В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?
В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?
В нынешнем году исполняется 100 лет шведским автобусам Scania. Какими же были самые первые из них, как они создавались, как сложилась их судьба?
Самый первый автобус появился в Швеции в 1899 году – на маршруте в Стокгольме начал работать доставленный из Германии бензиновый экипаж Daimler. Впрочем, в этом качестве прослужил он недолго – всего… восемь дней. Публике он не понравился из-за шумной и тряской езды на железных шинах по булыжнику и высокой стоимости проезда. Пассажиры отдавали предпочтение рельсовому транспорту – конкам, а, начиная с 1901 года – трамваю. Что касается автобусов, то на улицах шведской столицы их движение возобновилось лишь в 1923 году.
Маршрут в лесной глуши
В ноябре 1910 года в Швеции была организована небольшая автотранспортная компания – Nordmarkens Automobil Trafik. Она находилась в северной провинции Вармланд, у самой границы с Норвегией. Места там глухие, лесистые, и автомобили были в диковинку. Однако основатели фирмы были настроены оптимистично.
Для начала они изучили положение дел у всех тогдашних шведских автопроизводителей. Затем провели опрос жителей региона Нордмакс, где и собирались наладить автобусное сообщение. Его результаты огласили в феврале 1911 года. Местное население предпочло компанию Scania.
История фирмы Scania восходит к 1896 году, когда в городе Мальмё был открыт филиал английской фирмы Humber, выпускавшей велосипеды. В 1901 году он был преобразован в компанию под названием Scania. А на следующий год в производственную программу добавились автомобили – сначала легковые, а потом и грузовики.
В феврале 1911 года Scania и Nordmarkens Automobil Trafik подписали контракт на поставку автобуса к 15 мая по цене 12936 крон. При этом Scania получала еще и 25% акций транспортной компании.
Однако не прошло и двух недель, как заказчиков начали терзать сомнения: сможет ли автобус работать на тяжелых лесных дорогах? В итоге было решено увеличить мощность двигателя с 30 до 34 л. с., усилить раму поперечинами и поставить колеса с шинами большего размера.
В это же время произошло важное событие. В марте 1911 года фирма Scania объединилась с другим шведским автопроизводителем – компанией Vabis, которая тогда испытывала финансовые трудности. Так что автобус стали делать сообща. Шасси с цепным приводом на задние колеса изготовили на заводе Scania в Мальмё, а двигатель и кузов на 15 пассажиров – на предприятии Vabis в Сёдертелье.
Судьба автобуса
Автобус Scania-Vabis, получивший название Nordmark, был поставлен заказчику 17 октября 2011 года. Затем последовал пробный 40-километровый пробег от Сёдертелье до Стокгольма. В заключении о результатах этого теста было сказано: «Автомобиль положительно проявил себя на плохой дороге и показал среднюю скорость 20 км/ч».
Первый коммерческий рейс состоялся 13 ноября. Светлый, с большими окнами автобус вызывал всеобщий интерес.
Этот транспорт успешно проработал всю зиму, несмотря на заснеженные дороги. Проблемы, как ни странно, начались летом. Сплошные резиновые шины (так называемые грузоленты) перегревались и трескались на каменистых дорогах. Конные извозчики, опасаясь конкуренции, специально подбрасывали на дорогу крупные камни и выкапывали на ней поперечные канавки. Порой дело доходило до рукоприкладства. Доходы стали падать, и 21 июня 1914 года компания решила прекратить регулярные рейсы.
Однако автобус продолжал оставаться на службе. По заказам он перевозил самый разный люд, в том числе солдат и священнослужителей, и даже обслуживал экскурсии. Так что можно сказать, что Scania-Vabis 1911 года был еще и первым шведским туристическим автобусом.
Время брало свое – и автобус постепенно изнашивался. С него сняли кузов, который стал любимым местом для детских игр. А шасси начали использовать для вывоза леса и доставки дров на местный стеклозавод. Зимой на задние колеса монтировали шины с крупными шипами. А вместо передних – ставили полозья. В таком виде машина могла буксировать трое саней, загруженных бревнами.
В начале 20-х гг. во время переезда через замерзшее лесное озеро машина провалилась под лед. Много лет спустя энтузиасты пробовали отыскать ее, но безуспешно: глубина озера достигает 70 метров, а точное место, где машина ушла на дно, неизвестно…
Вот так сложилась судьба первого шведского автобуса. Впрочем, некоторые исследователи задаются вопросом: а был ли он действительно первым?
Еще до его появления использовались грузовики Vabis и Scania, на платформы которых были установлены скамейки для пассажиров. Но, строго говоря, эти машины нельзя считать автобусами. Есть также сведения, что фирма Vabis изготовила автобус еще в 1910 году, но по неизвестным причинам он стал работать на маршруте транспортной фирмы Rothoff только в 1912-м. А на следующий год там же стал курсировать еще один Scania-Vabis.
Итак, со времени появления первого автобуса Scania минуло 100 лет. Сегодня шведская компания – один из ведущих производителей автобусов в Европе. