Богдан-А20111: Рождение лидера
Недавно корпорация «Богдан» освоила производство нового автобуса малого класса «Богдан» cемейства А201. Мы не упустили возможности познакомиться с этой машиной поближе.
Недавно корпорация «Богдан» освоила производство нового автобуса малого класса «Богдан» cемейства А201. Мы не упустили возможности познакомиться с этой машиной поближе.
Отличие новых автобусов серии А201 от широко распространенных «Богданов» в том, что в их основу положено шасси Hyundai. Последнее создано на базе хорошо зарекомендовавшего себя в Украине грузовика HD78. Нужно сказать, что это не первая попытка сотрудничества «Богдана» с южнокорейским производителем. Так, в 2005 году был изготовлен городской автобус А068, но дальше опытной машины дело не пошло. Два года спустя предприятие выпустило еще один городской автобус – модель А069, которая была запущена в серию.
Снаружи и внутри
Внешность городского автобуса А20111 решена в духе новейших низкопольных моделей «Богдан» – сдвоенные круглые фары, органично интегрированные в передний бампер, большие вклеенные стекла, характерные кругляши задних стопов. Передняя и задняя маски – стеклопластиковые, поэтому их легко ремонтировать или менять, достаточно открутить несколько болтов; то же самое можно сказать и о корпусах передних фар.
В передней маске есть откидная сервисная панель, за которой мы обнаружили два бачка стеклоомывателя – по одному на каждый дворник, расширительный бачок системы охлаждения и резервный бачок гидроусилителя руля. Задняя стеклопластиковая маска также имеет откидную крышку, только уже пониже, в бампере. Здесь на удобном выдвижном кронштейне прячется запасное колесо.
В пассажирский салон ведут две одностворчатые двери. Возле каждой, причем как снаружи, так и внутри, находятся поворотные рукоятки аварийного открытия. В салоне установлены 24 кресла с ковровой обивкой приятной расцветки. Крайние от прохода кресла левого ряда и все сиденья правого ряда оборудованы поручнями. Центральный проход широкий, а на пол уложено противоскользящее покрытие, что немаловажно в зимнее время. В морозы пассажиры также оценят автономный обогреватель и два отопителя, расположенные под сиденьями в передней и задней частях салона.
Рабочая зона водителя весьма просторна. Довольно высокая панель, покрытая светло-серым пластиком, кажется простоватой, но в этом ее удобство: здесь нет ничего лишнего, все под рукой. Руль регулируется в двух плоскостях. Подрессоренное кресло водителя с интегрированным подголовником удобное, вот только с его регулировками у нас возникли проблемы. Во-первых, сиденье имеет ограниченный шаг продольного перемещения в крайнее переднее положение, что не совсем комфортно для людей ниже среднего роста. Во-вторых, регулировку высоты и жесткости кресла приходится выполнять неудобными, архаичного вида рукоятками. В довольно простой внутренней обшивке двери мы не обнаружили вещевых карманов – они размещены на перегородке позади водительского кресла. Понравилась противосолнечная тканевая шторка на ветровом стекле, которую удобно двигать вверх-вниз по специальным направляющим.
На ходу
Ходовые испытания обещали быть интересными – накануне выпало много снега, и автобус ждала проверка зимними дорогами. Машины А201 оснащаются на выбор двумя 3,9-литровыми турбодизелями Сommon Rail. Двигатель D4DD отвечает нормам Евро 3, развивает 140 л. с. и комплектуется 5-ступенчатой коробкой передач. Нам же на тест достался автобус со 150-сильным агрегатом D4GA экологического стандарта Евро 4 и с 6-ступенчатой КП. Он имеет систему рециркуляции выхлопных газов EGR и катализатор отработанных газов.
Первое, на что обращаешь внимание, – это эластичность двигателя, уверенно вытягивающего уже с 1200 об/мин, т. е. с начала «зеленой зоны» тахометра. Особый же подхват дизель проявляет с 1800 об/мин, когда подключается турбина.
Коробка отличается легкостью в управлении, правда, рычаг имеет малый поперечный ход, что требует привыкания: поначалу мы несколько раз вместо 2-й включали 4-ю и наоборот. На частично загруженной машине можно трогаться со 2-й передачи, а вот 6-я понадобится лишь на скорости 70–80 км/ч, поэтому при езде по городу пользуешься часто только четырьмя передачами.
Автобус хорошо держит дорогу и проходит повороты. В этом немалая заслуга информативного руля с четкой обратной связью, притом он не острый – от упора до упора пять оборотов с небольшим.
Педали – легкие в работе: и напольная «площадка» акселератора, и короткоходное сцепление. А вот педаль тормоза оказалась длинноходной и излишне мягкой, хотя сами тормоза работали отлично. Дороги были скользкими, поэтому при торможении приходилось частенько использовать моторный тормоз: после нажатия на правый подрулевой рычажок он легко активируется при сбросе газа.
Особого внимания заслуживает комфортабельность подвески – как-никак, а сзади она пневматическая. Она заметно ослабляет толчки от дороги на кузов и, соответственно, на кресла. На уровне и шумоизоляция, ведь мотор Евро 4 более тихий.
В заключение скажем, что «Богдан-А20111» – хороший городской автобус. На наш взгляд, он вполне может рассчитывать на большой рыночный успех.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
«Богдан-А20111» | |
Общие данные | |
Тип | городской автобус малого класса |
Д/Ш/В, мм | 7888/2300/2700 |
Колесная база, мм | 3350 |
Мест в салоне | 48 (для сидения – 24) |
Высота первой ступеньки, мм | 360 |
Снаряженная масса, кг | 4935 |
Полная масса, кг | 8200 |
Радиус разворота, м | 7,2 |
Объем бака, л | 100 |
Двигатель | |
Марка/тип | D4GA15/турбодиз. (Евро 4) |
Рабочий объем, см куб. | 3933 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | 4/2 |
Мощность, л. с./об/мин | 150/2500 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 579/1400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, тип | 6-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | завис. рессорн./завис. пневм. |
Тормоза передн./задн. | бараб./бараб., с ABS |
Шины | 215/75 R17,5 |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Контр. расход (60 км/ч), л/100 км | 16,0 |
Стоимость ТО, грн. | от 3500 |
Периодичность ТО, км | 10000 |
Гарантия | 2 года или 100 тыс. км |
Цена автобуса, грн. | 465 000 |