X

ЗАЗ А10С31: На прицеле – «десятка»

Недавно ЗАО «ЗАЗ» начало выпуск принципиально новых автобусов среднего класса – А10. Один из них мы взяли на тест, чтобы проверить, насколько машина хороша.

Недавно ЗАО «ЗАЗ» начало выпуск принципиально новых автобусов среднего класса – А10. Один из них мы взяли на тест, чтобы проверить, насколько машина хороша.

Недавно ЗАО «ЗАЗ» начало выпуск принципиально новых автобусов среднего класса – А10. Один из них мы взяли на тест, чтобы проверить, насколько машина хороша.

В новом семействе запорожских автобусов – три модели: низкопольная городская А10С30 с салоном на 60 мест (для сидения 20–24), низкопольная пригородная А10С31 (58/30 мест) и «высокопалубная» туристическая А10L50 (31+1 место). У всех – современные кузова на пространственном каркасе, турбодизели Deutz, коробки передач ZF, ведущие мосты RABA и пневматическая подвеска колес.

Мы остановились на пригородной модели – на наш взгляд, наиболее универсальной и востребованной на отечественном рынке.

Салон довольно просторный. Ширина центрального прохода – 52 см. На высокой галерке шумновато, но места для коленей и над головой хватает.

Снаружи и внутри

Что и говорить, внешне автобус А10 не стоит и сравнивать с хорошо известной моделью I-VAN на шасси TATA. Это совершенно другая машина – низкопольная, с большой площадью остекления. Дизайн передней стеклопластиковой маски с маленькими фарами-линзами выполнен в духе новейших зарубежных моделей.

От городской А10 пригородная модель отличается наличием средней одностворчатой двери вместо двустворчатой, но посадка-высадка очень удобная – высота ступеньки всего 370 мм. Иная и планировка салона: вместо центральной накопительной площадки установлены четыре дополнительных сиденья. Кресла стали более комфортабельными – мягкого типа, с высокими спинками. Жалко лишь, что они не регулируются – это прерогатива туристической модели.

Проход между сиденьями достаточно широкий: по нашим измерениям – 520 мм. То же касается и шага сидений – 650 мм и 610 мм на галерке. На потолке вдоль салона находятся поручни. На наш взгляд, в передней, низкопольной части салона они расположены высоковато, однако, как уверяют представители фирмы, эта проблема легко решается с помощью установки ручек на ремнях.

Многоступенчатость пола в задней части салона нас нисколько не смутила. Многие ведущие зарубежные производители используют такое решение на пригородных и даже городских моделях. Считается, что в низкопольной половине салона размещаются пассажиры преклонного возраста и те, кто едет на сравнительно короткое расстояние, в том числе стоя. Всем другим рациональнее сидеть во второй половине салона. Кроме того, «ступенчатый» автобус существенно дешевле полностью низкопольного, так как не требует установки заднего моста портального типа.

Руль непривычно маленький, но удобный. Справа, на приливе торпедо – циферблаты манометров тормозных контуров, ниже – клавиши пневмопривода дверей.

На компактном щитке приборов ничего лишнего – все просто и понятно.

Снаружи слева по борту – вещевые отсеки. Для пригородной машины их объема вполне достаточно.

К большим напольным педалям нужно привыкнуть.

Кресло водителя – подреcсоренное. Рядом – удобный рычаг КП.

Низкопольник есть низкопольник – высота ступеньки всего 370 мм.

Автобус А10С31 отличается низкопольным кузовом на пространственном каркасе, наличием турбодизеля Deutz, КП и рулевого управления ZF, моста Raba.

На ходу

Первое, на что обращаешь внимание во время ходовых испытаний А10, – это эластичность 4,76-литрового турбодизеля Deutz. Его мощности в 190 л. с. с лихвой хватает для разгона машины полной массой в 10,5 т. Интересная деталь: дабы не перекрутить мотор, имеется автоматический ограничитель числа оборотов, срабатывающий на отметке 2200–2300 об/мин. Двигатель пока соответствует экологическим стандартам Евро 3, но уже до конца года появится вариант Евро 4, который будет устанавливаться на экспортные автобусы.

