X

FIAT Ducato: Блеск Дуката

Новый Fiat Ducato










Первые официальные фотографии нового Fiat Ducato удивили
не на шутку. Вот это дизайн, вот это формы и пропорции! А вскоре представилась
возможность отправиться в Турин – колыбель автомобилизма Италии, чтобы
узнать, что же скрывается под неординарной «одежкой» машины.

На родине Fiat нас ожидало
грандиозное действо. Вечером накануне тест-драйва в спортивном комплексе
Турина, еще не остывшем от недавней Олимпиады, собралось около двух тысяч
представителей масс-медиа со всех уголков Европы.

Снаружи

Над революционной внешностью автомобиля работали специалисты фирменного
дизайн-центра Fiat Style Centre. От предшественника осталась разве что
эмблема. Да что там былой облик, если новый (сutting-edge look – c англ.
«остроугольный вид») создавался под влиянием стремительного силуэта скоростных
пассажирских локомотивов. В итоге у машины просто великолепная аэродинамика
с рекордным для подобного класса коэффициентом лобового сопротивления
воздуха Cx – 0,31. Первое, на что обращаешь внимание, – непропорционально
большой передний бампер и короткий капот. Бампер состоит из трех частей,
центральная из которых – решетка радиатора, обрамленная рамкой «под алюминий».


Вторая отличительная черта – фары с большими «чистыми» плафонами оригинальной
формы. Они простираются во всю длину капота и визуально выстраивают бампер,
решетку радиатора и лобовое стекло в одну наклонную линию.


Пухлые колесные арки объединены широкими защитными накладками на порогах.
Появилась глубокая проштамповка вдоль всего борта – своеобразный мостик
между передним и задним бампером. Наружные зеркала теперь с повторителями
указателей поворотов.


Немало изменений и в кормовой части. Здесь установлены увеличенные вертикальные
светоблоки с красно-белыми плафонами и более мощный бампер.

Внутри

Новая по дизайну приборная панель окрашена в серый и темно-серый тона.
Рулевое колесо тоже новое, 4-спицевое, отделано мягким, энергопоглащающим
материалом. По заказу на нем устанавливаются кнопки управлением круиз-контролем
и аудиосистемой.


На торпедо – гордость «фиатовцев»: кнопки управления Blue&Me – телематической
системой Windows Mobile, разработанной совместно с Microsoft. Она позволяет
благодаря технологии Bluetooth пользоваться телефоном или аудиосистемой
при помощи голосовых команд. Более того, с помощью USB-порта можно подключить
персональный компьютер или MP3.


Грузовой отсек стал просторнее: его максимальный объем возрос с 14 до
17 кубометров. Всего предлагается 7 вариантов по вместимости, начиная
с 8 м куб. (раньше – с 7,5). Предусмотрено три варианта колесной базы,
четыре разных по длине грузовых отсека и три различных по высоте крыши.
Увеличилась и грузоподъемность, которая в зависимости от модификации составляет
1000– 2000 кг (на предшественнике – 900–1800 кг). Полная масса самых «тяжелых»
машин возросла с 3,5 до 4 т. Для крепления груза в полу имеются складывающиеся
крючки, есть они и на бортах. Задние двери открываются на 90, 180, а по
заказу – и на 270 градусов.

На ходу

На следующий день во дворе старинного замка Валентино нас ждали десятки
Ducato – с различными двигателями, коробками и колесными базами. Все они
были с грузовыми кузовами фургон.


Недолго думая, садимся в ярко-синий автомобиль со средней базой и высокой
крышей. Перед этим замечаем на решетке радиатора красный «шильдик» с надписью
Power. Инструктор с гордостью поясняет, что так обозначаются машины с
самым мощным, 157-сильным турбодизелем. С легкостью открываем водительскую
дверь. Посадку и высадку облегчает более низкая ступенька, расположенная
на высоте 450 мм от земли (раньше – 500 мм). А вот поручня на передней
стойке, увы, нет – им комплектуются только микроавтобусы. Благодаря тому,
что угол наклона рулевой колонки регулируется в пределах 52–41 градусов,
а также небольшому диаметру руля (390 мм) посадка водителя – как в легковом
автомобиле.


