X

Время «КАМАЗа»

В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа».

В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа».

В феврале нас любезно пригласили в Набережные Челны для знакомства с работой крупнейшего в Европе производителя грузовых автомобилей. Заметим, что на долю украинского рынка приходится четверть всего экспорта «КАМАЗа».

В одном из подразделений предприятия наше внимание привлекли необычные настенные часы: вместо цифр здесь красовались изображения различных камских автомобилей. И это глубоко символично. Действительно, время «КАМАЗа» пришло! Сегодня его продукция расходится «на ура» – спрос превышает предложение. Но почивать на лаврах рановато: ведь существует не только время настоящее, но и время будущее. А конкуренция на рынке неуклонно обостряется. И это на «КАМАЗе» хорошо понимают.

Путь в завтра

Одна из главнейших задач предприятия – наращивание выпуска автомобилей. Если в прошлом году из ворот завода вышло 52648 грузовиков, то в планах на нынешний – 65 тыс., а в 2009 году эта цифра достигнет 75–80 тыс. ед. Это очень важный, можно сказать, пограничный рубеж. Ведь мировая практика показывает: существование компании может быть устойчивым, если она производит именно 80 тыс. автомобилей в год. Денежных потоков в этом случае становится достаточно для финансирования развития ключевых компонентов: мостов, кабин, двигателей, коробок передач и др.

Более отдаленная, но вполне реальная перспектива – выход на 100-тысячный рубеж, и «КАМАЗ» к этому готов. В реконструкцию завода и в развитие сервисной сети в ближайшие три года инвестируют около 1,5 млрд. долларов.

Украинский вектор

Украина является для «КАМАЗа» очень важным рынком. В прошлом году одних лишь тяжелых грузовиков в нашу страну поставлено 2225. Но установленные заводом квоты явно не соответствуют высокому спросу на данную продукцию. А нельзя ли пересмотреть их в сторону увеличения?

Изготовлена первая промышленная партия мощных вездеходов КАМАЗ-6560 (8х8) с двигателями Евро 3 и обновленным дизайном.
Еще одна премьера – седельный тягач КАМАЗ-6460 (6х4) с самосвальным 30-кубовым полуприцепом КАМАЗ-9535.

Оказывается, это не так-то просто – ведь этих машин не хватает и в самой России. Однако в нынешнем году камских грузовиков выпустят на 10 тыс. больше, чем в прошлом. И 3 тыс. из них отправят на экспорт. И так как Украина занимает на внешних рынках «КАМАЗа» второе место после Казахстана, то она заслуживает достойной дополнительной квоты.

Конечно, есть еще один путь: построить в Украине сборочный завод. Объем украинского ВВП вполне позволяет это сделать. Нет здесь, как считают на «КАМАЗе», и особых технических трудностей. Например, в Казахстане в 2006 году такой завод построили уже через три месяца после окончательного подписания документов. В прошлом году с его конвейера сошло 2300 грузовиков. Так что все дело в ином – в обоюдной экономической выгоде. Казахстан, например, получил первоклассное автомобильное предприятие и новые рабочие места, а «КАМАЗ» был освобожден от НДС – 14% стоимости автомобиля.

Какова же позиция Камского автозавода по отношению к Украине? Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на встрече с нами ответил на этот вопрос так: «Рынок Украины «КАМАЗу» интересен. Мы на нем присутствовали и будем присутствовать. И если у руководства Украины созреет мысль о необходимости производства автомобилей «КАМАЗ» в стране, то мы готовы помочь в ее реализации на взаимовыгодных условиях».

Моторный завод в 2008 г. полностью переходитна выпуск двигателей Евро 3.
В производстве двигателей широко применяется новейшее оборудование, в том числе зуборезные станки Liebherr.

Дорогу осилит идущий

Если говорить о конструкции автомобилей «КАМАЗ», то главное событие 2008 года – полный переход на нормы Евро 3. «Последние из могикан» – грузовики Евро 2, изготовленные по заказу Минобороны, сошли с конвейера в конце первого квартала. Далее военные будут получать машины семейства «Мустанг» (4х4, 6х6, 8х8), тоже отвечающие новому экологическому стандарту.

На автомобилях гражданского назначения в связи с переходом на Евро 3 все шире будут применяться двигатели Сummins. Если раньше они использовались только на городских развозных моделях (4308, 5308), то теперь их намерены устанавливать и на грузовики более тяжелой, т. н. транспортной серии, – где базовой моделью является самосвал 51115 (6х4).

