X

Бронеавтомобиль «Дозор­-Б»: в дозор в сектор «Б»

Интерес к новой военной технике сегодня не менее актуален, как интерес к новым моделям авто. Поэтому предлагаем познакомиться с относительно новым отечественным бронеавтомобилем «Дозор­-Б».

В связи с избыточностью боевых возможностей бронетехники регулярных воинских подразделений при ведении спецопераций в конфликтах низкой интенсивности востребованы современные мобильные средства. Для этих целей создаются легкие бронеавтомобили, которые должны противостоять  стрелковому оружию противника, заложенным ним фугасам и минам, применению ручных гранатометов. В Украине одним из примеров реализации в жизнь этих требований стал бронеавтомобиль «Дозор­-Б», разработанный в 2005 году на гос­предприятии «Харьковское конструкторское бюро по машинотроению им. А.А.Морозова». Это двухосная легкобронированная машина, изготовление которой сейчас налажено на Львовском ремонтном бронетанковом заводе.

Боевой модуль БПУ­12,7 позволяет поражать легкобронированную технику противника и вертолеты в любое время суток на дальности до 2000 метров. 

Конструктивно «Дозор­Б» выполнен по двухобъемной схеме с моторно­трансмиссионным и пассажирским отсеками. Они разделены шумо­ и виброизолирующей перегородкой. В свою очередь, «салон» условно делится на три функциональные части: отделение управления, где располагаются механик­водитель и командир бронеавтомобиля со средствами связи и навигации, боевое отделение, предназначенное для стрелка с его средствами управления и башенной пулеметной установкой БПУ­12,7, и отделение для восьми десантников в кормовой части, с бойницами и средствами наблюдения. Боевая масса бронетранспортера составляет 7800 кг.

Комплекс «Сармат» применяется для поражения неподвижных и движущихся бронированных целей с комбинированной, разнесенной или монолитной броней, в том числе с динамической защитой, а также зависших вертолетов, надводных целей и живой силы противника в любое время суток.

Кроме базовой комплектации предусмотрены и другие версии бронеавтомобиля: командно­штабная, разведывательно­дозорная, плавающей боевой машины десанта, радиационной и химической разведки, медицинской машины, машины огневой поддержки (120­миллиметрового самоходного миномета, легкого миномета калибра до 80 мм), мобильного противотанкового ракетного комплекса и полицейского авто.

Техника
Капотная компоновка бронеавтомобиля обеспечила удобство доступа к узлам силовой установки, рулевому управлению, тормозной и воздушной систем в ходе их обслуживания и ремонта. Повышенную проходимость обеспечивают дорожный просвет 400 мм, постоянный полный привод, раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала и системой регулировки давления в шинах.

В моторном отсеке предусмотрена установка 4­-цилиндрового двигателя IVECO Евро 2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (122 или 136 л.с.) в паре с механической КП. Предлагается также 197­сильный 6­цилиндровый мотор IVECO с 5­ступенчатой АКП Allison S1000 и 2­ступенчатой раздаточной коробкой. Производство силовых агрегатов организовано по лицензии в Кременчуге. Топливная система имеет два топливных бака с общим объемом 300 л. Запас хода авто – 700 км.

Новый бронеавтомобиль имеет независимую торсионную подвеску со спаренными амортизаторами для каждого колеса. Пневматические бескамерные шины одеты на диски БТР­80. Их размер 295/80 R22,5 или 335/80 R20. Благодаря жестким бортам при проколе или простреле колеса можно проехать еще до 50 км.

Пассивная защита
Кузов сварен из листов бронированной стали, на него нанесено специальное лакокрасочное покрытие. Он может быть дополнен навесными элементами защиты и активной защитой. Снизу днище закрыто бронированной сталью и имеет специальную форму для защиты от фугасов и мин. Для хорошей обзорности авто оснащено бронированными стеклопакетами и средствами дневного наблюдения. В темное время суток и при плохой видимости рекомендован прибор ночного видения ТВН­5.

Противопульная защита противостоит бронебойным пулям Bofors Carl Gustaf FFV (АР М993, сердечник WC) патрона 7,62х51 на дистанции 30 м при скорости встречи 930 м/с. Противоосколочная защита выдерживает подрыв 155­миллиметрового снаряда на дистанции 60 м. Противоминная защита противостоит подрыву противотанковой мины фугасного действия.

