В Киеве 12 сентября стартовал очередной смотр ретроавтомобилей OldCar 2020 и другой раритетной автомотехники. В экспозиции ретрослета как всегда присутствует военная тема.
В военной экспозиции ретрослета OldCar 2020 не обошлось без легендарной «полуторки» ГАЗ-АА, т. е. автомобиля грузоподъемностью 1,5 т. На выставке состоялась ее премьера – машина приехала в Киев из пгт. Коропец,Тернопольской области, где ее доводили до ума в течение шести лет.
На вооружении нашей армии перед началом войны в 1941 году состояло 151 100 «полуторок» ГАЗ-АА и ее поздней версии ГАЗ-ММ.
На смотре ретрослете был представлен также джип ГАЗ-67Б. Начиная с 1943 года и до конца войны было выпущено около 5 тыс. подобных машин. На них стоял двигатель рабочим объемом 3,3 и мощностью 54 л. с. Производство машины продолжалось и после войны, и всего до 1953 года их изготовили 62 843 ед. Автомобили послевоенных лет внешне отличались штампованное решеткой радиатора вместо сварной. По сравнению с американским джипом Willys, максимальная скорость была поменьше – 90 км/ч, но зато они были куда устойчивее благодаря более широкой колее.
Кстати, о джипе Willys – на слете были представлены две хорошо отреставрированные машины этого типа. Интересно, что они параллельно выпускались двумя фирмами. Дело в том, что американская фирма Willys, выигравшая тендер на поставку таких автомобилей, оказалась не в состоянии выпускать их в необходимых для армии больших количествах, и к производству был подключен автогигант Ford. Всего c 1942 года было выпущено 361 349 автомобилей Willys MB, и чуть меньше машин Ford GPW – 277 896 шт. Кстати, именно от этого обозначения GPW («джи-пи-ви») и произошло название джип.
4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2,2 л развивал 60 л.с. Максимальная скорость составляла 104 км/ч.
В СССР по лэнд-лизу (соглашение о аренде) было поставлено около 50 тыс. таких машин. Одна из представленных на слете – Ford GPW – имела в передней части высокий металлический стержень, но это был не флагшток для знамени на парадах, а приспособление для разрезания колючей проволоки.
Весьма интересной было и другая американская машина времен Второй мировой – модификация полноприводного автомобиля, который у нас называли «Додж три четверти». Ибо грузоподъемность их составляла 3/4 тонны. Базовыми были Dodge WС51 и его версия с лебедкой WС52. Шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,8 л развивал 95 л. с. Максимальная скорость составляла 83 км/ч.
В нашей армии они использовались для разных целей, в том числе буксировали 57-мм и 76,2-мм орудия, а также минометы. Всего было произведено 253 тыс. «Доджей три четверти». Из них в СССР поступило 19 621 экз.
На киевском ретрослете была представлена абсолютно редкая у нас санитарная версия этой машины WC54. По ленд-лизу в СССР такие машины вообще не поставлялись, однако несколько автомобилей были ввезены для обслуживания аэродрома под Полтавой, где совершали посадку дальние американские бомбардировщики.
Демонстрировалась и неплохая реплика грузового автомобиля Chevrolet G7107 – с использованием компонентов ГАЗ-63. Всего было произведено 112 879 ед., из которых в СССР поставлено 47,7 тыс. ед. Грузоподъемность машины составляла 1,5 т. Шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 3,86 л развивал 93 л. с. Максимальная скорость составляла 76 км/ч.
Из представленной на слете армейской технике послевоенного периода нужно прежде всего назвать ЗИЛ-157. Это был первый отечественный автомобиль с системой регулирования внутреннего давления в шинах. Она позволяла снижать его при движении на слабых грунтах и тем самым заметно повышала проходимость.
Машина выпускалась с 1958 по 1961 г, а в 1961- 1968 гг. производилась ее усовершенствованная версия ЗИЛ-157К. Грузоподъемность составляла 2,5 т. Бензиновый 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5,55 л развивал 109 л. с. Максимальная скорость составляла 65 км/ч.
На выставке OldCar 2020 было представлено шасси ЗИЛ-157К. Судя по эмблеме на дверце, автомобиль служил в подразделении связи и вероятно был снабжен кузовом-фургоном типа КУНГ с соответствующим внутренним оборудованием. Думается, что шасси будет подвержено дальнейшее реставрации.
Конечно же был представлен и широко известный автомобиль ГАЗ-69, который выпускался на Горьковском автозаводе с 1952 года, а в 1956 – 72 гг. на УАЗе. Машина имела грузопассажирский кузов и могла перевозить восемь человек или двоих и 500 кг груза. Четырехцилиндровый бензиновый мотор рабочим объемом 2,2 л имел мощность 55 л. с. И разгонял машину до 90 км/ч.