КРАЗ: Бывший турецкоподданный
В начале июля от ХК «АвтоКрАЗ» пришло известие: сертифицирована первая партия микроавтобусов J9, собранных на предприятии из импортных деталей. Наш корреспондент отправился в Кременчуг, где протестировал автомобиль из опытно-промышленной партии. |
Турецкие микроавтобусы
Karsan J9 – лицензионная копия французской модели Peugeot J9, уже давно
работают в Украине. Только за последние несколько лет через наших официальных
дилеров в страну ввезено их около 1200. Машины себя неплохо зарекомендовали,
и на заводе в Кременчуге решили наладить их сборку – на площадях, где
во времена альянса с итальянцами выпускали микроавтобусы Iveco TurboDaily.
Опытные образцы микроавтобусов украинской сборки демонстрировались в
мае на выставках в Киеве, но без соответствующей сертификации их нельзя
было пускать в продажу. А теперь лед тронулся.
Снаружи
Линии неширокой и относительно длинной машины просты и гармоничны. Смещенные
к корме задние колеса придают профилю динамичность. Нужно сказать, что
не так давно микроавтобус подвергся рестайлингу и отличается от Karsan
прежних лет, которые, кстати, еще довольно часто встречаются на наших
улицах. Передние двери – не накладные, как прежде, а сделанные заподлицо
с боковинами кузова. Сзади появились высокие, хорошо заметные светоблоки.
Но передок, и особенно прямоугольная пластиковая решетка с квадратными
фарами, равно как и незамысловатый бампер, выглядят достаточно архаично.
Дверные ручки – вертикальные, с дополнительным курком-защелкой. Удобно,
но… небезопасно для окружающих: ручки сильно выступают за линию кузова.
В отличие от машин ранних выпусков, на крыше новинки нет двух характерных
вентиляционных «грибочков», не предусмотрены и обычные люки. По утверждению
специалистов «КрАЗа», для проветривания салона достаточно открывать большие
сдвижные стекла в окнах. Правда, делать это можно только в сухую погоду,
а наш тест проходил в дождливую…
Рабочее место
На передние сиденья попадаешь, предварительно шагнув на небольшую рифленую
металлическую подножку. При этом можно взяться за ручку, расположенную
на стойке ветрового стекла. Кресло водителя можно передвигать в продольном
направлении и менять угол наклона его спинки. А вот рулевая колонка не
регулируется. Впрочем, за «баранкой» во время теста побывали три человека
разных комплекции и роста – и всем было удобно. Сиденье водителя оборудовано
3-точечным ремнем безопасности.
Большая часть приборной панели отведена под три циферблата, расположенных
в антибликовых квадратных углублениях. Левый – спидометр с одометром,
на правом размещены наглядные указатели давления масла и температуры охлаждающей
жидкости. А вот на центральном… Здесь не совсем понятно. В нижней его
части – указатель количества топлива, а всю остальную площадь занимает
надпись Karsan. Что это – резерв под дисплей бортового компьютера? Но
в комплектации он не предусмотрен даже как опция.
В салоне
Пассажирский салон удивляет оригинальностью компоновки. Три двухместных
сиденья и одно одноместное (кстати, на нем человек располагается лицом
к двери) максимально сдвинуты к левому борту, и перед ними образуется
широкая площадка. Использовать ее для перевозки стоячих пассажиров категорически
запрещено: внутренняя высота салона Karsan – только 178 см, а согласно
правилам ЕЭК ООН должна быть на 10 см выше. По правому борту сидений вообще
нет, а в самом его центре расположена распашная дверь.
Все вместе это обеспечивает легкую и быструю посадку и высадку: пассажиры
двигаются по кратчайшей траектории, не мешая друг другу. Нужно сказать,
что это создает удобство не только для них, но и для перевозчиков. Если,
скажем, время одной остановки сократится лишь на полминуты, а таких остановок
на маршруте 30, это уже четверть часа выигранного времени.
Кресла для пассажиров очень удобные, с мягкой обивкой, правда, несколько
громоздкие – такие больше уместны в туристической машине. В маршрутное
такси лучше бы поставить сиденья покомпактнее и полегче, притом с антивандальным
покрытием.
На ходу
Езда на микроавтобусе не вызывает трудностей. Благодаря высоким окнам
и отсутствию даже намека на выступающий капот обзорность с места водителя
очень неплохая.
Несмотря на то, что руль без гидроусилителя, на ходу он легкий и послушный:
сказывается удачно подобранное передаточное число в рулевом механизме,
да и машина переднеприводная.
Педали не тугие и расположены достаточно далеко друг от друга – не перепутаешь
даже в сапоге. У Karsan прежних выпусков была не очень удачная коробка
передач. Теперь ее заменили другой – 5-ступенчатой DaimlerChrysler с обычной
схемой переключения. Рычаг-кочерга, конечно, несколько старомодный, но
переключение передач происходит как по маслу. Эффективно действуют и тормоза
Bendix, спереди – дисковые, сзади – барабанные.
Очень понравилась работа подвески. Спереди – это классика, а-ля McPherson,
а сзади тоже независимая, но торсионная. Ямы на многострадальном отечественном
асфальте и выступающие рельсы на бугристых переездах машина преодолевала
на удивление мягко.
При езде по неровностям, с перекосами кузов не издавал никаких скрипов
– сказывалось наличие жесткого несущего каркаса. Шум двигателя в салоне
не досаждал: легкое урчание укладывается в действующие нормы, и мы разговаривали,
не повышая голоса.
Конечно, Karsan J9 – машина не из самых быстроходных, но это ей и не
нужно. Предназначение микроавтобуса – работа в городе, с частыми остановками.
Тем не менее 73-сильный дизель Peugeot с неплохим крутящим моментом позволяет
быстро набирать скорость при старте с места, в чем мы не раз убеждались,
трогаясь у светофоров на перекрестках. «Максималка» на шоссе достигает
115 км/ч.
Что ж, эта машина с хорошо отработанной, проверенной временем конструкцией,
удобной планировкой салона и по невысокой цене, имеет, на наш взгляд,
перспективы на украинском рынке.
|
|
КрАЗ-Karsan J9 |
|