Идея создать спортивный автомобиль для четверых, а не для двоих человек появилась в Porsche довольно давно, но более-менее реальные черты автомобиля она начала приобретать только в 80-х годах прошлого столетия. Хотя концепты такой модели появлялись и раньше, но только Porsche 989 Concept, пусть далеко и не сразу, а через 20 лет, добрался до серийного производства.
Дебютировавший в 2009 Porsche Panamera предлагался с двигателями V6 и V8, но вскоре появилась и гибридная версия. А в ходе рестайлинга 2013 года добавилась модификация plug-in гибрид. По сути, это был первый серийный Porsche, который можно было подзаряжать от розетки.
Шло время, модель совершенствовалась, и вот осенью 2020 года компания из Штутгарта презентовала новые версии Panamera, среди которых, конечно же, и гибридные. Собственно, такую версию – Panamera 4 E-Hybrid – мне и посчастливилось протестировать!
Porsche Panamera 4 E-Hybrid снаружи
Выглядит Porsche Panamera солидно! Стремительная и покатая линия крыши, фирменная айдентика Порше с узнаваемой оптикой и мускулистые колесные арки – да-да, перед нами спорткар, сомнений быть не может. Автомобиль, кстати, немаленький и монументальный: чуть больше 5 метров в длину и почти два в ширину при высоте 1,4 метра.
Гибридную версию легче всего опознать по ярко-зеленым шильдикам и тормозным суппортам. Но если первые выглядят аккуратно и ненавязчиво, то вторые уж как-то очень “игриво”. В то же время сочетание глубокого синего цвета и черных колесных дисков просто великолепно! Ну и безусловно, E-Hybrid имеет второй лючок, под которым скрывается порт для зарядки Type 2. Разъем популярный, найти зарядную станцию с таким не проблема. К этой теме мы еще обязательно вернемся, а пока что думать об этом рано. Да и зачем, если спорткар (а это именно он!) заправлен и заряжен.
Porsche Panamera 4 E-Hybrid в салоне
Салон Panamera – это 4-местный кокпит, оформленный дорого и со спортивными акцентами. Звучит необычно, но на практике так и есть. Здесь четыре отдельных места, причем задние кресла не менее спортивные, чем передние. Высокий центральный тоннель с функциональными сенсорными панелями, и широкие пороги. Пожалуй, слишком широкие. И если на задние места садится приходится ожидаемо с пригибанием, то садясь на водительское место приходится переступать широкий порог.
Но перед тобой вертикально установленный руль, “парад приборов” с тахометром во главе и отвесная передняя панель, щедро инкрустированная карбоном. Погружение в мир Porsche начинается!
В функциональности водительскому месту не откажешь: масса настроек сиденья, электрорегулировка рулевой колонки, приборы, конфигурируемые по желанию (ведь крайние секции здесь это экраны), богатое меню мультимедийной системы и “тачпад” блока климат-контроля, фактически обрамляющий джойстик селектора “автомата”.
Физических кнопок-рычажков всего несколько штук. Дошло даже до того, что направление обдува центральных дефлекторов климатической установки регулируется через виртуальное меню на экране! Подобную схему я уже встречал в Porsche Taycan.
Не скажу, что это удобно, но зато очень пафосно и тонко подчеркивает технологичность модели. И спортивность и техно-стиль отлично соседствуют с великолепной кожаной отделкой, на которую здесь явно не поскупились. Большинство панелей интерьера обшито кожей, а тот пластик, что встречается, мягкий и приятный на ощупь.
В тестовой машине салон полностью светло-коричневый, причем оттенок его меняется в зависимости от освещения и выглядит очень благородно. Пожалуй, такой цвет больше другим подходит Panamera. Красный будет слишком кричащим, темный скрадывает размеры и уж слишком затемняет салон (хотя над вторым рядом сидений есть свой люк). Хотя по желанию вам предложат множество оттенков и их комбинаций, а также вариантов вставок.
Конечно, сидя за рулем такого автомобиля и будучи окруженным такой роскошью (а салон производит именно такое впечатление), сложно критиковать, но все же нашлись моменты, которые мне не очень понравились. Центральный тоннель не только высокий, но еще и очень широкий внизу, что ощутимо крадет место в ногах водителя и переднего пассажира (задним седокам в этом плане проще).
Трехспицевый руль не перегружен кнопками, но для этого инженерам пришлось сделать их многофункциональными, что при богатстве настроек вызывает путаницу. Реально пришлось сесть и разобраться, какая кнопка за какое меню и функции на приборной панели отвечает.
Но в остальном все очень хорошо! Здесь чувствуются гены Порше, да и сам салон по сути повторяет таковой у 911. Вот только тут больше места, просторнее и здесь есть багажник. Конечно у купе он тоже есть, но там он скорее формальный, а здесь – полноценный, объемом 403 литра. У обычных, не гибридных версий Panamera эта цифра еще больше. Да, порог высокий, зато погрузочный проем большой.
И добавлю, что есть еще модификация Sport Turismo, кузов которой по очертаниям кормы ближе к универсалу. Таким образом, Panamera легко вмещает четыре человека и их багаж и быстро и с комфортом увозит в заданном направлении. Собственно, философия машин Gran Turismo в этом и заключается. Проверим?
Как едет Porsche Panamera 4 E-Hybrid?
