Каковы факторы популярности авто? Низкая цена и стоимость содержания, простота обслуживания, практичность. Именно этим критериям не соответствовали электромобили. Но ситуация меняется. В этом я убедился на тест-драйве серийного Nissan Leaf в Москве.
Каковы факторы популярности авто? Низкая цена и стоимость содержания, простота обслуживания, практичность. Именно этим критериям не соответствовали электромобили. Но ситуация меняется. В этом я убедился на тест-драйве серийного Nissan Leaf в Москве.
Каковы факторы популярности авто? Низкая цена и стоимость содержания, простота обслуживания, практичность. Именно этим критериям не соответствовали электромобили. Но ситуация меняется. В этом я убедился на тест-драйве серийного Nissan Leaf в Москве.
При стоимости в Европе 30 тысяч евро (с учетом государственных субсидий) Nissan Leaf хоть и недешевый, но на рынке он уже может составить конкуренцию традиционным автомобилям. И нет никаких сомнений, что переплата будет компенсирована благодаря экономии при эксплуатации машины. Кроме того, владельцу электрокара предоставляется множество льгот. Например, если въезд в центр города платный, то для хозяина такого авто – нет. Также бесплатно можно пользоваться специально отведенными местами на парковках, выезжать на полосу, предназначенную только для автобусов, а в случае, если вы живете в многоквартирном доме, муниципалитет во дворе бесплатно установит вам розетку. Конечно же, у нас подобное – пока фантастика. И именно поэтому перспективы Nissan Leaf в Украине весьма туманны. Представители компании обмолвились, что, возможно, они у нас появятся, но не раньше 2015 года.
Ставка на практичность
Если снаружи Nissan Leaf имеет несколько футуристический вид, то внутри сходство с обычным легковым хэтчбеком практически стопроцентное. Посадка в салон удобна, единственный минус – отсутствие регулировки руля по вылету.
А вот сам руль достаточно хорош, обод толстый, с приливами в месте хвата рук. Найти отличия в интерьере от салона обычного 5-дверного хэтчбека непросто. Электрическую «подноготную» выдает разве что щиток приборов. Так, на датчике уровня топлива из символа автозаправочной колонки здесь выходит вилка розетки. А роль тахометра выполняет указатель использования мощности.
Без шума и пыли
Благодаря компактности аккумуляторных батарей конструкторы не были ограничены в компоновке автомобиля. Как и у большинства автомобилей, мотор в Nissan Leaf установлен спереди. А вот его характеристики вовсе не свойственны двигателям внутреннего сгорания. Так, мощность в 109 л. с. доступна в диапазоне от 2730 до 9800 оборотов в минуту. А максимальный крутящий момент – уже с нуля и до 2730 оборотов.
Первое, что нарушает привычное ощущение от классического автомобиля, – запуск силового агрегата. Обычно нажал кнопку запуска – и подсознательно ждешь звука мотора, взметнувшейся стрелки тахометра. А здесь ни того, ни другого. Если не считать отсутствия шума, то Leaf ничем не отличается от традиционного автомобиля. Перевел селектор в положение «драйв» и, нажав на газ, поехал. Причем довольно бодро. В обычном режиме до «сотни» Leaf разгоняется всего за 10 секунд, а максимальная скорость машины составляет 140 км/ч. Конечно, если так «дубасить», не стоит рассчитывать на запас хода в 175 км. Ведь стиль вождения, несомненно, как и в любом другом автомобиле, влияет на запас хода. Впрочем, как и дорожный ландшафт, а также использование климатической установки. Но и здесь, используя приемы экономичного вождения, можно увеличить запас хода. Например, проехать 200 км – не проблема. Естественно, для этого придется включить режим движения eco-drive. В таком режиме машина существенно теряет в динамике, однако в городской толчее с этим можно смириться. Когда стоишь в пробке, расход энергии идет только на работу климатической установки. Отключив ее, к запасу хода можно прибавить 10% от оставшегося пробега. Кроме того, в отличие от ДВС электромотор не имеет холостого хода, то есть двигателю авто, стоящего в пробке, не нужна энергия.
На рынке авто представлено в двух комплектациях – европейской и скандинавской. Единственное отличие второй – обогрев рулевого колеса и передних кресел.
Всегда на связи
Проконтролировать степень зарядки и состояние своего автомобиля, включить климатическую установку можно, даже находясь в другой части земного полушария. Nissan Leaf можно подключить к сети Internet и «управлять» им с помощью компьютера, а также смартфона, установив в свой iPhone или Android специальное приложение.
