Сколько может проехать Renault ZOE в украинских условиях
К французскому электрокару Renault ZOE я присматривался поэтапно: сначала знакомство на автосалоне, затем пару коротких тестов и вот наконец-то более-менее длительные испытания, если таковыми можно назвать езду на автомобиле неделю. Конечно, не самая продолжительная эксплуатация, но еще свежи в памяти времени, когда подобные машины давали “до разрядки аккумулятора”, которого могло хватит на пару поездок на работу и обратно на другой берег Днепра.
А на Renault ZOE очень многообещающая рекламная надпись на борту о запасе хода в 400 км! Правда, со скромной ремаркой, что по циклу NEDC. Но у нас цикл будет другой: городской, реальный. На выезде из ворот дилерского центра приборная панель показывала остаток пробега ровно в 300 км на полном заряде батареи. К тому же, дело происходило в теплые осенние дни, поэтому боязни, что “не дотянем” не было вовсе.
Но рациональные мысли “а где же буду заряжаться?” начали закрадываться уже в первый вечер. По старой памяти еду на ближайшую заправку КЛО, благо она совсем рядом. Но в отличии от прошлого года нынче “шары” уже нет, и бесплатно подзарядиться не получится. Установленный тариф на момент теста – 44 коп./минута. Интересно… Для начала использования услуги необходимо скачать и зарегистрироваться в мобильном приложении OnCharge, пополнить счет и активировать зарядное устройство. И все это также через смартфон! Удобно и современно. Подпитав немного батарею, больше даже для эксперимента, чем для серьезного запаса хода, я отправился дальше. За 15 минут удалось пополнить запас в батарее на 1.6 кВт*ч, заплатив за это 6,81 грн. Таким образом, 1 кВт*ч обходится здесь в 4,25 грн. А учитывая, что до полной зарядки (с запаса в 89%) бортовой компьютер ZOE прогнозировал час двадцать, то пришлось бы выложить 35,2 грн. По сравнению со стоимостью бензина или дизеля – сущий пустяк, но потеря во времени значительная.
Дизайн Renault ZOE
Нельзя сказать, что Рено ZOE не привлекает внимания. На него обязательно посмотрят… если услышат! Ведь электромобиль передвигается почти бесшумно и только на малых скоростях издает негромкое “подвывание”. Пусть и в классическом кузове хэтчбека B-класса, его дизайн не лишен интересных элементов. Наиболее эффектен передок с его зауженными фарами и сильно скругленным бампером. Есть в этом что-то космическое, особенно когда автомобиль в голубом цвете, как наш тестовый. Корма оформлена чуть попроще. А в целом в стилистике чувствуется влияние “био-дизайна” с его округлыми и плавными линиями. Стремясь то ли снизить коэффициент сопротивления, то ли “замаскировать” хэтчбэк под купе, дизайнеры упрятали наружные ручки задних дверей в и стойки.
Решение не ново, но в данном случае неудобное. Клавиша открывания маленькая, и мало того что видна не сразу, так еще не пойми, как за нее ухватиться чтобы и дверь открыть, и пальцы не прищемить. В остальном замечаний по внешности больше не нашлось. Вилка зарядки в Renault ZOE прячется за крупным значком Renault спереди, что вполне удобно, ведь к станциям зарядки подъезжаешь как раз носом автомобиля. Открывается значок-лючок с помощью кнопки с водительского места или на брелоке. Они же используются, чтобы отстегнуть вилку зарядного устройства – просто так ее не вытащить.
Внутреннее пространство Renault ZOE
Внутренний мир Renault ZOE довольно интересен, хотя забегая наперед скажу, что пластики отделки твердые и во многом сами материалы кажутся простоватыми. Но тканевая обивка, например, с водоотталкивающим покрытием Teflon. Цвет интерьера в тестовой машине сплошь черный, и его с трудом могут разбавить синие вставки. То тут то там глаз выделяет надпись Z.E. (Zero Emission, т.е. нулевые выбросы). А что, пусть владелец едет и гордится, что его автомобиль при движении не выделяет СО2, как коптящие то сизым то черным дымом соседи по потоку.
Передняя панель выполнена в том же округлом стиле и не только гармонирует с внешностью, но и визуально добавляет пространства. Хотя на его недостаток ни передние, ни задние пассажиры жаловаться не будут – даже с учетом того, что они фактически сидят на батарее, которая занимает большую часть подпольного пространства, инженерам удалось разместить всех с комфортом – места над головой хватает. Пусть на заднем ряду с моим ростом 1.82 и впритык, но тем не менее. Ноги тоже совершенно не стеснены, но при поездке впятером стоит учитывать, что это все же B-класс с соответствующей шириной, и среднему пассажиру заднего ряда будет тесно.
