X

КрАЗ-7140С6: Один плюс три

Ощущать в кузове за спиной кубометры гранита, видеть в зеркале три пары немаленьких колес и при этом с легкостью разворачиваться на «пятачке», соревнуясь с «БелАЗами»… Все это ожидало нас на ходовых испытаниях самого мощного самосвала Кременчугского автозавода – предсерийной модели 7140С6.

Ощущать в кузове за спиной кубометры гранита, видеть в зеркале три пары немаленьких колес и при этом с легкостью разворачиваться на «пятачке», соревнуясь с «БелАЗами»… Все это ожидало нас на ходовых испытаниях самого мощного самосвала Кременчугского автозавода – предсерийной модели 7140С6.

Ощущать в кузове за спиной кубометры гранита, видеть в зеркале три пары немаленьких колес и при этом с легкостью разворачиваться на «пятачке», соревнуясь с «БелАЗами»… Все это ожидало нас на ходовых испытаниях самого мощного самосвала Кременчугского автозавода – предсерийной модели 7140С6.

Четырехосные самосвалы холдинговая компания «АвтоКрАЗ» выпускает не первый год. Так, модель 7133С4 (8х4) уже хорошо известна на рынке и неоднократно бывала у нас на тестах. В чем же особенность новинки – 7140С6?

Снаружи и внутри

Во-первых, у новой машины изменилась осевая формула: если раньше оси располагались по схеме 2+2 (две спереди и две сзади), то теперь – 1+3 (одна спереди, три сзади). Во-вторых, автомобиль получил колесную формулу 8х6 – у него появился передний ведущий мост. Более того, в отличие от раннего образца – шасси 7140Н6, показанного на Московском автосалоне еще в 2004 году, управляемыми осями самосвала являются не первая и вторая, а первая и четвертая. Колеса последней для облегчения маневренности поворачиваются в противоположную сторону относительно передних.

Внешне наш «подопытный» сильно походил на трехосный самосвал КрАЗ-65033-051-02 (6х6), побывавший у нас на испытаниях пару лет назад («КА» №7'2005). Тот же дизайн самосвальной платформы (правда, здесь она длиннее метра на два), высокие односкатные шины Michelin с песчаным протектором и знакомая окраска: желтая кабина, красный кузов.

В знакомой кабине – удобное водительское кресло на пневмоподвеске и новый по дизайну руль. Педальный узел – для настоящих мужчин.
Для поднятия кузова с 25 т породы нам понадобилось около двух минут.

Чтобы забраться в высоко расположенную кабину, придется на полминуты стать альпинистом. Нужно преодолеть три ступеньки, хватаясь за не очень крупные поручни. Первая попытка была и вовсе головокружительной – под подножкой на дороге оказалась небольшая впадина, и ногу пришлось поднимать еще выше. Хорошо, что водитель карьерного самосвала – не развозчик почты или пиццы, а потому часто выходить из кабины ему не придется.

В кабине – знакомый «кразовский» интерьер. Все просто и аскетично. Строгий щиток с армейскими шкалами приборов и многочисленными клавишами. Из новаций замечаем новый дизайн рулевого колеса. Кресло водителя – на пневмоподвеске, с регулировкой высоты и угла наклона подушки.

Поворотной задней осью заведует гидроцилиндр, расположенный слева на раме.
Благодаря задней управляемой оси радиус разворота уменьшился с 15,6 до 12,5 метра.

ы

На ходу

Ходовые испытания кременчугского гиганта решили провести в гранитном карьере. Трудно передать ощущения, когда попадаешь в громадный каньон, образованный не природой, а годами кропотливой работы людей и мощной техники. Испытания самосвалов КрАЗ мы здесь проводим уже не первый раз, но только на машине 7140С6 почувствовали себя на равных с «БелАЗами», которые возят многотонные глыбы, словно картошку. Уверенность нам придавали не только немаленькие габариты нового самосвала, но и более мощный двигатель. В отличие от четырехосок 8х4, на новой машине установлен не 330-сильный турбодизель ЯМЗ-238ДЕ2, а его ярославский «собрат» модели 7511.10, выдающий 400 «лошадок». Их-то мы очень скоро прочувствовали.

