X

DAF: Европейская упряжка

В конце мая в рамках дилер-шоу компании DAF Trucks в Украине состоялась презентация новейших грузовиков стандартов Евро 5 и EEV. Мы провели ходовые испытания сразу четырех машин для различного вида перевозок.

В конце мая в рамках дилер-шоу компании DAF Trucks в Украине состоялась презентация новейших грузовиков стандартов Евро 5 и EEV. Мы провели ходовые испытания сразу четырех машин для различного вида перевозок.

В конце мая в рамках дилер-шоу компании DAF Trucks в Украине состоялась презентация новейших грузовиков стандартов Евро 5 и EEV. Мы провели ходовые испытания сразу четырех машин для различного вида перевозок.

Проходил тест-драйв под Киевом, в районе Гостомеля. Автомобили нас ждали на территории сервис-центра DAF Trucks в Украине – компании «Трак Центр Лтд». Это развозная модель LF и тройка машин тяжелого класса CF: самосвал 8х4, трехосное шасси с промтоварным фургоном и седельный тягач с трейлером для негабаритов. Интересно, что все они были оборудованы роботизированной коробкой передач ZF AS-Tronic.

Очень понравилось 3-спицевое многофункциональное рулевое колесо. На моделях CF центральная консоль отделана пластиком под дерево.

На щитке приборов – циферблаты с красивой подсветкой и функциональный дисплей борт-компьютера.


Управление режимами автоматической КП AS-Tronic возложено на поворотную рукоятку, а в ручном режиме – на подрулевой переключатель.

Снаружи

Развозные грузовики DAF LF мы уже испытывали (см. «КА» № 10'2002). Но в 2009 году машины получили двигатели Евро 5 и новую внутреннюю отделку кабины. Сегодня семейство LF состоит из моделей LF45 полной массой от 7,5 до 12 т и более тяжелых LF55 (12–19 т). Предлагаются 4-цилиндровые турбодизели Paccar с системой впрыска Common Rail: 4,3-литровые, серии FR (140–210 л. с.), и 6,7-литровые, серии GR (220–300 л. с.).

На тест нам достался самый мощный «пятьдесят пятый» – с двигателем в три сотни «лошадей», полной массой 18 т.

Грузовики более тяжелого семейства – СF предлагаются для строительного и коммунального секторов, региональных и международных перевозок. В модельный ряд входят машины СF65, CF75 и CF85. Все они комплектуются двигателями Paccar: как уже упомянутыми «четверками» GR, так и 6-цилиндровыми, с индивидуальными насос-форсунками: 9,0-литровыми, PR (250–350 л. с.), так и 12,9-литровыми (360–510 л. с.).

Самосвал СF85 (8х4) побывал у нас на тесте три года назад (см. «КА» № 8'2007). Теперь нам предоставили три машины в тяжелом исполнении CF85 с двигателем в 460 л. с. Первый автомобиль (8х4) был оснащен самосвальным кузовом марки Meiller-Kipper. Второй, шасси (6х2), – изотермическим фургоном испанского производителя SOR (на заглавном фото – слева). Третий – седельный тягач (6х4) с 5-осным полуприцепом-тяжеловозом марки Kassbohrer.

Внутри

Отличительная черта всех кабин – довольно низкий моторный тоннель, что облегчает перемещение внутри. Украшение передней панели – щиток приборов с разноцветной графикой: особенно впечатлил дисплей борт-компьютера, выдающий показания крупным и четким шрифтом (на одном из 32-х языков!). Настроить можно не только угол наклона, но и длину рулевой колонки. Кресло водителя – на пневмоподвеске, с регулировкой угла наклона подушки и изменяемым в трех зонах поясничным подпором.

Автомобиль LF55 укомплектован удлиненной кабиной. За двумя передними сиденьями располагается спальная полка. В походном положении она откидывается к задней стенке. Примечательно, что все предоставленные на тест машины CF имели кабины разного типа: самосвал – дневную, фургон – удлиненную, спальную, тягач – самую просторную, Space Сab. Кабины приятно удивили большим количеством вещевых отсеков, расположенных и на моторном тоннеле (в самосвале), и над лобовым стеклом, и под нижней спальной полкой.

Эргономика места водителя позволяет быстро освоиться в разных типах кабин. Руль – информативный, обзорность – отличная, уровень внутреннего шума – низкий.

Седельный тягач CF85 отличался просторной кабиной Space Cab: здесь емкие вещевые отсеки над лобовым стеклом и две широкие спальные полки.

