В этом году лучшим автомобилем в Европе был признан малыш Fiat Panda. Там его ждет громкий успех. В нашей же стране, где он только дебютировал, марка Fiat пока лишь завоевывает своего покупателя. Сможет ли Panda стать новой звездой в украинском созвездии лидеров спроса?

 |  | В этом году лучшим автомобилем в Европе был признан малыш Fiat Panda. Там его ждет громкий успех. В нашей же стране, где он только дебютировал, марка Fiat пока лишь завоевывает своего покупателя. Сможет ли Panda стать новой звездой в украинском созвездии лидеров спроса? |
Малыш в неплохой комплектации, с гордым титулом «Car of the year 2004», стоит чуть более девяти с половиной тысяч евро. Посмотрим, что предлагает нам новая Panda и чем она заслужила расположение европейских экспертов.
Необычно, но симпатично
Интересно бывает почитать пресс-релиз. С каким патриотизмом итальянцы пишут о «реинкарнации» легендарной Fiat Panda! А ведь до самого последнего момента они были готовы забыть название машины, которая без существенных изменений выпускалась 23 года. Новинка должна была получить имя Gingo, под которым ее представили на Женевском автошоу. Так бы и случилось, если бы не французы. А при чем здесь французы? – спросите вы. Дело в том, что концерн Renault категорически возражал против такого названия для нового Fiat. Дескать, оно слишком созвучно с названием их модели Twingo. И тут-то итальянцы вспомнили, что у них есть Panda, хорошо знакомая всей Европе и Южной Америке. Именно такая внезапная перемена объясняет тот факт, что у новинки нет абсолютно ничего общего с моделью, носившей это имя до сих пор.
Но от этого машина не стала менее симпатичной. Экстерьеру придает оригинальности линия бокового остекления. А все пропорции кузова напоминают микровэн.
А-ля однообъемник
Салон новой Panda совсем не выглядит простенько. Интересное решение – выступ на центральной консоли, где приютился невысокий рычаг КПП, и четыре вращающиеся ручки управления системой вентиляции. Радует глаз хорошая освещенность. В тон цвету кузова подобрана желтая обивка сидений. Да и светлый пластик передней панели здесь вполне уместен и не выглядит дешевым.
Рулевое колесо имеет только регулировку угла наклона, а высота ремней безопасности и вовсе не настраивается. Но это ни в коей мере не означает, что конструкторы уделили безопасности мало внимания. Отнюдь – подушки для водителя и переднего пассажира, а также ABS+EBD входят в базовую комплектацию, а за доплату можно заказать даже ESP. Активному драйверу это может пригодиться, ведь высота машины лишь чуть меньше ширины.
Разработчики интерьера обыграли невысокую цену Panda в выгодном свете. Дескать, мы знаем, что вы не хотите отдавать лишние деньги за дорогой пластик, и вместо него можем предложить интересные идеи, за которые доплачивать не придется. Рычаг КПП расположен высоко, и расстояние от него до руля небольшое. Такой прием используют при создании гоночных машин, где каждое движение пилота оптимизировано. Вот и в Panda за счет малого хода рычага переключаться довольно легко и приятно.
Водительское место достаточно удобно, хотя количество регулировок невелико. У кресел – только базовые: продольная регулировка (с не очень широким диапазоном) и изменение наклона спинки. Традиционно для компактных итальянских машин педальный блок тесноват. Зато площадка для отдыха левой ноги полноценная.
Передние подголовники не регулируются. Они сделаны в форме рамок из мягкого пластика. На вершине центральной консоли расположилась пара ниш, нижняя из которых предназначена для установки магнитолы. Кстати, радиоподготовкой предусмотрены места для компонентной акустики – кроме ниши под большой громкоговоритель, есть места для высокочастотных «пищалок» возле дверных ручек.
За изменение угла наклона фар и настройку часов «отвечают» кнопки на торцевой части козырька над приборной панелью. Сами часы расположились на комбинации приборов, а точнее, в нижней части дисплея. Кроме того, туда выводятся данные бортового компьютера, которые можно «листать», нажимая на торец правого подрулевого переключателя.
Хорошую обзорность обеспечивают большая площадь остекления плюс удобные зеркала заднего вида. Плоские подголовники на креслах второго ряда не мешают следить за происходящим сзади. Для городской машины, которая призвана проводить большинство времени в тесном транспортном потоке и парковках, это в самый раз.
На «галерке» даже высокие пассажиры не упираются головами в потолок, и в плечах двоим седокам будет нормально. А вот для коленей, конечно же, места маловато, чего и следовало ожидать при таких скромных габаритах. Да и колесная база Panda – одна из самых небольших в классе. Кстати, базовая версия считается четырехместной, и лишь за доплату машина может стать пятиместной. Не подумайте, что ее делают длиннее или шире. Просто устанавливаются третий подголовник на заднем сиденье и дополнительный ремень безопасности.
Шустрый медвежонок
Мотор объемом 1,2 л хорошо знаком еще по модели Punto. Его нельзя назвать вершиной технической мысли. Это восьмиклапанный двигатель без хитроумных систем непосредственного впрыска или изменения фаз газораспределения. Тем не менее, его нрав пришелся мне по вкусу. Мотор неприхотливо тянет с самых низов и обеспечивает неплохую разгонную динамику. Разгон до «сотни» занимает 14 с, что неплохо для автомобиля, который расходует в городе 7,1 литра топлива. Кстати, лишь некоторые конкуренты с «модными» моторами превосходят Fiat по экономичности.
Пик мощности приходится на верхи, но сильно раскручивать двигатель не хочется. На оборотах свыше трех тысяч крутящий момент заметно идет на спад. А тяги хватает на низких и средних оборотах.