Это будут более мощные «шестерки» серии ISB в 210 – 285 л. с. На первом этапе ими оснастят одиночные машины, а в дальнейшем – и автопоезда. Сборка двигателей Cummins готовится на самом «КАМАЗе», но в первом полугодии их еще будут покупать на СП в Китае. Там действует американская система контроля качества с многоуровневыми проверками.

Опытный «осьминог» КАМАЗ-65228 (8х8) с двигателем Cummins в 600 л. с. и «автоматом» ZF. Позади кабины – теплообменники интеркулера.
Самый маленький в семействе «Мустан-гов» – трехтонный КАМАЗ-43501 (4х4), предназначенный для ВДВ. Этот «десантник» недавно прошел полный цикл испытаний.

Большим спросом пользуется и семейство автомобилей повышенной грузоподъемности (6х4 и 8х4). Они рассчитаны на сложные условия работы, имеют планетарные редукторы в колесах ведущих мостов и шины увеличенного размера (16.00 R20). Машины используются в строительстве и нефтегазовом комплексе. Базовым здесь является самосвал 6520 (6х4). При переходе на Евро 3 применяемый на нем двигатель КАМАЗ стал более высокооборотным, а его мощность возросла с 320 до 360 л. с. Для 4-осных и магистральных грузовиков разработан турбодизель в 400 л. с.

В легких развозных машинах 4308 намечен переход с двигателя Cummins FRB на новое поколение IMP: 4- и 6-цилиндровые рядные «дизели». Именно такие будут производить на СП в Набережных Челнах.

На автомобилях Евро 3 камазовцы применяют более эргономичную панель приборов. Кроме того, по заказу можно устанавливать сиденья с пневмоподвеской.

Взгляд в будущее

В перспективном развитии конструкций автомобилей КАМАЗ главная задача – разработка грузовиков Евро 4. Выпуск этого семейства намечен на 2010 – 2014 гг.

Понятно, ставка здесь делается на двигатели Cummins. Но не только. Совместно с известной английской фирмой Ricardo планируется коренное изменение «родных» дизелей. От прежних останется только размерность: диаметр цилиндра и ход поршня. Это будут V-образные «восьмерки» мощностью до 500 л. с. – с моноголовкой блока, системой Common Rail нового поколения и давлением впрыска 2000 бар. Для соответствия нормам Евро 4 будет применена система SCR с использованием жидкости AdBlue.

Намечено также запустить в производство автоматизированные коробки передач и новое семейство ведущих мостов.

Новейший развозной фургон КАМАЗ-63602 (6х2) с турбодизелем в 400 л. с. Третья ось – подъемная.
На совместном предприятии «ZF-Кама» в этом году будет собрано несколько тысяч самых современных коробок передач.
Качество сборки коробок ZF обеспечивается строгим контролем с применением новейших приборов.
С двух ниток главного конвейера беспрерывным потоком сходят новенькие грузовики.

Слабое звено – устаревшая кабина: ни по вибронагруженности, ни по внутреннему объему, ни по эргономике она не соответствует требованиям времени. Еще пару лет назад велись серьезные переговоры с компанией MAN по поводу новой кабины для камских грузовиков. К сожалению, этот проект осуществить не удалось.

Тем не менее дело движется. В ближайшее время на «КАМАЗах» начнут устанавливать т. н. переходную кабину, разработанную совместно с китайцами. За основу взята кабина грузовика MAN середины 90-х гг. – серии F2000. А к 2012 году появится абсолютно новая и суперсовременная кабина. Над ней уже сейчас работают совместно с одной корейской компанией. По конструкции кабина каркасно-панельная, и будут выпускаться две ее версии – широкая (для основных моделей) и узкая (для шасси под спецтехнику и развозные грузовики). Не сбрасывают со счетов и разработку кабины для автомобиля капотной компоновки.

В области типажа ведутся работы над магистральными тягачами и мощными шасси 8х8 и 10х10, предназначенными для нефтегазового комплекса и армии.

Итак, планы «КАМАЗа» – обширные, а перспективы – реальные. И это радует.

Мнения

Сергей Когогин
Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»

Сегодня наша важнейшая задача – увеличивать объем производства. Мы уже вышли на устойчивый темп – 225 автомобилей в сутки. А летом этого года намерены довести ежедневный выпуск до 250 автомобилей.

Мнение

Данис Валеев
Главный конструктор ОАО «КАМАЗ»

Важнейшая новость 2008 года – полный переход на более экологические автомобили, отвечающие нормам Евро 3. А в перспективных разработках приоритетом №1 для нас является формирование узлов и агрегатов к автомобилям Евро 4.

Киев – Набережные Челны – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит Торговое представительство «КАМАЗ» в Украине за помощь в организации поездки