Автомобили периода Великой Отечественной представлены в государственных музеях СНГ, увы, не густо. Зато в собраниях частных коллекционеров и клубов все чаще стали появляться интереснейшие образцы такой техники.
Автомобили периода Великой Отечественной представлены в государственных музеях СНГ, увы, не густо. Зато в собраниях частных коллекционеров и клубов все чаще стали появляться интереснейшие образцы такой техники.
Автомобили периода Великой Отечественной представлены в государственных музеях СНГ, увы, не густо. Зато в собраниях частных коллекционеров и клубов все чаще стали появляться интереснейшие образцы такой техники.
Не так давно, будучи в Москве, я посетил известный военно-исторический комплекс «Поклонная гора». От величественного здания музея Великой Отечественной войны, стоящего на вершине, спустился к площадке боевой техники, где среди танков, орудий и самолетов были выставлены полуторка ГАЗ-ММ, трехтонка ЗИС-5, легендарная «Катюша» на «Студебекере» да несколько иномарок.
И вдруг через дорогу, на помещении складского типа, я увидел бил-борд с надписью «Моторы войны». Сначала подумалось, что это реклама все той же площадки, но оказалось, что внутри безликого пакгауза находится добрых три десятка единиц примечательной боевой техники: автомобили, мотоциклы, броневики, прицепы и даже одна самоходка. Все выставленные машины, временно заимствованные у разных владельцев, будучи собраны вместе и дополнены различной военной атрибутикой, составили яркую, впечатляющую экспозицию.
Chevrolet G4100/G7110
В 1941–45 гг. в США выпустили свыше 155 тыс. армейских грузовиков Chevrolet серии G4100 (позже – G7100). Они относились к классу грузоподъемности 1,5 т и имели колесную формулу 4х4. Широко применялись и в Красной Армии. В экспозиции редкая версия – G7105 с металлическим фургоном К51 для средств телефонной и радиосвязи.
Кол-во цилиндров | 6-цил. |
Объем двигателя | 3,77 л |
Мощность двигателя | 93 л. с. |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Opel Blitz
Самым массовым грузовиком вермахта был Opel Blitz («Молния») класса 3,0 т. Его выпускали на «Образцовом национал-социалистическом предприятии» в Бранденбурге. В 1937–1944 гг. изготовили более 70 тыс. моделей 3,6-36S (4х2), а в 1940–1944 гг. – 25 тыс. 3,6-6500А (4х4). С 20 июля 1944-го грузовик выпускался на заводе Daimler-Benz в Маннхайме. Странное совпадение: через две недели после этой даты американцы разбомбили бранденбургский завод. А Daimler-Benz до конца войны произвел 3,5 тыс. машин Blitz. В экспозиции – редкая версия: пожарный TLF15/43 (4х4), выпущенный в количестве 320 шт. Чтобы мотор не перегревался, задействуя водяную помпу, поставили еще один радиатор.
Кол-во цилиндров | 6-цил. |
Объем двигателя | 3,6 л |
Мощность двигателя | 75 л. с. |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
ГАЗ-ММ
В трудном 1942 году полуторка ГАЗ-ММ выпускалась предельно упрощенной: это позволяло ускорить производство и экономить сталь. У машины была кабина с брезентовыми крышей и задней стенкой. Вместо дверей применялись брезентовые фартуки. Боковые борта не открывались; отсутствовали бампер и передние тормоза. Упрощенные крылья имели Г-образную форму. Даже наши противники отмечали меньший вес машины (1750 кг) и лучшую проходимость, чем у немецких аналогов. В 1941–45 гг. изготовлено 138,6 тыс. машин ГАЗ-ММ.
Кол-во цилиндров | 4-цил. |
Объем двигателя | 3,28 л |
Мощность двигателя | 50 л. с. |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Laffly S20TL
К числу самых оригинальных автомобилей Второй мировой относятся полноприводные модели французской фирмы Laffly. С 1937 по 1940 г. их изготовлено около 2,5 тыс. шт. Самая распространенная – транспортер пехоты S20TL, выпущенный в количестве 736 штук. В нем размещались 10 солдат и два пулемета. Подвеска всех колес – независимая. Для лучшей проходимости впереди и под днищем устанавливались катки. Привод передних колес осуществлялся индивидуальными карданными валами, а каждая пара задних колес получала крутящий момент с отдельного продольного вала.
Кол-во цилиндров | 4-цил. |
Объем двигателя | 3,0 л |
Мощность двигателя | 68 л. с. |
Максимальная скорость | 50 км/ч |
le.E.Gl.Pkw
Для нужд вермахта «легкий стандартизованный легковой автомобиль повышенной проходимости» (сокращенно le.E.Gl.Pkw (4х4) выпускали с 1937 года сразу три фирмы: Stoewer, Hanomag и BMW. Все колеса были управляемыми, однако из-за несовершенства такой конструкции машина нередко на полной скорости слетала с дороги. Поэтому с 1940 года выпускался автомобиль Stoewer 40 (на фото) только с передними управляемыми колесами. Всего в 1937–1944 гг. изготовлено 12,9 тыс. автомобилей le.E.Gl.Pkw, в том числе 4700 машин Stoewer 40.
