X

«Козак»: Ты бы пошел с ним в разведку?

У военных своя мода, в том числе и на автомобили. В последние несколько сезонов актуальными у них считаются вот такие легкобронированные «проходимцы». Они многоцелевые: хочешь – в разведку, хочешь – в открытый бой, хочешь – в штаб за офицером связи. Да и за продуктами в супермаркет смотаться ничего не помешает...

У военных своя мода, в том числе и на автомобили. В последние несколько сезонов актуальными у них считаются вот такие легкобронированные «проходимцы». Они многоцелевые: хочешь – в разведку, хочешь – в открытый бой, хочешь – в штаб за офицером связи. Да и за продуктами в супермаркет смотаться ничего не помешает…

У военных своя мода, в том числе и на автомобили. В последние несколько сезонов актуальными у них считаются вот такие легкобронированные «проходимцы». Они многоцелевые: хочешь – в разведку, хочешь – в открытый бой, хочешь – в штаб за офицером связи. Да и за продуктами в супермаркет смотаться ничего не помешает…

Не каждый день в Украине появляются автомобили. Этот задуман и сделан не на одном из наших уважаемых автозаводов, а в фирме, специализирующейся на бронировании готовых транспортных средств. Поэтому неудивительно, что «Козак» – так его назвали – надежно защищен стальной броней. А что же скрывается под его камуфлированной пулестойкой оболочкой: танк или все-таки автомобиль?

В магазине не купишь

Это мы, гражданские, выбираем машину в автосалоне, перелистав предварительно кипу бумаги и мегабайты электронных сайтов. У военных другие привычки – им проще покупать технику по собственному вкусу непосредственно у производителя. И они внимательно присмотрелись к многоцелевому автомобилю, спроектированному киевским предприятием «Практика» для выполнения специфических военных задач. Прежде всего – для коротких и стремительных рейдов по городам и населенным пунктам с недружественным населением. Для таких отнюдь не увеселительных поездок считается достаточным бронирование по среднему, 3-4 классу защиты. Иначе говоря, непревзойденный в популярности автомат Калашникова не сможет поразить «Козака» с расстояния 10 метров. Быть еще более надежным напарником в разведке нашему «молодцу» поможет тяжелое стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше машины.

Попутно имеется в виду, что военным может понадобиться аналогичный автомобиль с более эффективной защитой – для действия в качестве ударной силы в открытом бою. На такой случай конструкторы «Козака» зарезервировали ощутимый процент грузоподъемности своего детища, чтобы можно было увеличить толщину брони с 5 до 8 миллиметров. Наконец, можно заказать и облегченную, гражданскую версию «Козака» – без брони, с кузовом из обычной стали.

Экран заднего обзора и блок климат-контроля соседствуют с навигатором (ГЛОНАСС+GPS), рацией, прибором радиационной разведки и прочим.

В отличие от многих машин-аналогов, кресла на «противоминной» раме и с развитыми подголовниками положены всему экипажу.

Делитель «раздатки» увеличивает количество передач трансмиссии в четыре раза.

Четырехточечные ремни – лишь часть комплекса мер, гарантирующих жизнь при подрыве на 3-килограммовом фугасе.

Проблемы бегемота

Дослушивая рассказ представителя «Практики» на тему «броня крепка», берусь за расположенную на уровне плеч ручку и тяну на себя – дверь или все-таки люк? Несомненно, это автомобильная дверь: с мягкой дверной картой, подсветкой порога, подлокотником. В том же духе и прочие детали интерьера: массивное торпедо, анатомические кресла, маленький руль и тщательно подогнанная обивка, под которой скрываются 60-миллиметровые маты – поглотители осколков.

«Танковых» ощущений пока что – ноль. Однако и с «гламуром» напряженка. Во всяком случае, барышень в узких юбках тут не покатаешь, поскольку до уровня пола приходится подтягиваться, вцепившись в поручень на стойке. В салоне не по-танковому просторно, особенно в районе задних сидений, перед которыми можно просто ходить. А разве бывают танки с климат-контролем? Может быть, и нет, но что делать – ни одно из намертво встроенных в металл многослойных 56-миллиметровых бронестекол не опускается. Как же иначе обеспечить микроклимат в боевых условиях? А если автоматический прибор радиационной разведки выявит заражение местности, климатическая установка с фильтрами обеспечит внутри машины повышенное давление, чтобы не допустить зараженный воздух в салон.

