«Тур» А049, А097: Два «Тура»
Недавно мы испытали в деле два недорогих львовских автобуса марки «Тур». Один из них, под индексом А049, – вариация на тему «Газели». Другой, А097 – чуть больше в размерах и построен на базе уже почти «украинского» грузовичка FAW СА 1061.
Недавно мы испытали в деле два недорогих львовских автобуса марки «Тур». Один из них, под индексом А049, – вариация на тему «Газели». Другой, А097 – чуть больше в размерах и построен на базе уже почти «украинского» грузовичка FAW СА 1061.
Львов славится автобусостроителями еще с 60-х годов прошлого века. Мы – у ворот проходной ОАО «Укравтобуспром», которая помнит легендарные автобусы для космонавтов, вычурные лайнеры в стиле аэродизайна, эксперименты с электротягой. Впрочем, об этом написано немало. В ХXI веке, несмотря на все сложности отечественного автопрома, лучшие традиции здесь продолжаются. И сегодня нам предстоит тест-драйв современной продукции.
Снаружи
Оба автобуса «Тур» нам предоставили в городском исполнении. В их облике угадывается «грузовое» прошлое.
Конструкторы старались сделать салон А049 максимально широким, и потому спереди машина чем-то напоминает хомячка с раздутыми щеками. Зато роскошной кормой впору любоваться. К тому же осталась стандартной длина колесной базы «Газели». Таким образом, для превращения грузовика в автобус не нужны дорогостоящие манипуляции с рамой, карданными валами и прочим. А это удешевляет конструкцию.
Автобус А097, напротив, кажется стройным, возможно, даже высоковатым – того и гляди опрокинется в повороте: рамная конструкция дает о себе знать. Однако задок «китайца» выглядит эстетично благодаря элегантности линий якобы вентиляции и вполне практичного багажника.
На улицах старого Львова оба автобуса смотрятся органично, хотя больше внимания прохожие обращают на «китайца»: А097 пока еще не появлялся на городских маршрутах. А «хомячки» мелькают уже несколько лет, и не только во Львове, конкурируя с «одноклассниками» – черниговскими «Дельфинами» и часово-ярскими «Рутами».
Внутри
В салон «хомячка» А049 ведет дверь оригинальной, бесстворчатой конструкции, оснащенная электроприводом. Правда, ее открывание сопровождается неприятным звуком. Норма это или недоработка – так и осталось тайной. Высота пола не слишком велика, ступеньки довольно удобны, и это радует.
Войдя в салон, начинаешь понимать, почему автобус показался широковатым – места внутри более чем достаточно. Планировка внутреннего пространства, с сиденьями удобной формы по три в ряду, вполне типична для подобного класса. Интересно, что в предсерийных эскизах планировка была иной – как в метро, где пассажиры сидят спиной к бортам и боком к направлению движения. Но такая версия в Украине наверняка не прошла бы сертификацию из-за ее меньшей безопасности.
А097 – автобус классом повыше во всех отношениях. При длине около 8 м здесь в салон ведут уже две двери, с пневматическим приводом. Вход довольно высокий на вид, хотя уровень порога не превышает стандартные 360 мм: налицо «пристрел» на пригородные линии с плохими дорогами, о чем свидетельствует и высокий клиренс. Рабочее место водителя досталось обоим автобусам «Тур» от грузовых «доноров». Оно довольно комфортабельное, однако отметим, что садиться на него одинаково неудобно в обеих машинах: у А049 водительская дверь отсутствует как таковая, а в А097 она хоть и предусмотрена, но забраться внутрь не так уж легко.
А049: в каждом ряду по три кресла, и лишь в заднем – четыре. Мест – 18 (сид. – 14). | Автобус А097 принимает на борт 44 пассажира. Мест для сидения – 31. |
На ходу
Итак, заводим двигатель. Со стандартной массой «хомячка» бензиновое сердце в 123 л. с. справляется неплохо, но перегруженный автобус тянет неохотно, момент на низах маловат – тут не помешал бы тяговитый дизель.
Таким вот дизелем и оснащен «старший брат» А097 мощностью 130 л. с. и моментом 390 Нм в спасительном диапазоне 1400–1600 об/мин. На 100 км пути дизель расходует в среднем 17 л солярки против 15 л бензина у А049. Неудивительно, что большинство «хомячков» после покупки оснащаются экономичным газобаллонным оборудованием.
Подвеска автобусов достаточно простая, зависимая – на листовых рессорах и спереди, и сзади. На ходу, конечно жестковато и управляемость так себе. Но машины не особо быстроходны, а дешевизна, простота и надежность конструкции в данном случае предпочтительнее. На обеих машинах установлен гидроусилитель руля.
Тормоза достаточно надежны. У автобуса А049 они спереди дисковые, с гидравлическим приводом, сзади – барабанные. А у модели А097 и спереди, и сзади установлены барабанные, с пневматическим приводом. Обе машины оснащены антиблокировочной системой ABS.
Задняя дверь А049 – для аварийных случаев, а также для посадки-высадки пассажиров в часы пик. | В корме автобуса А097 расположен довольно удобный багажный отсек с доступом снаружи. |
Итоги
Конечно же, в данном тесте нет ни победителя, ни проигравшего, да и сравнивать автобусы разных классов некорректно. Каждая машина занимает свою нишу, на каждый товар находится свой покупатель. Модель А049 выпускается с 2005 года и уже претерпела легкую модернизацию – заменена дверь-калитка, усовершенствован кузов. За это время успели сделать около 350 штук, и при цене в 135 тыс. грн. спрос на это транспортное средство оставался стабильным до начала кризиса.
Автобус А097 пока существует только в пилотной серии из 5 экземпляров, в различных исполнениях. Все еще имеются вопросы относительно качества и наличия китайских комплектующих, хотя модель ценой в 197500 грн. – неплохой вариант на рынке.
| «Тур» А049 | «Тур» А097 |
Общие данные | ||
Тип | городской автобус малого класса | городской автобус среднего класса |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 5690/2130/2700 | 7850/2240/2920 |
Колесная база, мм | 2900 | 4300 |
Мест для сидения/всего | 14/18 | 31/44 |
Снаряженная масса, кг | 2695 | 5400 |
Полная масса, кг | 3920 | 8635 |
Радиус разворота, м | 6,6 | 8,6 |
Объем бака, л | 60 | 120 |
Двигатель | ||
Тип/марка | бенз./ЗМЗ-40522, бенз. (Евро 2) | турбодиз./СА4DF2-13 (Евро 2) |
Рабочий объем, см куб. | 2464 | 4752 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/2 | R4/2 |
Мощность, л. с./об/мин | 123/5200 | 125/2500 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 189/2500 | 390/1400–1600 |
Трансмиссия | ||
Тип привода | задний | |
КП, тип | 5-ст. мех. | |
Ходовая часть | ||
Подвеска передн./задн. | рессорн., зав./рессорн., зав. | |
Тормоза передн./задн. | диск./бараб., ABS | бараб./бараб., ABS |
Шины | 175 R16C 185 R16C | 185 R16 |
Эксплуатационные показатели | ||
Макс. скорость, км/ч | 80 | 90 |
Средний расход, л/100 км | 15 | 17 |
Периодичность ТО, км | 10000 | 10000 |
Гарантия | 1 год/20 тыс. км | 1 год/20 тыс. км |
Заводская цена, грн. (с НДС) | 135000 | 197500 |