Для начала важное уточнение: сейчас гибридных версий для Panamera предлагается несколько. 4, 4S и Turbo S – все они возможны и с приставкой E-Hybrid, то есть в варианте подзаряжаемого гибрида. Распространяется это и на модификации Sport Turismo и Executive (удлиненная Панамера). Вот мы и добрались до самого интересного – до технической начинки гибридного Porsche.
Для того, чтобы обеспечить ему эту приставку, в 8-ступенчатую коробку передач PDK инсталлировали электромотор мощностью ровно 100 кВт (136 л.с.). Он развивает 400 Нм крутящего момента и одинаков для всех версий. В свою очередь, под капотом находится классический ДВС V6, а в случае с Turbo S – V8.
Как вы уже догадались, тестовая Porsche Panamera 4 E-Hybrid открывает линейку гибридных версий. Силовая отдача его 2.9 V6 составляет 330 л.с., а суммарная мощность гибридной силовой установки – 462 л.с. Крутящий момент и вовсе впечатляет – 700 Нм. На практике это означает, что первую “сотню” наш автомобиль разменивает за 4.4 секунды.
Вкратце пробежимся по другим характеристикам. Версия с шильдиком 4S E-Hybrid выдает 560 л.с. (этот же V6 здесь мощнее) и в разгоне до 100 км/ч уверенно выезжает из четырех секунд (3.7 с.). Ну а Turbo S E-Hybrid ожидаемо впечатляет! 700 л.с. и 3.2 секунды до первых 100 км/ч! Таким образом, это самая мощная версия Panamera на сегодняшний день. Ну а динамика этих моделей находится на уровне 911! Да, там будут отличаться доли секунды, но мы все же не на треке.
Хотя представители Porsche всегда с гордостью заявляют, что любой Порше – это гоночный автомобиль, приспособленный для езды на гоночном треке. И на Driving Academy (нечто вроде школы езды Porsche, куда может попасть любой желающий, не только журналисты), на которой мне посчастливилось побывать несколько раз, Panamera утюжила гоночный трек не хуже других моделей. Действительно, за рулем этой машины ты забываешь о 5 метрах длины и 2 тоннах снаряженной массы, так легко и точно она управляется!
Но сейчас у меня городской маршрут и большой интерес к гибридной установке. Поэтому из нескольких режимов езды, среди которых два спортивных (!), я выбираю автоматический гибридный. Есть еще E-Hold (сохранение текущего заряда батареи), когда автомобиль не будет тратить заряд, а значит электро запас хода уменьшаться не будет. Соответственно, его можно будет использовать там, где необходимо, к примеру в центре тех городов, куда въезд с ДВС закрыт. И есть еще E-Charge, когда автомобиль будет заряжать сам себя (не только рекуперацией на торможении, но постоянно).
Предоставив все решать автоматике, прислушиваюсь к почти бесшумной езде за рулем Panamera – необычно! В ходе обновления емкость аккумулятора увеличили до 17,9 кВт, соответственно, вырос и запас хода на электротяге – до 56 км по циклу WLTP. Любопытно отметить, что с момента появления гибридной Panamera, емкость батареи и запас хода увеличились вдвое. Ну и само собой повысилась мощность силовой установки.
Настройки выполнены таким образом, что при достаточном заряде батареи на электротяге можно разогнаться до 140 км/ч, а значит этого хватит и для города и для трассы.
Через некоторое время в работу вступает бензиновый V6 и даже несмотря на всю аккуратность этого, ласкает слух звуком работы и выхлопа. В принципе, классическая схема работы, ничего нового. Но очень скоро я оказался перед выбором: либо ехать максимально экономично, собирая по крупицам заряд в батарею, тихонько катиться, либо не стесняясь нажимать на педаль акселератора (в рамках ПДД, конечно же!). Чаще побеждал второй вариант, ведь я все-таки за рулем Porsche.
Он очень легко и незаметно набирает скорость, он каждый раз демонстрирует, что запас под педалью у него еще немаленький, и абсолютно по спорткаровски управляется! В городе конечно надо быть осторожным, банально чтобы незаметно для себя не превысить скоростной лимит, но удовольствие от управления таким автомобилем получаешь на любой скорости.
Довелось испытать и подзарядку Panamera 4 E-Hybrid. Это просто, достаточно найти любую зарядную станцию с разъемом Type 2, но не быстро. Потому как зарядное устройство самого автомобиля готово принимать порядка 3,3 кВт*ч, а значит до полной зарядки батареи вам понадобится не менее 5 часов, независимо от самой зарядной станции, пусть даже она и супер быстрая.
Поэтому идеально заряжать PHEV ночью, обычной бытовой сети, чтобы наутро получить полный запас хода на электротяге, которого, скорее всего хватит на целый день. Это обойдется вам до 30 грн. Можно и во время похода по магазинам или супермаркету, если поблизости есть зарядная станция. Часа за полтора получить дополнительный запас хода в 15-17 км – почему бы и нет? Только стоит учесть, что на публичной зарядке тариф будет заметно выше.
Но вряд ли такой автомобиль покупают ради экономии, учитывая цену на гибридные Panamera, стартующие от 3,3 млн. грн. Тут скорее вопрос в многогранности. Ведь вы приобретаете 4-местный спорткар, способный ездить быстро, ездить на электроэнергии, но при этом не привязанный к электрозарядке. Как бы то ни было, заправить машину с ДВС сейчас проще и быстрее, нежели зарядить электрокар. С другой стороны, Panamera уже не так молода, а по уровню хайпа тот же Taycan сейчас будет все же круче.