Volvo FMX: Профессия – строитель
Важной вехой в современной истории Volvo Trucks стало появление в модельной гамме нового семейства грузовиков FMX, специально разработанных для строительных работ в тяжелых условиях.
Важной вехой в современной истории Volvo Trucks стало появление в модельной гамме нового семейства грузовиков FMX, специально разработанных для строительных работ в тяжелых условиях.
Для знакомства с новыми грузовиками по приглашению наших давних друзей из Volvo Trucks мы отправились на родину компании – в Швецию. Естественно, оценить достоинства новых грузовиков лучше всего можно в условиях, максимально приближенных к повседневной эксплуатации. Поэтому тест-драйв проходил в небольшом местечке Каллеред, недалеко от Гетеборга, в действующем гранитном карьере, освоенном еще в 1939 году. Здесь уже много лет трудятся самосвалы и спецтехника фирменного подразделения Volvo Construction Equipment.
Под грифом «секретно»
Программа по созданию семейства FMX началась несколько лет назад в рамках планового обновления семейства FM, но велась в обстановке строгой секретности. Главная задача, которую ставили перед собой разработчики, – максимально адаптировать новые машины под нужды строительных компаний. Вследствие этого было принято решение выделить семейство FMX в отдельное направление. После всесторонних испытаний как на полигонах, так и в естественной «среде обитания» новинку представили на строительной выставке BAUMA 2010 в Мюнхене в апреле нынешнего года.
Встречают по одежке
Прежде всего обращает на себя внимание солидная и эффектная внешность FMX. Дизайнеры немало поработали над обликом новинки, который стал более выразительным. Машина получила новую верхнюю решетку с увеличенной эмблемой и более крупными надписями, мощную нижнюю переднюю секцию кабины с трехкомпонентным стальным бампером и защитной дугой. Прочное буксировочное устройство выдерживает нагрузку до 25 тонн. Ступенька с противоскользящим покрытием, встроенная в защитную пластину, предоставляет простой и удобный доступ к лобовому стеклу для его очистки, а удобные боковые подножки позволяют без труда забираться в просторную кабину. Новая лестница и поручень на дневной кабине дают водителю возможность легко и быстро осмотреть груз. Прочная конструкция зеркал не подвержена повреждениям и царапинам, а узкие кронштейны уменьшают «мертвую зону», улучшая обзор с водительского места. Более высокий воздухозаборник на дневной кабине улучшает качество воздуха, поступающего в двигатель, и обеспечивает лучший обзор при движении задним ходом.
В отличие от обычных машин серии FM у новинки появились новые фары с раздельной, более прочной пластиковой оптикой. В качестве опции покупатели смогут заказать для них защитную сетку, а также дополнительные противотуманные фары, встроенные по углам переднего бампера. В соответствии со специальными требованиями можно выбрать различные установочные комплекты и варианты монтажа рабочего освещения и фонарей заднего хода.
В салоне стало комфортнее. На выбор предлагается один из трех вариантов внутренней отделки кабины: винил, ткань или велюр. Особо требовательные покупатели смогут заказать кожаные сиденья. Появился столик с подставками для кружек и ручек, предусмотрены также практичное отделение для хранения предметов и держатель для бумаг. Резиновые коврики с бортиками не дают пыли и грязи распространяться по кабине, что облегчает уборку.
Сиденья и рулевая колонка имеют множество положений, позволяющих расположиться за рулем максимально удобно. Кресла регулируются по длине, ширине подушки и высоте, а двойная спинка сиденья позволяет менять угол ее наклона в центральной и верхней части. На парковке рулевая колонка откидывается вперед, максимально облегчая посадку и высадку. В некоторых тестируемых версиях на торпедо был установлен выдвижной монитор системы парковки. При движении задним ходом на него передавалось изображение от расположенной сзади под кузовом видеокамеры. С точки зрения эргономики Volvo FMX может претендовать на твердую «пятерку» – управлять им по силам даже ребенку. Хотя порой казалось, что шведские инженеры слишком увлеклись «легковыми» характеристиками вождения. Хотелось бы, чтобы усилие на педалях было информативнее, а количество оборотов руля от упора до упора – меньше.
Рабочая лошадка
В основе нового Volvo FMX лежит отлично зарекомендовавшая себя платформа серии FM, которая прошла испытания в суровых условиях Севера, на российском бездорожье и строительных площадках Восточной Европы. Мощная стальная лонжеронная рама была усилена с учетом специфики работы. Ширина рамы составляет 850 мм, благодаря чему она обладает высокой жесткостью на кручение. Продольные лонжероны и поперечины рамы с сечением в виде швеллера обеспечивают раме легкость и прочность. Гладкая верхняя плоскость лонжеронов и модульные крепления облегчают установку кузовов от различных производителей. Прочные топливные баки подняты для увеличения дорожного просвета.
