В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа».
В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа».
В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа». |
Путь в завтра
Одна из главнейших задач предприятия – наращивание выпуска автомобилей. Если в прошлом году из ворот завода вышло 52648 грузовиков, то в планах на нынешний – 65 тыс., а в 2009 году эта цифра достигнет 75–80 тыс. ед. Это очень важный, можно сказать, пограничный рубеж. Ведь мировая практика показывает: существование компании может быть устойчивым, если она производит именно 80 тыс. автомобилей в год. Денежных потоков в этом случае становится достаточно для финансирования развития ключевых компонентов: мостов, кабин, двигателей, коробок передач и др.
Более отдаленная, но вполне реальная перспектива – выход на 100-тысячный рубеж, и «КАМАЗ» к этому готов. В реконструкцию завода и в развитие сервисной сети в ближайшие три года инвестируют около 1,5 млрд. долларов.
Украинский вектор
Украина является для «КАМАЗа» очень важным рынком. В прошлом году одних лишь тяжелых грузовиков в нашу страну поставлено 2225. Но установленные заводом квоты явно не соответствуют высокому спросу на данную продукцию. А нельзя ли пересмотреть их в сторону увеличения?
Изготовлена первая промышленная партия мощных вездеходов КАМАЗ-6560 (8х8) с двигателями Евро 3 и обновленным дизайном. | Еще одна премьера – седельный тягач КАМАЗ-6460 (6х4) с самосвальным 30-кубовым полуприцепом КАМАЗ-9535. |
Оказывается, это не так-то просто – ведь этих машин не хватает и в самой России. Однако в нынешнем году камских грузовиков выпустят на 10 тыс. больше, чем в прошлом. И 3 тыс. из них отправят на экспорт. И так как Украина занимает на внешних рынках «КАМАЗа» второе место после Казахстана, то она заслуживает достойной дополнительной квоты.
Конечно, есть еще один путь: построить в Украине сборочный завод. Объем украинского ВВП вполне позволяет это сделать. Нет здесь, как считают на «КАМАЗе», и особых технических трудностей. Например, в Казахстане в 2006 году такой завод построили уже через три месяца после окончательного подписания документов. В прошлом году с его конвейера сошло 2300 грузовиков. Так что все дело в ином – в обоюдной экономической выгоде. Казахстан, например, получил первоклассное автомобильное предприятие и новые рабочие места, а «КАМАЗ» был освобожден от НДС – 14% стоимости автомобиля.
Какова же позиция Камского автозавода по отношению к Украине? Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на встрече с нами ответил на этот вопрос так: «Рынок Украины «КАМАЗу» интересен. Мы на нем присутствовали и будем присутствовать. И если у руководства Украины созреет мысль о необходимости производства автомобилей «КАМАЗ» в стране, то мы готовы помочь в ее реализации на взаимовыгодных условиях».
Моторный завод в 2008 г. полностью переходитна выпуск двигателей Евро 3. | В производстве двигателей широко применяется новейшее оборудование, в том числе зуборезные станки Liebherr. |
Дорогу осилит идущий
Если говорить о конструкции автомобилей «КАМАЗ», то главное событие 2008 года – полный переход на нормы Евро 3. «Последние из могикан» – грузовики Евро 2, изготовленные по заказу Минобороны, сошли с конвейера в конце первого квартала. Далее военные будут получать машины семейства «Мустанг» (4х4, 6х6, 8х8), тоже отвечающие новому экологическому стандарту.
На автомобилях гражданского назначения в связи с переходом на Евро 3 все шире будут применяться двигатели Сummins. Если раньше они использовались только на городских развозных моделях (4308, 5308), то теперь их намерены устанавливать и на грузовики более тяжелой, т. н. транспортной серии, – где базовой моделью является самосвал 51115 (6х4).