Подвеска Leaf очень напомнила мне Nissan Tiida – такая же мягкая и комфортная. Лежачих полицейских она практически не замечает. А вот ямы в Москве я так и не смог найти. К тому же оценить управляемость автомобиля в центре столицы России совсем непросто, так как дорожная полиция на улицах здесь, наверное, самая многочисленная в мире. А вот руль, оснащенный естественно, электрическим усилителем, слишком легкий, хотя для города – самое то.
Заряжая машину ночью, можно экономить. Ведь в некоторых странах Европы, как и в Украине, существуют более выгодные ночные тарифы на электричество.
Ждем 2015 года?
Конечно же, очень жаль, что то, что является настоящим для Европы, Америки и Японии, для нашей страны пока остается будущим. Nissan Leaf оказался полноценным практичным автомобилем. К тому же весьма экономичным. Как показали исследования Nissan в Британии, владелец Leaf при пробеге автомобиля в 15 тыс. км тратит на электричество всего 306 евро, тогда как заправка топливом семейной машины с 1,5-литровым дизельным двигателем обойдется более 1,1 тыс. евро.
Почти «мобильный»
Распределяя аккумуляторные батареи в Leaf, инженеры Nissan убили сразу двух зайцев. Для начала они не стали создавать одну большую и громоздкую АКБ, расположив в Leaf 48 зарядных элементов. По сути, аккумуляторы мало чем отличаются от элемента в мобильном телефоне. Литий-ионная батарея надежна и долговечна. Так, спустя пять лет она сохраняет 80% своей емкости, да и на этот срок на аккумуляторы Nissan Leaf действует заводская гарантия. Кроме того, система регулярно тестирует каждый элемент и в случае выхода одного из 48-ми из строя его можно поменять. Другая выгода, АКБ в Leaf размещены в полу, что не только позволило создать нормальную архитектуру салона, но и понизить центр тяжести авто, что положительно сказывается на управляемости. Заряжается Leaf двумя способами. Первый – «экспресс» продолжительностью 30 минут. В этом случае АКБ зарядятся до 80% своей емкости, но злоупотреблять подобной зарядкой не стоит, это необратимо снизит ресурс батарей. Если вы спешите, можно и не ждать полчаса, зарядив машину в течение 10 минут, – этого хватит примерно на 50 км. Второй – от обычной розетки на 220–240 В с силой тока 16 А, для этого в комплекте с авто прилагается адаптер, напоминающий зарядку ноутбука, но чуть большего в размера. Длительность такой зарядки куда больше – 8 часов, но за ночь Leaf можно зарядить.
Резюме
Кузов и комфорт | |
Салон ничем не уступает обычным автомобилям с ДВС. Здесь просторно и удобно. Комфорт поддерживает мягкая подвеска. С помощью сети Internet можно из дому запрограммировать зарядку машины или, например, прогреть салон, включив климат-контроль. | Проем багажника узковат, а перевозить крупногабаритный груз неудобно из-за высокой перегородки. Здесь вовсе не предусмотрена запаска, только ремкомплект для починки шины. |
Силовой агрегат и динамика | |
Максимум тяги доступен уже с нуля оборотов. Динамика в 10,0 с – неплохой показатель для городского авто. | С запасом хода 175 км и зарядкой продолжительностью 8 часов до Крыма придется ехать почти двое суток. |
Финансы и оснащение | |
По заверениям Nissan, стоимость обслуживания электрического Leaf на 15% меньше, чем аналогичного бензинового хэтчбека. | Перспективы появления Nissan Leaf в Украине весьма туманны. |
Nissan Leaf | |
Общие данные | |
Тип кузова | хэтчбек |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4445/1770/1550 |
База, мм | 2700 |
Колея передн./задн., мм | 1540/1535 |
Клиренс, мм | 160 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1520/1965 |
Объем багажника, л | 330 |
Двигатель | |
Тип | электромотор |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 80(109)/2730–9800 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 280/0–2730 |
Аккумуляторная батарея | |
Тип | литий-ионная |
Напряжение, Вольт | 360 |
Мощность, кВт·ч | 24 |
Трансмиссия | |
Тип привода | передний |
КП | постоянная передача с редуктором и инвертором передней/задней передачи |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. |
Усилитель | электро |
Шины | 205/55 R16 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 10 |
Расчетный пробег на одной зарядке, км | 175 |
Мин. стоимость, евро* | 30 000 |
*С учетом субсидий государства |