейере quattro оснащался одним из трех моторов. Все они бензиновые, пятицилиндровые с турбонаддувом. Дебютировала модель с 2,1-литровым 200-сильным двигателем, позже ему на смену пришел мотор 2,2 л (220 л. с.). Кроме объема, изменилась степень сжатия – с 7:1 до 8.6:1. В 1989 году появился обновленный двигатель с сис­темой ГРМ, в которой вместо двух клапанов на цилиндр применили четыре. Снова увеличилась степень сжатия до 9.3:1. А вот мощность оставили прежней – 220 л. с. Зато вырос крутящий момент, который теперь составил целых 309 Нм, доступных уже с 1950 об/мин.

Турбированный 2,2-литровый 20-клапанный мотор мощностью 220 л. с. появился в 1989 году. До него выпускались только 10-клапанные версии.

Именно таким двигателем оснащен тестовый Ur quattro, с которым полноприводное купе ускоряется до «сотни», всего за 6,3 с. По современным меркам, немало, но это начальная версия данного купе. Например, укороченный Sport quattro разгонялся за 5,0 с – для конца 80-х это было очень быстро.
Управление Ur quattro не похоже на современные авто. Усилия на педалях значительно выше, зато в рулевом приводе гораздо больше прозрачности. На закрученных альпийских серпантинах управлять купе в предельных режимах одно удовольствие. Машина не страдает недостаточной поворачиваемостью, она буквально ввинчивается в виражи. Мотор тянет уже с самых «низов», а ощутимый турбоподхват начинается после 3000 об/ мин.

Сегодня стоимость подобного полностью оригинального Audi Ur quattro в идеальном состоянии в Германии доходит до 80 тыс. евро.

Полноприводная трансмиссия c 1987 года оснащена центральным дифференциалом Torsen, до этого «дифф» был обычным, с ручной блокировкой. А вот задний блокировался кнопкой на всех версиях.

Багажник Ur quattro невелик. Здесь же разместили запаску, бачок омывателя лобового стекла и фар головного света. Открывается багажник с помощью  рычага в проеме двери , почти как в отечественных «Запорожцах». 

Те 250 км, проведенные за рулем легендарного авто, я запомню надолго, жаль, что в Украине нет ни одного оригинального Ur quattro. Впрочем, владеть такой машиной хлопотно, на отсутствие некоторых запчастей жаловались даже представители Audi, в музее которого хранятся и обслуживаются данные автомобили.

 

Евгений Сокур

В Европе я ездил на очень многих авто, но именно на Audi quattro соседи по потоку и прохожие обращали максимальное внимание.

Audi Ur quattro

Общие данные

Тип кузова

купе

Дверей/мест

2/4

Габариты, Д/Ш/В, мм

4404/1723/1320

База, мм

2524

Клиренс, мм

170

Масса снаряженная/полная, кг

1380/1840

Объем багажника, л

н. д.

Объем бака, л

90

Двигатель

Тип

бенз. с распр. впр. турбо

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/4

Объем, см куб.

2226

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

162(220)/5900

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

309/1950

Трансмиссия

Тип привода

пост. полн.

КП

5-ст. мех

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск вент.

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Усилитель руля

гидро

Шины

215/50 ZR15

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

230

Разгон 0–100 км/ч, с

6,3

Расх. трасса–город, л/100 км

7,8–14,5

Стоимость автомобиля, в Германии, евро

80000