Активная защита
Разработчики позаботились и об активной защите бронеавтомобиля. Так был разработан боевой модуль в виде башенной пулеметной установки БПУ­12,7. Она позволяет поражать легкобронированную технику противника и его вертолеты в любое время суток на дальности до 2000 м. Боевой модуль автономный и закрытый, нестабилизированный, дистанционно управляемый оператором. В состав системы управления огнем входят цветная телекамера, тепловизионная камера, лазерный дальномер. Боекомплект состоит из 450 патронов (3 ленты по 150 патронов).

В версии мобильного противотанкового ракетного комплекса возможна установка на бронеавтомобиль ПТРК «Стугна», а в версти машины огневой поддержки – гранатомета УАГ­40 или спаренной 23­миллиметровой автоматической пушки.

Кроме того новинка может комплектоваться комплексом активной защиты «Заслон». Он защищает бронеавтомобиль от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и гранат, кумулятивных снарядов танковых и противотанковых пушек (БКС), а также боеприпасов с цельным корпусом БПС (оперенные бронебойные подкалиберные снаряды). Принцип его действия основан на создании непрерывного излучения радиосигнала в радиусе 2–2,5 м. В случае фиксации попытки атаки бронеаватомобиля этот комплекс подрывает защитный боеприпас и формирует мощную ударную волну и поле поражающих высокоскоростных осколков. Высокое быстродействие в 0,001–0,005 секунды является его преимуществом перед существующими аналогами.

Связь «с центром»
В базовой комплектации на бронеавтомобиле монтируется танковая УКВ­радиостанция Р­173М и радиоприемник Р­173ПМ с дальностью действия до 20 км. Внутренняя связь обеспечивается аппаратурой внутренней связи АВСК­1. Для точного позиционирования на местности на борту бронеавтомобиля установлена спутниковая радионавигационная аппаратура СН­3003 «Базальт».

Система управления комплекса «Сармат» обеспечивает наведения на цель и управление полетом ракеты в ручном или автоматическом режиме.

Бронеавтомобиль оснащен кондиционером, системой принудительной вентиляции для отвода пороховых газов при стрельбе, а также фильтровенти­ляционной установкой для защиты экипажа и десанта от отравляющих веществ, боевых аэрозолей и радиоактивной пыли.

ТТХ боевого модуля:
Приводы наведения: электромеханические, без ручного дублирования
Наведение вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях: 0,1…6 градус/с
Тип прицела: телевизионный с тепловизором и дальномером
Рабочее место оператора:
монитор и пульт управления (джойстик)
Цветная телевизионная камера имеет два поля зрения — широкое и узкое
Спектральный рабочий диапазон тепловоизионной камеры: 8…12 мкм
Длина волны лазерного дальномера: 1,06 мкм
Дальность обнаружения цели типа танк цветной телевизионной камерой в широком поле зрения составляет не менее 2500 м
Дальность обнаружения цели типа танк цветной телевизионной камерой в узком поле зрения составляет не менее 5000 м
Дальность распознавания цели типа танк цветной телевизионной камерой в широком поле зрения составляет не менее 1500 м
Дальность распознавания цели типа танк цветной телевизионной камерой в узком поле зрения составляет не менее 3000 м
Угол поля зрения цветной телевизионной камеры в узком поле зрения составляет не менее 1,8°±10% по горизонтали и 1,37°±10% по вертикали
Угол поля зрения цветной телевизионной камеры в широком поле зрения составляет не менее 6,8°±10% по горизонтали и 5°±10% по вертикали
Дальность обнаружения цели типа танк, при тепловом контрасте объекта относительно фона не менее 2°С, тепловизионной камерой составляет не менее 3500 м
Дальность распознавания цели типа танк, при тепловом контрасте объекта относительно фона не менее 2°С, тепловизионной камерой составляет не менее 1 500 м
Угол поля зрения тепловизионной камеры по горизонтали: 6,2°±10%
Угол поля зрения тепловизионной камеры по по вертикали: 5°±10%
Измерение дальности цели типа танк: не менее 160…5000 м.