X

У истоков всемирной марки

В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?

В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?

В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?

Самый первый автобус появился в Швеции в 1899 году – на маршруте в Стокгольме начал работать доставленный из Германии бензиновый экипаж Daimler. Впрочем, в этом качестве прослужил он недолго – всего… восемь дней. Публике он не понравился из-за шумной и тряской езды на железных шинах по булыжнику и высокой стоимости проезда. Пассажиры отдавали предпочтение рельсовому транспорту – конкам, а, начиная с 1901 года – трамваю. Что касается автобусов, то на улицах шведской столицы их движение возобновилось лишь в 1923 году.

Первый автобус Scania-Vabis появился в 1911 году.

Так выглядел завод Scania-Vabis в Сёдертелье (фото 1920 года).

Автобус Daimler, доставленный в Швецию в 1899 году, работал всего восемь дней.

Проект автобуса, сконструированного специалистами Scania в 1907-м, не был воплощен в металле.

Маршрут в лесной глуши

В ноябре 1910 года в Швеции была организована небольшая автотранспортная компания – Nordmarkens Automobil Trafik. Она находилась в северной провинции Вармланд, у самой границы с Норвегией. Места там глухие, лесистые, и автомобили были в диковинку. Однако основатели фирмы были настроены оптимистично.

Для начала они изучили положение дел у всех тогдашних шведских автопроизводителей. Затем провели опрос жителей региона Нордмакс, где и собирались наладить автобусное сообщение. Его результаты огласили в феврале 1911 года. Местное население предпочло компанию Scania.

История фирмы Scania восходит к 1896 году, когда в городе Мальмё был открыт филиал английской фирмы Humber, выпускавшей велосипеды. В 1901 году он был преобразован в компанию под названием Scania. А на следующий год в производственную программу добавились автомобили – сначала легковые, а потом и грузовики.

В феврале 1911 года Scania и Nordmarkens Automobil Trafik подписали контракт на поставку автобуса к 15 мая по цене 12936 крон. При этом Scania получала еще и 25% акций транспортной компании.

Однако не прошло и двух недель, как заказчиков начали терзать сомнения: сможет ли автобус работать на тяжелых лесных дорогах? В итоге было решено увеличить мощность двигателя с 30 до 34 л. с., усилить раму поперечинами и поставить колеса с шинами большего размера.
В это же время произошло важное событие. В марте 1911 года фирма Scania объединилась с другим шведским автопроизводителем – компанией Vabis, которая тогда испытывала финансовые трудности. Так что автобус стали делать сообща. Шасси с цепным приводом на задние колеса изготовили на заводе Scania в Мальмё, а двигатель и кузов на 15 пассажиров – на предприятии Vabis в Сёдертелье.

Автобус Vabis, построенный, предположительно, в 1910 году, вышел на маршрут только два года спустя.

Грузовик Vabis перевозил рабочих завода в 1911 году.

Грузовик Scania с продольными скамейками для пассажиров и навесом (1909 г.).

Этот автобус Scania-Vabis был поставлен компании Rothoff в 1913 году.

Одна из ранних машин Scania-Vabis – полугусеничный почтовый автобус (1922 г.).

Наследник первенца – новейший туристический автобус Scania Touring.

Судьба автобуса

Автобус Scania-Vabis, получивший название Nordmark, был поставлен заказчику 17 октября 2011 года. Затем последовал пробный 40-километровый пробег от Сёдертелье до Стокгольма. В заключении о результатах этого теста было сказано: «Автомобиль положительно проявил себя на плохой дороге и показал среднюю скорость 20 км/ч».

Первый коммерческий рейс состоялся 13 ноября. Светлый, с большими окнами автобус вызывал всеобщий интерес.

Этот транспорт успешно проработал всю зиму, несмотря на заснеженные дороги. Проблемы, как ни странно, начались летом. Сплошные резиновые шины (так называемые грузоленты) перегревались и трескались на каменистых дорогах. Конные извозчики, опасаясь конкуренции, специально подбрасывали на дорогу крупные камни и выкапывали на ней поперечные канавки. Порой дело доходило до рукоприкладства. Доходы стали падать, и 21 июня 1914 года компания решила прекратить регулярные рейсы.

Однако автобус продолжал оставаться на службе. По заказам он перевозил самый разный люд, в том числе солдат и священнослужителей, и даже обслуживал экскурсии. Так что можно сказать, что Scania-Vabis 1911 года был еще и первым шведским туристическим автобусом.
Время брало свое – и автобус постепенно изнашивался. С него сняли кузов, который стал любимым местом для детских игр. А шасси начали использовать для вывоза леса и доставки дров на местный стеклозавод. Зимой на задние колеса монтировали шины с крупными шипами. А вместо передних – ставили полозья. В таком виде машина могла буксировать трое саней, загруженных бревнами.

В начале 20-х гг. во время переезда через замерзшее лесное озеро машина провалилась под лед. Много лет спустя энтузиасты пробовали отыскать ее, но безуспешно: глубина озера достигает 70 метров, а точное место, где машина ушла на дно, неизвестно…

Вот так сложилась судьба первого шведского автобуса. Впрочем, некоторые исследователи задаются вопросом: а был ли он действительно первым?

Еще до его появления использовались грузовики Vabis и Scania, на платформы которых были установлены скамейки для пассажиров. Но, строго говоря, эти машины нельзя считать автобусами. Есть также сведения, что фирма Vabis изготовила автобус еще в 1910 году, но по неизвестным причинам он стал работать на маршруте транспортной фирмы Rothoff только в 1912-м. А на следующий год там же стал курсировать еще один Scania-Vabis.

Итак, со времени появления первого автобуса Scania минуло 100 лет. Сегодня шведская компания – один из ведущих производителей автобусов в Европе. Преодолев кризис, она наращивает темпы выпуска. В прошлом году потребителям было поставлено 6875 комплектных автобусов и шасси – на 239 штук больше, чем в 2009-м.

Автобусная продукция Scania расходится по всему миру. В 2010 году в Европу было отправлено 1760 ед. техники, в Азию – 2120 ед., в Южную Америку – 2104 ед., в Африку и Океанию – 809 ед. Шасси Scania поставляются многим ведущим автобусостроительным фирмам. Совместное производство машин налажено в России и в Китае. И потому автобусы Scania – уже не чисто шведская, а всемирная марка.

Подготовил Леонид Гоголев
Фото Scania