Подъезжаем под гигантский гусеничный экскаватор. Три ковша – и в кузове 25 тонн булыжника. Именно такова грузоподъемность автомобиля. Конечно, в длинную 18-кубовую платформу влезло бы и больше, но мы пожалели автомобиль – тем более предсерийный образец.

Выбираться из-под экскаватора по крутому подъему пришлось на первой пониженной передаче, да еще и с включенной блокировкой межосевого дифференциала. Обороты при этом не выходили за экономичную зеленую зону тахометра. После успешного преодоления горки плавно набираем скорость, переходя на верхний ряд коробки (5–8-я передачи). Вот только трудно было привыкнуть к зеркально перевернутой схеме переключения – справа налево.

Разогнавшись как следует, пологий и затяжной подъем мы преодолели на 7-й передаче! Самосвал 7140С6 оказался очень послушным и легким в управлении. И руль, и коробка, и педальный узел не требуют чрезмерных усилий. Понравилась работа балансирной подвески задних колес, мягко проглатывающей дорожные неровности.

На одной из площадок мы решили развернуться, дабы проверить маневренность КрАЗ-7140С6. Учитывая немаленькую длину машины, делаем побольше замах и выворачиваем руль до упора. И какая-то сила начинает буквально втискивать машину в крутую траекторию движения. В наружном зеркале чудо-сила из невидимой превращается в видимую – вывернутые градусов на 15-20 колеса задней оси.

Четыре сотни «лошадей» турбодизеля ЯМЗ-7511.10 – и КрАЗ не узнать!
Дотянуться до высоко расположенных подножки и поручня непросто, особенно на неровной местности.

Несмотря на то, что разворот мы одолели в два приема, сдав задним ходом буквально два метра, маневренность автомобиля заслуживает высокой оценки. Радиус разворота составляет всего 12,5 метра – столько же, сколько и у трехосной модели КрАЗ-65033-051-02, и на 3 м меньше, нежели у раннего шасси 7140Н6 с двумя передними поворотными осями. Отлично справляются со своей задачей и тормоза: на спуске мы уверенно осаживали многотонную махину.

Подоспела очередь высыпать содержимое кузова. И тут мы немного разочаровались: чтобы полностью поднять платформу, понадобилось больше времени, чем мы ожидали, – около двух минут. Хотя с учетом размера перевозимых «камешков» быстрота, наверное, неуместна.

Таким образом, КрАЗ-7140С6 – настоящий самосвал для самых тяжелых работ. Имея неплохую грузоподъемность и повышенные тягово-динамические качества, он обладает еще и отличной маневренностью.

Резюме

Большая грузоподъемность
Легкость в управлении
Мощный, 400-сильный двигатель
Отличная маневренность
Cхема переключения КП справа – налево
Затрудненная посадка в кабину из-за высоко расположенных подножек
Увеличенное время подъема кузова

КрАЗ­7140С6
Общие данные
Тип
cамосвал
Колесная формула
8х6
Д/Ш/В, мм
10050/2450/3115
Колесная база, мм
4080+1400+1600
Грузоподъемность, кг
25700
Снаряженная масса, кг
16700
Полная масса, кг
42400
Объем платформы, м куб.
18
Радиус разворота, м
12,5
Дорожный просвет, мм
400
Время подъема кузова, с
107 (по данным «КА»)
Объем бака, л
250
Двигатель
Тип
турбодизель
Марка
ЯМЗ­7511.10­16 (Евро 2)
Расп. и к­во цил.
V8/2
Рабочий объем, см куб.
14860
Мощность, л. с./об/мин
400/2100
Макс. кр. момент, Нм/об/мин
1715/1100–1300
Трансмиссия
КП, тип/марка
9­ст. мех./ЯМЗ­239
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.
завис. рессорн./завис. рессорн., балансирная
Тормоза передн./задн.
бараб./бараб., с ABS
Шины
16.00­R20 (Michelin)
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч
75
Контрольный расход, л/100 км
50
Стоимость ТО, грн.
н. д.
Периодичность ТО, км
н. д.

Юрий Гоголев
Фото Павла Лебедева

Редакция благодарит ХК «АвтоКрАЗ» за предоставленный на тест автомобиль