Кол-во цилиндров | 4-цил. |
Объем двигателя | 2,0 л |
Мощность двигателя | 50 л. с. |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
GMC CCKW-353
Самый массовый грузовик Второй мировой – 2,5-тонный GMC CCKW-356 (6х6) по прозвищу «Джимми». Таких автомобилей с бензиновым двигателем в 1941–1945 гг. было произведено 562750 шт. Машина выпускалась с двумя типами шасси: 352 (колесная база 145 дюймов) и 353 (164 дюйма). С1943 года появилась кабина с брезентовым верхом. В СССР по ленд-лизу было поставлено 6700 автомобилей, в основном в короткобазной версии.
Кол-во цилиндров | 6-цил. |
Объем двигателя | 4,4 л |
Мощность двигателя | 94 л |
Максимальная скорость | 72 км/ч |
Steyr 1500A
Steyr 1500A (4х4) был разработан под руководством Фердинанда Порше. Машины ценились за V-образный мотор воздушного охлаждения, который не имел проблем с замерзанием воды зимой и ее закипанием летом. Автомобиль выпускался как штабной 8-местный (на фото), реже – грузовик; встречался и 5-местный командирский кабриолет. На последнем, в частности, ездил фельд-маршал Паулюс, а после его пленения – командующий Центральным фронтом К. Василевский. В 1941–44 гг. выпущено 18 тыс. автомобилей всех версий.
Кол-во цилиндров | 8-цил. |
Объем двигателя | 3,52 л |
Мощность двигателя | 88 л. с. |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Morris Commercial
В английской армии широко применялись малотоннажные «рабочие лошадки» фирмы Morris Commercial (4х2). Их специально спроектировали для военных целей. Поначалу это были модели CS8 и PU грузоподъемностью 750 и 400 кг соответственно. Позже появилась однотонная модель С4 (на фото), которая производилась в 1941–1943 гг. и была более мощным вариантом машины CS8. Последнюю продолжали выпускать параллельно с двигателем мощностью 60 л. с. Внешне машины были похожи, за исключением мелких деталей. В 1944 году на смену этим моделям пришел полноприводный автомобиль С8 (4х4).
Кол-во цилиндров | 4-цил. |
Объем двигателя | 3,52 л |
Мощность двигателя | 70 л. с. |
Максимальная скорость | 75 км/ч |
Dodge WC-67
В годы войны в Красную Армию было поставлено, по разным данным, 20–25 тыс. полноприводных автомобилей Dodge серии WC – в большинстве бортовых машин грузоподъемностью 3/4 тонны. Их у нас так и называли: «Додж три четверти». А в экспозиции представлена командирская 5-местная версия с лебедкой – WC-67. Из 255 тыс. машин WC, выпущенных в США в 1941–45 гг., командирскими были 27166 шт. Такими пользовались, в частности, маршал Г. К. Жуков и командир Чехословацкого корпуса Л. Свобода.
Кол-во цилиндров | 6-цил. |
Объем двигателя | 3,8 л |
Мощность двигателя | 92 л. с. |
Максимальная скорость | 87 км/ч |
Willys MB и ГАЗ-67Б
Самыми массовыми автомобилями Второй мировой были джип Willys MB и его «двойник» Ford GPW. От последнего индекса и произошло слово «джип». В1941–1945 гг. выпущено 630 тыс. таких машин. Из них в Красную Армию по ленд-лизу поставлено около 40 тыс. ед. Их же советский собрат «газик» был выпущен куда меньшим тиражом: 672 ед. ГАЗ-64 (1941–1942 гг.) и 4851 ед. ГАЗ-67 и 67Б (1943–1945 гг.).
| Willys: | ГАЗ-67Б: |
Кол-во цилиндров | 4-цил. | 4-цил. |
Объем двигателя | 2,2 л | 3,2 л. |
Мощность двигателя | 54 л. с. | 54 л. с. |
Максимальная скорость | 105км/ч | 90 км/ч |
Einheits Diesel
В экспозиции представлен немецкий автомобиль, который нуждается в серьезной реставрации. Это «стандартизованный дизельный грузовик» (Einheits Diesel). Его выпускали семь фирм: MAN, Henschel, Magirus, Bussing-NAG, Borgward, Krupp и Faun. Его мотор (6-цил., 6,2 л, 80 л. с.) признан лучшим дизелем Второй мировой. В 1938–1940 гг. выпущено 11,8 тыс. машин.
Scammel Pioneer SV/2S
Один из самых примечательных армейских автомобилей Англии – дизельный Scammel Pioneer (6х4). Машина производились в нескольких версиях: артиллерийский тягач R100, танковозы TRMU 20 и 30, эвакуаторы SV/1S и SV/2S (на фото). В 1939–1945 гг. выпущено около 1600 автомобилей Pioneer. Небольшое количество Scammel Pioneer SV/2S было поставлено в СССР, где они применялись для эвакуации танков. На фото видны балласт перед радиатором, поперечная рессора подвески и буксирный прибор – тоже подрессоренный. Над горловиной радиатора – бачок для пара, так называемая кофейная чашка.
Кол-во цилиндров | 6-цил. |
Объем двигателя | 8,4 л |
Мощность двигателя | 102 л. с. |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Леонид Гоголев
Фото автора