Стиль интерьера нисколько не спорит с практичностью и эргономикой. Его детали продуманы, а пространство использовано функционально. Есть и места для мелочевки, и большие отсеки. Да и по органам управления все традиционно, включая селектор автомата. Возможно потому, что он почти полностью позаимствован у хэтчбека Clio.
Немного узковатой кажется цифровая приборная панель, но вся главная информация на ней помещается. На тесте у нас более оснащенная версия Intense, а это значит, что мультимедийная система R-Link с 7-дюймовым цветным сенсорным экраном оснащена навигацией. Работать с ней одно удовольствие – просто и наглядно, тем более центральная консоль здесь это своего рода отдельный подиум.
Устраиваясь на водительском месте обнаруживаю несколько его особенностей. Обладая высокой спинкой, оно очень удобно для меня по посадке. Но вот боковой поддержки здесь нет априори, а еще отсутствует регулировка кресла по высоте. Но лично для меня она оказалась оптимальной – благодаря постаменту из батареи и посадка с высадкой также удобны.
Объем багажника заявлен на уровне 338 литров – отлично для такого хэтчбека. Причем благодаря выемке в полу, куда отлично помещаются две сумки с кабелями для зарядки, не крадется место у основного отсека. Но на запасное колесо, увы, рассчитывать не приходится. Спинка заднего дивана складывается только целиком, что неудобно уже на моменте начала этой манипуляции. Но еще больше меня смутил неприкрытый ничем металл на пороге багажника! Все-таки не бюджетный хэтч, зачем эта экономия “на спичках”.
Почему сумки две, спросите вы? Потому как ZOE комплектуется кабелем с разъемом Type 2, Mannekes, который является самым распространенным, ну а кабель для зарядки от обычной бытовой сети можно приобрести, как “опцию”.
Renault ZOE в движении
Но пока в батарее есть запас энергии, о зарядке можно не думать! Остаток хода в 280, 250 и даже 200 км не внушает психологического страха о скором поиске “розетки”. Возможно, сказывается еще и компактный формат авто, который даже на подсознательном уровне не воспринимается прожорливым. Забегая наперед отмечу, что за время теста расход колебался в пределах 13-14 кВт*ч на 100 км, что вполне позволяет говорить о реальном запасе хода в 300 км. Собственно, столько тестовый ZOE и пробежал на одном заряде, причем бортовой компьютер очень четко выдает информацию по запасу хода. Проехали 100 км – осталось на 200, 150 км – на 150 и так далее. Отмечу также, что в ходе журналистских тестов акции “Автомобиль года в Украине”, ZOE без подзарядки легко преодолел расстояние от Черкасс до Киева, что составляет чуть более 200 км. В целом скорость была невысокой, 90-100 км/ч, а средняя по итогу поездки составила 69 км/ч. При этом, запаса хода оставалось еще на 20 “страховочных” километров. Так что вылазки в пригород можно делать смело, а можно даже замахнуться на поездку Киев-Житомир-Киев, например. Но отправляясь на более дальние расстояния, придется тщательно планировать маршрут с учетом наличия зарядных станций.
Конечно, пересев на электромобиль, вам не придется учиться заново, но свои особенности в управлении здесь есть. Главная из них заключается в грамотном использовании энергии торможения. Ведь каждое замедление – это рекуперация энергии и лишние сотни метров в копилку запаса хода. Там сотня, здесь три, смотришь, за день и на несколько бонусных километров набежало! Легче их накопить тому, кто умеет просчитывать дорожную обстановку.
Второй позитивный нюанс состоит в том, что вы можете более уверенно чувствовать себя в поворотах. Низкий центр тяжести, обеспеченный батареей, буквально примагничивает хэтчбек к дороге. Конечно, его ходовые повадки не идеальны: ZOE кренится, не всегда отрабатывает дорожные неровности и не старается прописывать траекторию “как по рельсам”. Конечно, от электромобиля этого не ждешь, но все же хотелось бы большей филигранности в работе ходовой. Все это объясняется еще и тем, что автомобиль нелегок (его снаряженная масса составляет 1,5 тонны) и подвеска здесь уже изначально нагружена.