Подвеска донельзя простая, проверенная временем: спереди стойки MacPherson, а сзади – полузависимая конструкция с балкой кручения и продольными рычагами. Что называется, дешево и сердито. Но при этом малыш на удивление послушен и неплохо держит дорогу. Конечно, до тех пор, пока не попадает на связку неровностей. Там этот легкий и короткий хэтчбек с упругой подвеской начинает «прыгать».
В борьбе с неровностями дороги немалую роль играют непривычно узкие и высокие шины размерностью 155/80 R13. Даже когда сходу выезжаешь на бровку, не чувствуется и намека на возражение со стороны машины.
Пожалуй, сильнее всего стоимость Panda сказывается в уровне акустического комфорта. Стоит раскрутить мотор до оборотов выше средних, и его звук уже проникает в салон. Да и аэродинамические шумы дают о себе знать: слышен свист ветра у задних стоек, а при езде по мокрой дороге вода барабанит по аркам колес.
Настройки рулевого управления явно не для тех, кому важно чувствовать все реакции машины. Оно настолько легкое, что практически не обеспечивает обратной связи с дорогой. Сначала я подумал, что не отключена фирменная «фиатовская» система двухрежимного электроусилителя Dualdrive. Нажатием кнопки на центральной консоли можно перевести руль из обычного режима в парковочный City, после чего он становится просто невесомым. Ан нет, на комбинации приборов соответствующий значок не горит. Просто автомобиль рассчитан на городскую езду и постоянное маневрирование, из-за чего рулевое и предпочли сделать легким.
Приживется ли «зверушка»?
Итальянцы сумели создать симпатичный и практичный небольшой автомобиль. Кроме всего прочего, рациональное использование уже имеющейся материальной базы (мотора, электроусилителя и т.д.) обеспечило Panda очень привлекательную не только по европейским, но и по украинским меркам цену. Скорее всего, в Украине этой милой и легкой в управлении машине уготована судьба женского авто.
Комплектация |
|
 |
Гамма моторов |
 Для новой модели пока предлагаются три силовых агрегата. Из них два бензиновых – базовый восьмиклапанный 1,1 л (54 л.с.), а также установленный на тестируемом автомобиле 1,2 л (60 л.с.). Самым мощным стал дизельный мотор 1,3 л (70 л.с.) с системой непосредственного впрыска Common Rail нового поколения.
Возможно, в ближайшее время появится и «горячая» версия, доработанная спортивным отделением Abarth. Ее будут оснащать мотором 1,4 л (85 л.с.) |
|
 |
 | Fiat Panda 1.2 |
Общие данные | Тип кузова | хэтчбек | Дверей/мест | 5/4 | Габариты, Д/Ш/В, мм | 3538/1578/1540 | База, мм | 2299 | Колея передн./задняя, мм | 1366/1372 | Клиренс, мм | 150 | Масса снаряж./полн., кг | 860/1325 | Объем багажника, л | 206/775 | Объем бака, л | 35 | Двигатель | Тип | бенз. с распр. впр. | Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/2 | Объем, см. куб. | 1242 | Мощн., кВт (л.с.)/об/мин | 44(60)/5000 | Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 102/2500 | Трансмиссия | Тип привода | передний | КПП | мех. 5-ст. | Ходовая часть | Тормоза передн./задн. | диск./барабан. | Подвеска передн./задн. | незав./полузав. | Усилитель руля | электро | Шины | 155/80 R13 | Эксплуатационные показатели | Максимальная скорость, км/ч | 155 | Разгон 0 – 100 км/ч, с | 14,0 | Расх. трасса-город, л/100 км | 4,8 – 7,1 | Гарантия, лет/км | 2/без огр. пробега | Периодичность ТО, км | 10000 | Стоимость ТО, грн. | 530 | Цена тестируемого автомобиля | 9537 евро | Цена баз. версии | 8900 евро |
|
Конкуренты
 | Chevrolet Matiz |
 | Этот малыш дебютировал в 1998 году. В 2003-м он получил на некоторых рынках новое имя, а также расширенную гамму силовых агрегатов. К ним добавился 4-цилиндровый двигатель 1,0 л. |
|
|
 | Opel Agila |
 | Появившаяся в 2000 году Agila создана на платформе Suzuki Wagon R+. Для этого автомобиля, кроме базового мотора, предусмотрен и более мощный 1,2-литровый 75-сильный. |
|
|
 | Toyota Yaris |
 | В свое время Yaris, премьера которого состоялась в 1999-м, тоже был признан автомобилем года. Кроме трех- и пятидверного хэтчбека, существует микровэн Yaris Verso. |
|
|
 | | Chevrolet | Opel | Toyota |
Мотор: объем, л/мощн., л.с. | 1,0/64 | 1,0/58 | 1,0/68 | Габариты, мм | 3495/1495/1480 | 3500/1620/1695 | 3610/1660/1490 | Колесная база, мм | 2340 | 2360 | 2370 | Объем багажника, л | 165 | 240 | 205 | Макс. скорость, км/ч | 144 | 142 | 155 | Разгон 0 – 100 км/ч, с | 15,3 | 18 | 12 | Расх. топлива, л/100 км | 5,3 – 8,2 | 5,6 – 7,7 | 5,1 – 6,9 | Гарантия, лет/км | 3/60000 | 2/без огр. пробега | 3/100000 | Мин. стоимость | 7390 евро | 11000 евро | 12500 евро |
|
Андрей Волощенко
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит ДП «Италавто» за предоставленный на тест автомобиль
На время теста автомобиль был застрахован страховой компанией «Надра»