В целом понравилась в работе и 6-ступенчатая механическая коробка передач марки ZF. На незагруженной машине она позволяет спокойно трогаться со 2-й передачи. А вот последнюю, 6-ю, целесообразно включать после 60 км/ч при езде по траcсе. К четкости и легкости работы КП претензий не возникло, кроме одной: несколько раз при переходе со 2-й на 3-ю приходилось делать перегазовку. Хочется верить, что эта «особенность» в процессе эксплуатации устранится.

Три большие напольные педали требуют привыкания. Честно говоря, мы удивились, когда на небольшом городском автобусе встретили таких «великанов». Особенно ювелирно нужно работать длинноходным сцеплением, хватающим в самом верху. Зато при торможении педаль такого размера – это плюс: уже не промахнешься.

Заслуживает всяческих похвал рулевое управление ZF Servocom. В паре с передней независимой подвеской колес оно обеспечивает автобусу отточенную управляемость. При этом руль имеет хорошую обратную связь. Кстати, сама баранка очень удобна: диаметр ее непривычно маленький для автобуса, поэтому рулится «по-легковому». Тем более что от упора до упора здесь всего 4 оборота с небольшим.

Одна из особенностей А10 – отличная маневренность. Автобус имеет лучший в классе показатель радиуса разворота – 8,0 м. И мы всякий раз приятно удивлялись, разворачиваясь на таких площадках, где, казалось, это было просто нереально.

Пневмоподвеска всех колес эффективно гасит толчки от ям и «лежачих полицейских». Она также регулирует клиренс и положение кузова в зависимости от загрузки.

На высоте и плавность хода машины. Пневматическая подвеска всех колес эффективно гасит толчки от ям и «лежачих полицейских». В то же время при езде по трассе на высокой скорости она сводит к минимуму продольную раскачку кузова.

Пневмоподвеска имеет функцию автоматической регулировки клиренса и положения кузова в зависимости от загрузки.

Шумо- и виброизоляция салона в целом неплохая за исключением кормовой части, в непосредственной близости от двигателя. Особенно это чувствуется при повышенных оборотах дизеля.

Ста девяноста «лошадей» турбодизеля Deutz хватает для уверенного набора скорости.

В задней части слева по борту установлен компрессор для привода дверей и пневмоподвески колес.

Аккумуляторы находятся в отдельном отсеке, в переднем свесе на левом борту.

Пневматическая подвеска всех колес – с автоматической регулировкой клиренса и положения кузова в зависимости от загрузки.

Отметим хорошую обзорность с места водителя, в частности, через наружные зеркала. Их кронштейны просты и практичны и не имеют новомодной окраски в цвет кузова. Мы это оценили, когда «погладили» несколько мелких веток, разъезжаясь с грузовиком на узкой сельской улочке.

В заключение отметим, что запорожская новинка – автобус ЗАЗ А10С31 – это, наш взгляд, транспортное средство европейского класса. Немаловажно, что в пригородном исполнении данная машина не имеет аналогов на украинском рынке в сегменте автобусов «миди».

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Вместительный салон
  • Мощный, эластичный турбодизель
  • Отличная управляемость
  • Хорошая плавность хода
  • Требующие привыкания педали
  • Повышенный уровень шума в задней части салона

ЗАЗ А10С31

Тип

пригородный автобус

Габариты, Д/Ш/В, мм

8270/2420/2830

Колесная база, мм

4000

Мест, всего/сид.

58/30

Снаряженная масса, кг

6350

Полная масса, кг

10500

Шаг сидений, мм

650/610

Радиус разворота, м

8,0

Объем бака, л

160

Двигатель

Тип/марка

турбодиз./Deutz BF4M 1013FC (Eвро 3)

Рабочий объем, см куб.

4764

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/2

Мощность, л. с./об/мин.

190/2300

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

700/1400

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП, марка/тип

ZF 6S610 bo/6-cт. мех.

Ходовая часть

Подвеска, передн./задн.

пневм. независ./ пневм. завис.

Тормоза передн./задн.

диск./диск.

Шины

225/75 R17,5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

80

Контрольный расход, л/100км, 60/80 км/ч

17/22

Периодичность ТО, км

15000

Стоимость ТО

4746 грн.

Гарантия

2 года или 50 тыс. км

Цена тест. автобуса

531 000 грн.

Юрий Гоголев
Фото автора