Для FMX предлагается две серии 6-цилиндровых рядных турбодизельных двигателей рабочим объемом 11 и 13 литров, развивающих в зависимости от модификации и экологических норм мощность от 330 до 500 л. с. Максимальный крутящий момент достигается уже при 950–1400 об/мин, что обеспечивает высокое тяговое усилие при троганье с места. Все двигатели соответствуют нормам от Евро 3 до Евро 5, а большая часть еще и сертифицирована на соответствие перспективному стандарту EEV. В паре с этими моторами могут работать 9- или 14-ступенчатая механическая КП, роботизированная коробка I-Shift или 6-ступенчатый «автомат» Powertronic с гидротрансформатором.
Большинство представленных на тесте машин было оснащено модернизированной роботизированной коробкой передач I-Shift. И это не случайно. По статистике, 70% реализованных в прошлом году грузовиков Volvo оснащались именно этим типом КП, а 50% из них работает в тяжелых условиях и в строительной отрасли.
Напомним, что I-Shift представлена в 2002 году и зарекомендовала себя очень хорошо. За десять лет эта КП претерпела ряд серьезных модернизаций. Нынешнее, четвертое поколение пополнило свой арсенал рядом новых функций. Благодаря датчику нагрузки электроника подберет оптимальную передачу для старта после погрузки или выгрузки. Например, пустая машина с новой КП стартует с 5-й передачи вместо 3-й. При движении на подъеме водитель может перейти в ручной режим управления коробкой и с помощью кнопки +/– зафиксировать необходимую передачу. В этом случае электроника не даст повысить передачу выше выбранной водителем. Кроме того, обновленная коробка передач I-Shift поможет забуксовавшей машине выбраться с помощью «свободного раскачивания» или функции «мощного старта». А движение по спуску стало легче благодаря фирменной системе VEB/VEB+, обеспечивающей мощность торможения с 290 до 375 кВт при 2300–2400 об/мин.
Дебют Volvo FMX в Украине ожидается в конце нынешнего года.
Для Volvo FMX предлагается две серии 6-цилиндровых турбодизелей рабочим объемом 11 и 13 литров, развивающих в зависимости от модификации и экологических норм 330–500 л. с. |
Технические характеристики Volvo FMX | ||||||||
Двигатель | D11C330 | D11C370 | D11C410 | D11C450 | D13C380 | D13C420 | D131C460 | D13C500 |
Тип | турбодизель (Евро 5) | турбодизель (Евро 5) | ||||||
Рабочий объем, см куб. | 10800 | 12800 | ||||||
Расп. и к-во цил./ кл. на цил. | R6/4 | R6/4 | ||||||
Степень сжатия | 17,1:1 | 17,8:1 | ||||||
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 123/152 | 131/158 | ||||||
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 243(330)/ 1600–1900 | 272 (370)/ 1600–1900 | 302 (411)/ 1600–1900 | 332 (451)/ 1600–1900 | 280 (381)/ 1400–1900 | 309 (420)/ 1400–1900 | 338 (460)/ 1400–1900 | 368 (500)/ 1400–1900 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 1600/ | 1750/ | 1950/ | 2150/ | 1900/ | 1900/ 1000–1400 | 2300/ 1000–1400 | 2500/ 1050–1400 |
Коробка передач | ||||||
Модель | VT2009B | VT2214B | VTO2514B | I-Shift AT2412D | Powertronic PT2106 | Powertronic PT2606 |
Тип/кол-во передач | 9-ст. мех. | 14-ст. мех. | 14-ст. мех. | 12-ст. робот. мех. | 6-ст. авт. | 6-ст. авт. |
Макс. передаваемый момент, Нм | 2000 | 2200 | 2500 | 2400 | 2100 | 2600 |
Море вариантов
Автомобиль Volvo FMX предлагается в многочисленных вариантах. Это могут быть и шасси под установку разнообразных самосвальных кузовов, в том числе с трехсторонней разгрузкой, и седельные тягачи для буксировки самосвальных полуприцепов. Предлагается большой выбор колесных формул: в зависимости от типа шасси она может быть 4х2, 4х4 (на фото справа), 6х4, 6х6, а также 8х4. В последнем случае управляемыми могут быть как две передние оси, так первая и последняя (на фото слева). Кроме того, можно выбрать один из трех типов кабин: короткую дневную, удлиненную со спальным местом и высокую, с двумя спальными полками (Globetrotter).