Фургон был загружен 800-килограммовым балластом – большими пластмассовыми
канистрами с водой. Это примерно половина максимальной полезной нагрузки.
Сначала наш маршрут пролегал по оживленным улочкам Турина. Машина уверенно
стартует с места, после 2000 об/мин мотор и вовсе просыпается. Динамика
отличная. Мы решили взобраться на крутую гору по извилистой дорожке: 10-процетный
подъем, 3-я передача, 40 км/ч. Красота! Вот только гидроусилитель с переменным
усилием (при моторе в 157 л. с. – это стандарт) не слишком впечатляет.
На малой скорости руль чересчур легкий, а на высокой – недостаточно упругий.
Конечно, при парковке такой руль помогает, а вот на скорости четкой обратной
связи не чувствуешь.


Выехав на трассу, мы ехали с постоянной скоростью 80–90 км/ч на 6-й
ускоряющей передаче, экономя топливо.


Ярко-желтый короткобазный фургончик со 100-сильным турбодизелем и 5-ступенчатой
коробкой оказался более резвым. Ее мотор просыпается раньше, приблизительно
с 1500 об/мин, а передаточные числа не слишком растянуты – по городу ездить
очень удобно. И главное, здесь руль с простым сервоусилителем – в меру
упругий, с отличной обратной связью, он позволяет уверенно входить в повороты.
На виражах, как нигде, оцениваешь преимущества переднего привода. Кстати,
за доплату новые Ducatо оснащаются электронной системой LAC (Load Adaptive
Control), которая контролирует положение центра тяжести автомобиля и задействует
систему курсовой устойчивости ESP, а также системы ABS и ASR, и помогает
избежать заноса или переворота.


Тормоза работают мягко и эффективно. ABS и EBD входят в стандартное оснащение,
а за доплату можно установить еще и дотормаживающую систему HBA , а также
систему Hill Holder, помогающую при трогании с места в гору.


Дукат – расхожая золотая монета, выпускавшаяся во многих странах средневековой
Европы. Новый Ducato – автомобиль высокой пробы, который, хочется верить,
станет популярным.

 Вчера
и сегодня

Все
началось в 1978 году, когда концерн Fiat и PSA Peugeot/Citroёn
создали совместное предприятие SEVEL. С 1981 года здесь начали
производство легких коммерческих моделей Fiat Ducato, Peugeot
J5 и Citroёn С25, разработанных на одной платформе. Поначалу
на заводе выпускалось по 350 машин в день, а сегодня этот
показатель увеличился втрое. В декабре прошлого года с конвейера
предприятия сошел 3-миллионный автомобиль, которым стал именно
Ducato. Если выстроить все выпущенные машины в ряд, то он
протянется от Вал ди Сангро (городка в центре Италии, где
находится завод) до Сиднея. Сегодня завод занимает площадь
в 120 га, из которых 34 га – производственные корпуса. Здесь
трудится 5200 человек. Каждый день две с половиной сотни грузовиков
привозят на завод разные комплектующие, а двести погрузчиков
и четыре поезда вывозят готовую продукцию. В последнее время
на заводе внедрен новый окрасочный комплекс с применением
красок на водной основе. Тут на площади почти 20 тыс. м кв.
каждую смену трудятся 150 человек, в распоряжении которых
23 окрасочных робота (см. фото).

 Моторы
и трансмиссия

Отныне
Ducato предлагается с турбодизелями Multijet рабочим объемом
2,2 л (100 л. с), 2,3 л (120/130 л. с.) и 3,0 л (157 л. с.).
Все они – 4-цилиндровые и 16-клапанные.


Система прямого впрыска Multijet – это Common Rail второго
поколения. Топливо здесь также подается под давлением свыше
1600 бар, но, в отличие от первого поколения Common Rail (моторы
JTD), процесс впрыска связан не только с оборотами двигателя,
но и со многими другими параметрами. Так, специальные датчики
следят за температурой воздуха и топлива, числом оборотов,
положением педалей газа, сцепления и тормоза, скоростью машины,
давлением воздуха и горючего.


Теперь электроника впрыскивает топливо в несколько этапов,
причем за короткое время. Так, в течение каждого цикла количество
подаваемых порций возросло с двух до пяти, что делает процесс
сгорания более равномерным. Мотор становится эластичнее, с
быстрой ответной реакцией, как при работе на бензине.


Двигатели Multijet стали на 7–16% экономичнее, межсервисный
интервал увеличен до 45 тыс. км. Благодаря системе рециркуляции
выхлопных газов EGR моторы отвечают экологическим требованиям
Евро 4.


Для нового Ducato специально разработали две 6-ступенчатых
КП (для 2,0-литровых предлагается обычная, 5-ступенчая). Эти
коробки, в частности, спроектированы для движения по трассе
на невысоких оборотах.

 Место
на рынке

Европейский
рынок легких коммерческих автомобилей постоянно растет: если
в 1995 году было реализовано 1,3 млн. машин, то в 2005-м –
свыше 2 млн. единиц. Вот уже седьмой год подряд Ducato с «соплатформенниками»
Peugeot Boxer/Citroёn Jumper удерживают первое место в своем
сегменте (с долей 28%, см. график). Причем доля Ducato на
рынке наиболее весомая – 16,1%; к 2007 году она возрастет
до 17,6%. Если в 2005 году продали 110, 5 тыс. машин, то в
будущем году планируется реализовать не менее 130 тыс.

 Ходовая
и комфорт

Переднюю
независимую подвеску типа МакФерсон доработали: применили
пружины новой конструкции, усилили рычаги, рулевую рейку,
стабилизатор – как-никак полная масса машины достигает 4 т.
Поколдовали и над геометрией задней рессорной подвески (см.
фото) – в частности, задняя колея расширилась на 50 мм – до
1790 мм. Все это улучшило управляемость и снизило вибронагруженность.
Кстати, за доплату устанавливают заднюю пневматическую подвеску
с регулировкой положения кузова над дорогой: его можно опустить
на 70 мм – например, при погрузке/разгрузке, или, наоборот,
приподнять, увеличив тем самым угол съезда.


Особое место конструкторы уделили снижению уровня шума и
вибраций. Помимо доработанной подвески колес, изменено крепление
двигателя, днище вместо традиционного звукопоглащающего материала
IFF обработано специальным спреем (при помощи роботов). В
результате новый Ducato – один из самых «тихих» автомобилей
в классе: так, при скорости 120 км/ч на 5-й передаче уровень
шума составляет 74 дБ, а на 3-й передаче при 4000 об/мин –
75 дБ (у предшественника – 76 и 79 дБ соответственно).

Выразительный дизайн
Отменная эргономика
Хорошая шумо- и виброизоляция
Экономичные турбодизели (средний расход топлива:
8–10 л/100 км)
Руль с переменным сервоусилителем без четкой
обратной связи
Отсутствие ручки на передней стойке (у фургонов)

 Fiat
Ducato
Общие данные
Типгрузовой фургон
Д/Ш/В, мм4963-6363/2050/2254-2764
Колесная база, мм3000/3450/4035
Полная масса, кг3000–4000
Грузоподъемность, кг1000–2000
Объем груз. отсека, м куб.8–17
Масса буксир. прицепа, кг2000–2500
Радиус разворота, м5,5–7,14
Объем бака, л90
Двигатель
Обозначение100 Multijet120 Multijet160 Multijet
Типтурбодиз. Common Rail, Евро 4
Рабочий объем, см куб.219822872999
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4
Мощность, л. с./об/мин100/2900120/3600157/3500
Макс. кр. мом., Нм/об/мин250/1500320/2000400/1700
Трансмиссия
Тип приводапередний
КП, типмех., 5-ст.мех., 6-ст.
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч130-140145-155155-165
Средний расход, л/100км*8-10
Периодичность ТО40000 км45000 км
Цена автомобилян. д.
*По данным измерений «КА»

Юрий Гоголев
Фото автора


Редакция благодарит ДП «Италавто» за помощь в организации
поездки