DAF: Европейская упряжка
В конце мая в рамках дилер-шоу компании DAF Trucks в Украине состоялась презентация новейших грузовиков стандартов Евро 5 и EEV. Мы провели ходовые испытания сразу четырех машин для различного вида перевозок.
В конце мая в рамках дилер-шоу компании DAF Trucks в Украине состоялась презентация новейших грузовиков стандартов Евро 5 и EEV. Мы провели ходовые испытания сразу четырех машин для различного вида перевозок.
Проходил тест-драйв под Киевом, в районе Гостомеля. Автомобили нас ждали на территории сервис-центра DAF Trucks в Украине – компании «Трак Центр Лтд». Это развозная модель LF и тройка машин тяжелого класса CF: самосвал 8х4, трехосное шасси с промтоварным фургоном и седельный тягач с трейлером для негабаритов. Интересно, что все они были оборудованы роботизированной коробкой передач ZF AS-Tronic.
Снаружи
Развозные грузовики DAF LF мы уже испытывали (см. «КА» № 10'2002). Но в 2009 году машины получили двигатели Евро 5 и новую внутреннюю отделку кабины. Сегодня семейство LF состоит из моделей LF45 полной массой от 7,5 до 12 т и более тяжелых LF55 (12–19 т). Предлагаются 4-цилиндровые турбодизели Paccar с системой впрыска Common Rail: 4,3-литровые, серии FR (140–210 л. с.), и 6,7-литровые, серии GR (220–300 л. с.).
На тест нам достался самый мощный «пятьдесят пятый» – с двигателем в три сотни «лошадей», полной массой 18 т.
Грузовики более тяжелого семейства – СF предлагаются для строительного и коммунального секторов, региональных и международных перевозок. В модельный ряд входят машины СF65, CF75 и CF85. Все они комплектуются двигателями Paccar: как уже упомянутыми «четверками» GR, так и 6-цилиндровыми, с индивидуальными насос-форсунками: 9,0-литровыми, PR (250–350 л. с.), так и 12,9-литровыми (360–510 л. с.).
Самосвал СF85 (8х4) побывал у нас на тесте три года назад (см. «КА» № 8'2007). Теперь нам предоставили три машины в тяжелом исполнении CF85 с двигателем в 460 л. с. Первый автомобиль (8х4) был оснащен самосвальным кузовом марки Meiller-Kipper. Второй, шасси (6х2), – изотермическим фургоном испанского производителя SOR (на заглавном фото – слева). Третий – седельный тягач (6х4) с 5-осным полуприцепом-тяжеловозом марки Kassbohrer.
Внутри
Отличительная черта всех кабин – довольно низкий моторный тоннель, что облегчает перемещение внутри. Украшение передней панели – щиток приборов с разноцветной графикой: особенно впечатлил дисплей борт-компьютера, выдающий показания крупным и четким шрифтом (на одном из 32-х языков!). Настроить можно не только угол наклона, но и длину рулевой колонки. Кресло водителя – на пневмоподвеске, с регулировкой угла наклона подушки и изменяемым в трех зонах поясничным подпором.
Автомобиль LF55 укомплектован удлиненной кабиной. За двумя передними сиденьями располагается спальная полка. В походном положении она откидывается к задней стенке. Примечательно, что все предоставленные на тест машины CF имели кабины разного типа: самосвал – дневную, фургон – удлиненную, спальную, тягач – самую просторную, Space Сab. Кабины приятно удивили большим количеством вещевых отсеков, расположенных и на моторном тоннеле (в самосвале), и над лобовым стеклом, и под нижней спальной полкой.
На ходу
Начали мы ходовые испытания с машины LF55. Садимся, заводим двигатель. Рука привычно тянется к рычагу коробки передач… Вместо него справа у основания кресла расположилась поворотная рукоятка автоматизированной 6-ступенчатой коробки передач AS-Tronic марки ZF. Выставляем ее в положение Drive – и машина трогается сразу со второй. Переключения происходят примерно на 1700 оборотах – в самом конце экономичной «зеленой» зоны. Три сотни «лошадок» быстро разгоняют автомобиль до 85 км/ч. Дальше срабатывает электронный ограничитель. Привлек к себе внимание довольно легкий руль, что помогало при маневрировании.
Следующая машина – фургон СF85. На ней тоже установлена коробка AS-Tronic, только уже 12-ступенчатая. В отличие от модели LF поворотная рукоятка КП, как и «ручник», здесь установлены не рядом с креслом, а на передней панели. Ненагруженный автомобиль свободно трогается на 4-й передаче, а на трассе рабочими являются только 11-я и 12-я. Мотор в 460 л. с. вытягивает с самых низов. В отличие от 6-ступенчатой трансмиссии есть и ручной режим. Правым подрулевым переключателем быстро выбираешь необходимую передачу: рычажок на себя – плюс одна, от себя – минус одна. Переключения происходят довольно быстро, особенно при нажатии на педаль газа.
На нашем грузовике установлена третья, неведущая подкатная ось с односкатной ошиновкой. Последняя увеличивает грузоподъемность шасси на 7,5 т (при двускатной ошиновке – на 10 т) и в ненагруженном состоянии поднимается – для экономии топлива и ресурса покрышек.
Пересаживаемся на самосвал СF85. Он оснащен мотором в те же 460 л. с. и 12-ступенчатым «автоматом». Но машина эта менее резвая: играют свою роль и больший снаряженный вес, и другие передаточные числа в трансмиссии. Как и на фургоне CF, переключения передач происходят в середине зеленой зоны (при 1500 об/мин). А вот в ручном режиме скорости переключаются с некоторой задержкой. Тормозная система очень эффективна. Понравилась также работа моторного тормоза, который активируется напольной кнопкой.
Последний участник нашего теста – автопоезд, трехосный седельный тягач CF85 (6х4) с трейлером-тяжеловозом. Полуприцеп был пустым, однако нагрузка все же ощущалась – как-никак, его снаряженный вес превышал 15 тонн. Коробка передач быстро адаптировалась к дорожной обстановке. Однако мы попробовали и ручной режим: особенно выручил он нас на подъеме, когда нужно было быстро перейти на две ступени вниз.
Подводя итоги, можно сказать, что автомобили нам понравились. Это относится и к работе коробки-автомата, и к эргономике кабины. Приятно удивил низкий уровень внутреннего шума. Только вот на фургоне CF он был несколько выше. Особенно хочется отметить мощные и в то же время достаточно экономичные двигатели. Немаловажно, что на украинском рынке машины СF доступны и с турбодизелями Paccar стандарта Евро 3.
Мнение
Жак А. М. Трипелс Директор компании Traxim, официального дилера DAF Trucks N.V. В 2009 году компания DAF Trucks вышла на первое место среди европейских производителей тяжелых грузовиков в сегменте седельных тягачей с колесной формулой 4х2. Она выпустила свыше 16 тыс. таких автомобилей. По грузовым шасси 4х2 полной массой свыше 15 т компания DAF Trucks заняла второе место – с показателем 25 тыс. машин.