Ведь динамика электромобиля поначалу постоянно подстегивает к активной езде! Нет, он не рекордсмен в разгоне до сотни, но дозволенные городские 50 км/ч ZOE c мотором мощностью 92 л.с. набирает очень резво! Поскольку вся тяга в 220 Ньютонов доступна здесь с самого старта! К 80 км/ч темп набора скорости стихает, а после 100 и вовсе идет вяленько. А там и “максималка” недалеко – она заявлена на уровне 135 км/ч. Впрочем, желание порезвиться прямо пропорционально запасу хода – чем он меньше, тем спокойнее вы едете и тем лояльнее относитесь к кнопке Eco возле селектора КПП.
Вот тогда то и начинаешь задумываться о том, где дозаправляться. И вопрос уже не в “шаре”, а в удобстве и скорости! Избалованный авто с ДВС, баки которых заправляются за считанные минуты, я психологически не готов простаивать у розетки по нескольку часов. И опять же, если у вас не частный дом и не гараж с хорошей электрикой, придется искать другие варианты, которых по-прежнему все еще немного.
И искать их лучше всего с помощью приложения PlugShare. В нем отображены на карте зарядные станции по всему миру с указанием типа разъема, ценой, отзывами тех, кто уже пользовался сервисом и даже фотографиями. В общем, для новичка отличный вариант! Или если впервые на электромобиле в новом городе. С помощью нее я быстро узнал, что ни возле дома, ни возле работы зарядных станций нет. Нет их даже в ближайшем радиусе, чтобы можно было оставить автомобиль и пойти пешком домой/на работу, а потом вернуться за ним спустя несколько часов. Поэтому было решено в поисках “точки подпитки” оттолкнуться от параметров бесплатности – раз уж ехать куда-то, то за “шарой”!
Такие варианты, как например AutoEnterprise, TOKA и STRUM не подходят, а вот сеть зарядок Go To-U вариант. Там пока еще бесплатно, к тому же часть из них расположена на АЗС OKKO, позволяя более-менее с комфортом дождаться подзарядки. Но и здесь без приложения не обойтись! И необходимо оно для того, чтобы в буквальном смысле слова занять очередь. Мне повезло – Leaf передо мной уже уезжал, за ним никого не было, а владелец любезно провел ликбез. В данном случае уже понадобилась манипуляция с кабелями. И хотя погода была сухой, процесс разматывания и сматывания мне не очень пришелся по душе. А вот зарядкой я остался доволен! За 45 минут батарея зарядилась с 49% до 75%, увеличив запас хода Рено Зое со 150 до 230 км. Еще час (по прогнозам борт-компьютера) и было бы 100%. Да, вроде бы и неплохо, но мне скорее повезло. Ну вот представьте себе ситуацию, когда АЗС в городе мало, и на каждой из них по одному, максимум по два заправочных пистолета? А ведь количество электромобилей пусть медленно, но неуклонно растет, и скоро такая ситуация не будет такой фантастической.
Подводим итоги
С одной стороны, если говорить об электромобилях как таковых, то их все еще очень мало на наших дорогах, а те, что продаются – в основном подержанные экземпляры. К примеру, за октябрь было продано 643 новых авто на электротяге, но новых всего 77 (по данным Укравтопром). Но даже эти цифры объясняются временной отменой НДС и акциза на импорт электромобилей, которая продлится лишь до конца 2018 года. А продажи таких авто сдерживает в том числе и слабо развивающаяся инфраструктура. С другой, потребительские качества электромобилей растут – они уже не похожи на какие-то диковинные машинки, во многом практичны и имеют приличный запас хода. Tesla не вспоминаю, ведь со своей ценой она стоит несколько особняком.
Да, с пробегом Рено Зое в 300 км уже можно всерьез говорить о полноценной ежедневной эксплуатации, не перемещаясь при этом от розетки к розетке. Конечно, взглянув даже на акционный ценник в 843.500 грн. можно резонно возразить, что альтернатив с ДВС за такие деньги более чем достаточно. Однако, если говорить о конкурентной среде, то и BMW i3, и Hyundai Ioniq, и KIA Soul EV, и завозящийся “в серую” Nissan LEAF стоят таких же, если не больших денег. А вот по батарее Renault ZOE в лидерах – 41 кВт*ч это один из лучших показателей на сегодня.
Технические характеристики Renault ZOE:
Тип кузова | хэтчбек |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4084/1730/1562 |
База, мм | 2588 |
Масса снаряженная, кг | 1468 |
Объем багажника, л | 338 |
Тип двигателя | электро |
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин | 68 (91) |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 220 |
Тип привода | передний |
КП | автом., редуктор |
Максимальная скорость, км/ч | 135 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 13,2 |
Запаса хода, км (цикл NEDC) | 400 |