На ходу

Начали мы ходовые испытания с машины LF55. Садимся, заводим двигатель. Рука привычно тянется к рычагу коробки передач… Вместо него справа у основания кресла расположилась поворотная рукоятка автоматизированной 6-ступенчатой коробки передач AS-Tronic марки ZF. Выставляем ее в положение Drive – и машина трогается сразу со второй. Переключения происходят примерно на 1700 оборотах – в самом конце экономичной «зеленой» зоны. Три сотни «лошадок» быстро разгоняют автомобиль до 85 км/ч. Дальше срабатывает электронный ограничитель. Привлек к себе внимание довольно легкий руль, что помогало при маневрировании.

Следующая машина – фургон СF85. На ней тоже установлена коробка AS-Tronic, только уже 12-ступенчатая. В отличие от модели LF поворотная рукоятка КП, как и «ручник», здесь установлены не рядом с креслом, а на передней панели. Ненагруженный автомобиль свободно трогается на 4-й передаче, а на трассе рабочими являются только 11-я и 12-я. Мотор в 460 л. с. вытягивает с самых низов. В отличие от 6-ступенчатой трансмиссии есть и ручной режим. Правым подрулевым переключателем быстро выбираешь необходимую передачу: рычажок на себя – плюс одна, от себя – минус одна. Переключения происходят довольно быстро, особенно при нажатии на педаль газа.

На тестируемых DAF СF были установлены экономичные турбодизели Paccar. Для нашего рынка их можно заказать и в версии Евро 3.Машины LF и CF с фургоном оснащены комфортной пневматической подвеской задних колес. На СF третья односкатная ось – подъемная.

Cамосвал DAF CF85 оборудован кузовом фирмы Meiller-Kipper. Благодаря двум поворотным осям с большим выворотом грузовик показал хорошую маневренность.

Самый большой участник тест-драйва – тягач СF85.460 в сцепке с трейлером-тяжеловозом Kassbohrer. Полная масса автопоезда может превышать 100 тонн.

DAF LF55 оборудован промтоварным фургоном голландской марки EFC с задней сдвижной дверью-ролетой и гидролифтом.

На нашем грузовике установлена третья, неведущая подкатная ось с односкатной ошиновкой. Последняя увеличивает грузоподъемность шасси на 7,5 т (при двускатной ошиновке – на 10 т) и в ненагруженном состоянии поднимается – для экономии топлива и ресурса покрышек.
Пересаживаемся на самосвал СF85. Он оснащен мотором в те же 460 л. с. и 12-ступенчатым «автоматом». Но машина эта менее резвая: играют свою роль и больший снаряженный вес, и другие передаточные числа в трансмиссии. Как и на фургоне CF, переключения передач происходят в середине зеленой зоны (при 1500 об/мин). А вот в ручном режиме скорости переключаются с некоторой задержкой. Тормозная система очень эффективна. Понравилась также работа моторного тормоза, который активируется напольной кнопкой.

Последний участник нашего теста – автопоезд, трехосный седельный тягач CF85 (6х4) с трейлером-тяжеловозом. Полуприцеп был пустым, однако нагрузка все же ощущалась – как-никак, его снаряженный вес превышал 15 тонн. Коробка передач быстро адаптировалась к дорожной обстановке. Однако мы попробовали и ручной режим: особенно выручил он нас на подъеме, когда нужно было быстро перейти на две ступени вниз.

Подводя итоги, можно сказать, что автомобили нам понравились. Это относится и к работе коробки-автомата, и к эргономике кабины. Приятно удивил низкий уровень внутреннего шума. Только вот на фургоне CF он был несколько выше. Особенно хочется отметить мощные и в то же время достаточно экономичные двигатели. Немаловажно, что на украинском рынке машины СF доступны и с турбодизелями Paccar стандарта Евро 3.

Мнение

Жак А. М. Трипелс Директор компании Traxim, официального дилера DAF Trucks N.V.

В 2009 году компания DAF Trucks вышла на первое место среди европейских производителей тяжелых грузовиков в сегменте седельных тягачей с колесной формулой 4х2. Она выпустила свыше 16 тыс. таких автомобилей. По грузовым шасси 4х2 полной массой свыше 15 т компания DAF Trucks заняла второе место – с показателем 25 тыс. машин.

Юрий Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит официальное представительство компании DAF Trucks в Украине за помощь в организации тест-драйва