Обзорность для броневика хороша. Хотя передняя стойка крыши перекрывает широкий сектор слева от водителя, это почти не мешает видеть пешеходов: из-за высокой посадки водителя они оказываются где-то ниже, за кромкой капота. Еще одна придирка – не особо хорошо просматривается через правое зеркало нижний сектор, и при маневрировании приходится подстраивать зеркало электроприводом. Заднего окна попросту нет, и ориентироваться приходится исключительно по видеокамере, что требует привыкания. Однако учитывая назначение и прочность машины, тут уместно вспомнить анекдот о плохом зрении гиппопотама: при его массе это не его проблема.

Заокеанский вояка HMMWV (он же – Hummer H1) против нашего «Козака»
просто малыш. Стоят «броневики» такого класса от $120 тыс. до $250 тыс.

В багажнике – сразу две двери. Здесь перевозят вооружение, в данный момент не установленное в люке на крыше.

Полный вперед!

Управлять «Козаком», как и ехать в нем в качестве пассажира, отнюдь не утомительно. Вибрации ходовой части почти не передаются с рамы на кузов, звук работы силового агрегата слышится как отдаленный гул и только при энергичном разгоне прорывается в салон. Педали хоть и не тугие, однако величина их хода выдает родство с грузовиком. Передачи в КП и «раздатке» переключаются четко. Принадлежность к бронетанковой когорте в движении явно заметна. При резком замедлении машина не по-легковому клюет тяжелым носом, в котором размещен заключенный в бронекапсулу турбодизель. Снабженный гидроусилителем руль легкий, но не особо точный и практически без легковой обратной связи. Стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях помогают избегать глубоких кренов, но когда пятитонная махина на скорости полсотни «кэмэ» входит в поворот, да еще на волнистом проселке… Трудно говорить о стабильности кузова, но на такой случай в салоне есть прочные ручки.

У дизеля с интеркулером и турбиной изменяемой геометрии – своя бронекапсула внутри легкой листовой обшивки.

Зависимая рессорная подвеска обоих мостов выбрана как самая неприхотливая и ремонтопригодная.

Пересекая местность

Насколько динамичной показалась машина на асфальте, настолько же приспособлена она к преодолению разнообразных препятствий – воронок, развалин, заграждений. Нешуточный клиренс в 365 мм, огромные углы рампы (38°), въезда (50°) и съезда (40°) характеризуют «Козака» как очень серьезного «проходимца». Преодолеваемый брод – 1,5 м, окоп – шириной 0,7 м, подъем – 45°.

В помощь «геометрии» – четырехступенчатая раздатка. В КП включаем первую, в раздаточной коробке один рычаг ставим в положение 1:3, второй – на отметке 1:1,3. Это самая низкая из возможных 24 передач. Педаль в пол, ровно и натужно ревет дизель, гудит трансмиссия… Стрелка спидометра ползет к цифре… 5 км/ч. Окажись сейчас перед нами стена высотой до 0,4 метра, машина без остановок переползет ее. Межосе­вой дифференциал, в нормальной ситуации делящий момент по осям в соотношении 38:62, при помощи электропневмопривода можно блокировать в режиме 50:50. Есть блокировка и у заднего межколесного «дифа». Нам пришлось убедиться, насколько хорош полный привод «Козака» в сочетании с развитыми грунтозацепами шин – пятитонная машина легко выбиралась из колеи даже на рыхлом песчаном грунте.

Полностью зависимая рессорная подвеска наделена огромной энергоемкостью, благодаря чему удается поддерживать высокую среднюю скорость движения по разбитым дорогам и пересеченной местности. Понятное дело, комфорт при этом относительный, экипажу периодически приходится хвататься за ручки и поручни. Зато мелкие дефекты шоссе полностью поглощаются огромными колесами с высокопрофильными диагональными шинами от ГАЗ-66. В качестве варианта предусмотрена установка более низкой радиальной резины Michelin размером 225/100 R16.

Хочешь мира?

Да, новый отечественный автомобиль понравился. Но – парадокс – видеть его на наших улицах как-то не хочется… Куда лучше любоваться мирными легковушками более оптимистичных расцветок, нежели хаки. Впрочем, именно поэтому нам не обойтись без «Козака» и его «друзей»-аналогов.

Что внутри

 

Самые ответственные узлы и системы (включая топливную) позаимствованы у полноприводного IVECO Daily 4×4.

Кроме украинского кузова и радиотехнического оборудования, в конструкции автомобиля применены узлы и агрегаты зарубежного производства. Дизель с интеркулером и турбиной изменяемой геометрии, рама и ходовая часть – производства компании IVECO (модель Daily 4×4). 6-ступенчатая коробка передач – ZF. Колеса – аналогичные одному из лучших «проходимцев» всех времен и народов – ГАЗ-66. В оборудовании салона использованы комплектующие от грузовиков IVECO. Этой же марке принадлежит 12-вольтная, чисто автомобильная часть электрооборудования. Проводка сети напряжением 24 вольта питает специальное оснащение военного назначения.