Это будут более мощные «шестерки» серии ISB в 210 – 285 л. с. На первом этапе ими оснастят одиночные машины, а в дальнейшем – и автопоезда. Сборка двигателей Cummins готовится на самом «КАМАЗе», но в первом полугодии их еще будут покупать на СП в Китае. Там действует американская система контроля качества с многоуровневыми проверками.
Опытный «осьминог» КАМАЗ-65228 (8х8) с двигателем Cummins в 600 л. с. и «автоматом» ZF. Позади кабины – теплообменники интеркулера. | Самый маленький в семействе «Мустан-гов» – трехтонный КАМАЗ-43501 (4х4), предназначенный для ВДВ. Этот «десантник» недавно прошел полный цикл испытаний. |
Большим спросом пользуется и семейство автомобилей повышенной грузоподъемности (6х4 и 8х4). Они рассчитаны на сложные условия работы, имеют планетарные редукторы в колесах ведущих мостов и шины увеличенного размера (16.00 R20). Машины используются в строительстве и нефтегазовом комплексе. Базовым здесь является самосвал 6520 (6х4). При переходе на Евро 3 применяемый на нем двигатель КАМАЗ стал более высокооборотным, а его мощность возросла с 320 до 360 л. с. Для 4-осных и магистральных грузовиков разработан турбодизель в 400 л. с.
В легких развозных машинах 4308 намечен переход с двигателя Cummins FRB на новое поколение IMP: 4- и 6-цилиндровые рядные «дизели». Именно такие будут производить на СП в Набережных Челнах.
На автомобилях Евро 3 камазовцы применяют более эргономичную панель приборов. Кроме того, по заказу можно устанавливать сиденья с пневмоподвеской.
Взгляд в будущее
В перспективном развитии конструкций автомобилей КАМАЗ главная задача – разработка грузовиков Евро 4. Выпуск этого семейства намечен на 2010 – 2014 гг.
Понятно, ставка здесь делается на двигатели Cummins. Но не только. Совместно с известной английской фирмой Ricardo планируется коренное изменение «родных» дизелей. От прежних останется только размерность: диаметр цилиндра и ход поршня. Это будут V-образные «восьмерки» мощностью до 500 л. с. – с моноголовкой блока, системой Common Rail нового поколения и давлением впрыска 2000 бар. Для соответствия нормам Евро 4 будет применена система SCR с использованием жидкости AdBlue.
Намечено также запустить в производство автоматизированные коробки передач и новое семейство ведущих мостов.
Новейший развозной фургон КАМАЗ-63602 (6х2) с турбодизелем в 400 л. с. Третья ось – подъемная. | На совместном предприятии «ZF-Кама» в этом году будет собрано несколько тысяч самых современных коробок передач. |
Качество сборки коробок ZF обеспечивается строгим контролем с применением новейших приборов. | С двух ниток главного конвейера беспрерывным потоком сходят новенькие грузовики. |
Слабое звено – устаревшая кабина: ни по вибронагруженности, ни по внутреннему объему, ни по эргономике она не соответствует требованиям времени. Еще пару лет назад велись серьезные переговоры с компанией MAN по поводу новой кабины для камских грузовиков. К сожалению, этот проект осуществить не удалось.
Тем не менее дело движется. В ближайшее время на «КАМАЗах» начнут устанавливать т. н. переходную кабину, разработанную совместно с китайцами. За основу взята кабина грузовика MAN середины 90-х гг. – серии F2000. А к 2012 году появится абсолютно новая и суперсовременная кабина. Над ней уже сейчас работают совместно с одной корейской компанией. По конструкции кабина каркасно-панельная, и будут выпускаться две ее версии – широкая (для основных моделей) и узкая (для шасси под спецтехнику и развозные грузовики). Не сбрасывают со счетов и разработку кабины для автомобиля капотной компоновки.
В области типажа ведутся работы над магистральными тягачами и мощными шасси 8х8 и 10х10, предназначенными для нефтегазового комплекса и армии.
Итак, планы «КАМАЗа» – обширные, а перспективы – реальные. И это радует.
|
|