X

Mercedes-Benz Arocs: Экстремальный тест

Мое знакомство с новейшими грузовиками от Mercedes-Benz – серией Arocs – состоялось еще в конце января, на официальной презентации в Мюнхене ( см. «КА» № 3’2013 ). А в мае мне довелось принять участие в тест-драйве трех этих машин – Trial Drive.

Мое знакомство с новейшими грузовиками от Mercedes-Benz – серией Arocs – состоялось еще в конце января, на официальной презентации в Мюнхене ( см. «КА» № 3’2013 ). А в мае мне довелось принять участие в тест-драйве трех этих машин – Trial Drive.

Мое знакомство с новейшими грузовиками от Mercedes-Benz – серией Arocs – состоялось еще в конце января, на официальной презентации в Мюнхене ( см. «КА» № 3’2013 ). А в мае мне довелось принять участие в тест-драйве трех этих машин – Trial Drive.

Самый маленький самосвал в семействе – Arocs 1824. Полная масса – 18 т. Мощность – 240 л. с.

Самосвал Arocs 3245 (6х4) демонстрировался и с двухосным прицепом.

Серия Arocs – совершенно новое направление в линейке грузовиков Mercedes-Benz. Она создана специально для тяжелых строительных работ. И потому неудивительно, что тест-драйв этих машин проходил в сложных, порой экстремальных дорожных условиях – в горном карьере в районе Вупперталь-Дорнап, недалеко от Дюссельдорфа.

Накануне теста в этом карьере нам показали удивительное шоу. Добрый десяток самосвалов с полной нагрузкой под управлением заводских водителей-асов кружил одновременно по серпантинам, лихо преодолевая крутые повороты, невообразимые подъемы и спуски. И все это «броуновское движение» сопровождалось эффектными густыми дымами и всплесками пламени – ни дать ни взять фронтовая панорама. Одним словом, пиротехники постарались на славу.
А на следующий день, с самого утра подобной экстремальной ездой занялись здесь и мы, журналисты. Единственное, что дыма и огня уже не было.

Верхом на «осьминоге»

Большинство грузовиков, выстроившихся на старте, составляли строительные самосвалы трехсторонней разгрузки, с колесной формулой 8х4. С такого автомобиля – Arocs 4135 – начал тест-драйв и я (фото справа).

Заглянув в кузов марки Meiller-Kipper, я испытал легкое разочарование: он был пуст. Но после того как мы проехали каких-то пару сотен метров, сидевший рядом инструктор велел остановиться на площадке. К нам подрулил внушительный погрузчик и в несколько приемов заполнил некрупным гранитом грузовую платформу, доведя массу машины до требуемой 41 тонны.

На моем автомобиле был установлен новый, заточенный на экономичность двигатель OM470 стандарта Евро 6 рабочим объемом 10,7 л. Малый расход топлива – это, конечно, хорошо. А вот как насчет мощности? Хватит ли его 360 л. с. для движения по такой непростой трассе с полной нагрузкой?

Сомнения развеялись очень скоро. Мотор оказался весьма тяговитым. Обращала на себя внимание важная его особенность: высокий крутящий момент при низких оборотах. Уже при 800 об/мин мотор выходил на 95% максимальной мощности. Автоматическая коробка передач PowerShift 3 обеспечивала самый оптимальный режим езды.

Самосвал Arocs 4135 во время показательных выступлений для журналистов – с огнями и дымом.

Интересное ноу-хау – аккумуляторы расположены в два этажа и имеют пружинную подвеску. Крышка отсека снята.

Все ведущие

Следующим моим подопечным стал другой самосвал-«осьминог», но полноприводный (8х8) – модель Arocs 4151. Полная его масса была та же – 41 т. А вот двигатель стоял куда более мощный – 12,8-литровый ОМ471 в 510 л. с. Коробка передач была опционная – механическая, 16-ступенчатая, с тросовым приводом. Она оказалась очень легкой в управлении.