Мнение

Евгений Малашин

Главный конструктор проекта

Мы создавали эту машину, изучив лучшие зарубежные аналоги. Ей еще предстоят серьезные ходовые испытания и госприемка, но у нас есть основания ожидать, что «Козак» покажет себя во многом лучше конкурентов. Уже сегодня мы располагаем вариантами этой машины с кузовами типа пикап и фургон, которые могут служить носителями тяжелого вооружения, а также штабным, санитарным или десантным транспортом. Если будет заказ, сможем поставить в строй до 100 «Козаков» в год.

Если «Козак» понравится военным, запустим его в серию.

Броня крепка

Пассажирский модуль сварен из швейцарской брони толщиной 5 мм. Число сварочных швов, снижающих пулестойкость, сведено к минимуму, существующие усилены накладками брони. Окна закрыты бронестеклом толщиной 56 мм. Дно пассажирского модуля – двойное, его нижняя часть имеет V-образную форму для повышения противоминной стойкости. Дополнительную защиту от взрывной волны создают размещенные в двойном полу аккумуляторные батареи и бак с дизтопливом. Чтобы толчок при подрыве через сиденья не травмировал экипаж, все кресла закреплены на особой раме, подвешенной к бортам.

Силовой отсек состоит из пулезащищенной бронекапсулы двигателя и внешнего оперения из легкой стали. Бронированы крышка капота и багажник, силовая схема которого не связана с пассажирским модулем.

Каждое сиденье подвешено на раме и касается пола лишь в трех точках – через
«противоминные» амортизаторы.

Багажник, называемый здесь хозотсеком, отделен от обитаемой части кузова.

Стекла толщиной более 5 см не пропускают звук и не открываются. Для общения с окружающими предусмотрен интерком.

Полимерные вставки в шинах позволяют покинуть поле боя на простреленных колесах со скоростью 50 км/ч. Полуавтоматическая подкачка – опция.

V-образное днище направит часть энергии разорвавшейся мины в стороны от пассажирского бронемодуля.

Если завтра в поход…

Украинский бронеавтомобиль проектировали с учетом современных требований к бронетехнике в условиях локальных конфликтов. Соответствующим образом подобран и комплект вооружения. Это может быть крупнокалиберный пулемет НСВТ (12,7 мм, 500 патронов), более скромный ПКМС (7,62 мм, 2500 патронов) или автоматический гранатомет АГ-17 (37 мм, 100 гранат). Перед выполнением боевого задания экипаж выбирает любую из названных систем и крепит ее на крыше в районе люка вместе с устройствами подачи боеприпасов, лотками для отвода гильз и пр. Незадействованное оружие перевозится в специальной укладке в хозотсеке машины.

Когда стоишь во вращающемся люке с турелью, так и хочется ощутить в руках холод оружия. Но в мирных условиях его перевозят в багажнике.

 


«Козак»

Конкуренты


«Дозор-Б»


ГАЗ-2975 «Тигр»

Общие данные

Тип кузова

универсал

универсал

универсал

Дверей/мест

6/5

3/11

5/4, 3/10

Габариты, Д/Ш/В, мм

5475/1950/2300

5200/2400/2640

4610/2200/2000

Клиренс, мм

365

400

400

Масса снаряженная/полная, кг

4700/5500

н. д./7800

5300/6800

Запас хода, км

1000

1000

900

Двигатели

Тип/марка

турбодизельный IVECO

турбодизельный Deutz

турбодизельный Cummins

Расп. и к-во кл./цил.

R4/4

R4/2

R6/2

Объем, л

3,0

4,8

5,9

Мощность, л.с./об/мин

176/н. д.

195/н. д.

215/2500

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

400

700

650/1500

Трансмиссия

Тип привода

постоянный полный

постоянный полный

постоянный полный

Коробка передач

6-ст. мех.

5-ст. авт.

6-ст. мех., 5-ст. авт.

Раздаточная коробка

4-ступенчатая, с дифференциалом

2-ступенчатая, с дифференциалом

2-ступенчатая, с дифференциалом 

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск.вент./бараб.

бараб./бараб.

бараб./бараб.

Подвеска передняя/задняя

завис./завис.

независ./независ.

независ./независ.

Шины

12,00-18, 225/100 R16

н. д.

335/80 R20

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

120

120

125

Преодолеваемый брод, м

1,5

1,0

1,2

Преодолеваемый подъем, град.

45

30

45

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича

Редакция благодарит НПО «Практика» за помощь в подготовке материала