
MAN TGX: Мистер Икс
Автомобили MAN хорошо известны в Украине: множество этих машин – и уже видавших виды, и еще совсем новых – трудится на наших дорогах. Недавно нам довелось испытать в деле флагман марки – магистральный тягач TGX.
Автомобили MAN хорошо известны в Украине: множество этих машин – и уже видавших виды, и еще совсем новых – трудится на наших дорогах. Недавно нам довелось испытать в деле флагман марки – магистральный тягач TGX.
Неcколько лет назад компания MAN запустила в производство принципиально новое, модульное высокотехнологическое поколение грузовиков – Trucknology Generation (TG). Первенцем стал автомобиль тяжелого класса – TGA, удостоенный престижного титула «Международный грузовик 2001 года». А через некоторое время дебютировала более совершенная машина с индексом TGX. Она тоже получила почетное звание «Грузовик года», только уже 2008-го.
Что же представляет собой этот «мистер Икс»? Его предшественника, TGA, мы уже тестировали (см. «КА» №7’2003). Так что сравнить было интересно…
Снаружи и внутри
Облик машины TGX заметно преобразился, хотя преемственность стиля, а значит узнаваемость марки, сохранилась. Главное – заметно улучшилась аэродинамика кабины. И если боковины ее почти не изменились, то передние панели и бампер обрели совершенно иную форму. А новые, обтекаемые корпуса зеркал не только снижают сопротивление воздуха, но и уменьшают загрязнение как самих зеркал, так и боковых окон, в чем мы вскоре сами смогли убедиться.
Отличительная черта TGX – расположенные в бампере новые воздухозаборники модной формы с увеличенной площадью и, следовательно, с большей пропускной способностью. А над бампером появилась полированная черная панель из стеклопластика, повторяющая по форме прежнюю решетку радиатора. Обновилась и светотехника. В плафонах новой формы установлены более долговечные лампы. А стояночные огни сделаны теперь в виде полосок-светодиодов, с функцией дневного света.
В интерьере сразу отмечаем две особенности: простор и комфорт.
Передняя панель не огибает водительское кресло, как во многих других современных машинах, а сделана абсолютно ровной. Это, как и чисто символический моторный тоннель высотой всего 10 см, облегчает передвижение по салону. А внутренняя его высота – 1875 мм – позволяет стоять не сгибаясь почти любому водителю. Заметим, что на нашем тягаче установлена кабина, так сказать, средней высотности – типа XLX. При желании можно заказать и кабину XXL с внутренней высотой 2109 мм или компактную версию XL – 1560 мм.
В кабине оказалось много емкостей для различных вещей. В частности, шкафчики над лобовым стеклом, два ящичка под мелочевку в передней панели, выдвигаемые при помощи микролифта – достаточно нажать пальцем, и т. п.
Самое приятное впечатление
произвела богатая внутренняя отделка салона. Высококачественный пластик двухцветной передней панели в черных и серых тонах облагорожен «алюминиевыми» вставками. Такие же имеются на руле, рычаге КП и светло-серых дверных панелях. Картину дополняют комфортабельное кресло водителя с пневмоподвеской и многофункциональный руль, позволяющий управлять борт-компьютером, круиз-контролем, CD-магнитолой и телефоном hands free. Короче говоря, атмосфера – как в классном легковом автомобиле.
Возле вентиляционного люка в потолке – новые плафоны с функцией ночного (красного) света. Еще одна новация – лампочки в дверях, которые освещают подножку не только со стороны водителя, но и его напарника.
В задней части кабины – уютный спальный отсек. Две просторные полки практически той же ширины, что и у TGA: нижняя – 79 см, верхняя – 70,5 см. Главное отличие – новые матрацы из пеноматериала на ортопедической деревянной решетке с пятью зонами жесткости для разных частей тела. Так что комфортный сон водителю обеспечен.
На ходу
Обычная процедура перед первой поездкой на незнакомой машине: подгоняю водительское кресло, настраиваю зеркала. А вот с регулировкой руля сразу справиться не удалось. Клавишей на передней панели я, как и положено, отключил пневмофиксатор, но через несколько секунд он включился снова – и поскольку я замешкался с надстройкой, пришлось нажимать на клавишу повторно. А вот у TGA, помнится, вместо нее напольная кнопка, и ее можно было держать сколько угодно, настраивая баранку двумя руками…
На нашем тягаче установлен 10,5-литровый турбодизель нового поколения D20 с совершенным электронным управлением и системой впрыска Сommon Rail. Благодаря технологии AdBlue (расход около 5% от потребляемого топлива) он соответствует экологическим нормам Евро 5. Такие моторы выпускаются в трех версиях – 360, 400 и 440 л. с. У нас – самая мощная. А вообще-то на TGX можно устанавливать и моторы других семейств – до 680 л. с. включительно.
В работе D20 показал себя эластичным и тяговитым. На максимальный крутящий момент в 2100 Нм он выходил уже при 1000 об/мин и честно выдерживал этот уровень до 1400 оборотов. Что касается экономичности, то в непростых условиях теста средний расход топлива, по данным борт-компьютера нашей машины, не превышал 33 л на 100 км.
Понравились и органы управления. Рычаг 16-ступенчатой механической коробки передач ZF работал четко, не требовал больших усилий, и ход его относительно невелик. Сказывалось наличие помощника – системы Servo-Shift. Одно неудобство: если водитель невысок, то при сдвинутом вперед кресле рычаг оказывается слишком близко к бедру – и руку приходится изгибать. Педали послушные и нетугие, с удачно подобранным ходом. Руль тоже хорош: легкий, точный и довольно острый для тяжелого грузовика: четыре с половиной оборота от упора до упора.
Во второй половине теста разыгралась сильная метель. И мы возвращались на базу по заснеженной скользкой дороге, петляющей между соснами и оврагами. Ехали уже без полуприцепа, а потому ведущие колеса были недогружены, что еще больше осложняло ситуацию. Но здесь нам здорово помогала противобуксовочная система ASR и антиблокировочная ABS.
Оценили мы и эффективную систему обогрева салона. И еще одно: приятно отметить, что всю дорогу уровень внутреннего шума в кабине был явно меньше, чем у предшественника. Одним словом, езда на MAN TGX комфортна и неутомительна, словно в легковой машине.
Итоги
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
MAN TGX 18.440 4×2 BLS | |
Общие данные | |
Тип | cедельный тягач |
Колесная формула | 4х2 |
Д/Ш/В, мм | 5875/2500/3767 |
Колесная база, мм | 3600 |
Мест в кабине | 2 |
Снаряженная масса, кг | 6820 |
Полная масса автопоезда, кг | 44000 |
Нагрузка на седло, кг | 13000 |
Объем бака, л |
760 + 450 |
Двигатель | |
Марка/тип | D2066 LF25/турбодиз. (Евро 5) |
Рабочий объем, см куб. | 10500 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R6/4 |
Мощность, л. с./об/мин | 440/1500–1900 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 2100/1000–1400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, тип/марка | 16-ст. мех. ZF 16S 222DD |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | завис. рессорн./завис. пневм. |
Тормоза передн./задн. | диск./диск. |
Шины | 315/70 R22.5 |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 85 (с ограничителем) |
Средний расход, л/100 км | 29 |
Периодичность, ТО, тыс. км | 50 (120 – в Зап. Европе) |
Стоимость ТО, грн. | от 4000 |
Гарантия, лет/км | 1 год* без огр. пробега |
Цена, евро | 98 000 |
*На силовую линию – 2 года |