Радиус разворота у этой машины несколько больше, чем у предшественницы 8х4. Это я сразу почувствовал на извилистых дорогах карьера. Но зато как повысилась проходимость! Сказались, конечно, и полный привод, и блокируемые дифференциалы, и более мощный двигатель.

Даже на самые крутые подъемы (до 45%) машина без проблем въезжала всего при 1000–1100 об/мин. Дальнейшее наращивание оборотов не имело никакого смысла. А следующие сразу за каждым подъемом крутые спуски (до 35%) помогал преодолевать ретардер. Включив его третью, самую мощную ступень, я убирал ноги с педалей. И машина сама потихоньку катилась с крутого склона, только в самом конце спуска нужно было слегка притормозить.

Одно из ярких ноу-хау в новых машинах – впервые примененная на грузовиках электрогидравлическая система рулевого механизма. Она обеспечивала необычайно легкое и точное управление. Для сравнения нам дали проехаться и на самосвале Actros предыдущего поколения. Что и говорить, разница существенная.

  

Вести Arocs по трудным дорогам оказалось необычайно легко благодаря электрогидравлической системе рулевого управления, примененной на грузовых автомобилях впервые.

На правый подрулевой переключатель вынесено управление коробкой-«автоматом» PowerShift 3 и ретардером.

Полоса препятствий

Последовавший за двумя «осьминогами» трехосный самосвал Arocs 3245 с колесной формулой 6х4 полной массой 32 т показался если не детской игрушкой, то, по крайней мере, легким грузовиком. Динамика автомобиля была заметно выше. Машина имела двигатель ОМ 471 (Евро 6) рабочим объемом 12,8 л, но, в отличие от 4-осного самосвала – в версии 450 л. с. Коробка передач была автоматическая – PowerShift 3.

Нужно сказать, что на этой машине мы проехали не только по полигону и горным каменистым серпантинам, но и по провинциальным дорогам с асфальтовым покрытием, и даже по скоростной автостраде. В последнем случае полностью груженая машина без проблем выходила на ограниченную электроникой максимальную отметку 85 км/ч.

А на самом полигоне запомнился участок – горизонтальный, но грунтовой, а главное, с хитрым профилем. Это были короткие, до полуметра, неровности – так называемая стиральная доска. Но при этом они еще имели поперечный наклон в разные стороны, так что машину бросало не только вверх-вниз, но еще и вправо-влево, словно баркас на волнах…

Главное здесь – полностью довериться машине. Ноги убираешь с педали газа и тормоза, и массивный грузовик потихоньку сам, на малом газу, равномерно преодолевает эту полосу препятствий. А от водителя требуется одно: крепче за баранку держись, шофер!

При повторном заходе инструктор усложнил задачу. В один из моментов он велел полностью остановиться, а затем снова начать движение. Но не тут-то было: машина забуксовала. Однако зарываться в грунт мы не стали, а включили принудительную блокировку дифференциалов и опять-таки потихоньку выбрались из песчаной ловушки.

Полноприводный Arocs 4151 (8х8) с двигателем 510 л. с. отличался высокой проходимостью.

На Mercedes-Benz Arocs устанавливается широкая гамма двигателей стандарта Евро 6 – 16 моторов мощностью от 238 до 625 л. с. Они отличаются экономичностью и высоким крутящим моментом при низких оборотах.

Оригинальное решение – откидной противоподкатный брус, смонтированный в задней части самосвала Arocs.

Для сравнения журналистам дали проехаться на самосвале Mercedes-Benz Actros предыдущего поколения. По управляемости Arocs был лучше.

Широкая гамма

В нашем тесте принимали участие только самосвалы – четырехосные и трехосные, был и один с колесной формулой 4х2. Однако на полигоне нам продемонстрировали в статике и тягач 6х4 с двухосным прицепом. А в павильоне мы увидели бетоносмеситель 8х4 с 8-кубовым барабаном и бортовой грузовик 8х4 с погрузчиком Palfinger. В соседнем помещении демонстрировались агрегаты – двигатели от 238 до 625 л. с., коробки передач, мосты и т. д. В серию автомобили Arocs пойдут в середине года.

Леонид Гоголев
Фото автора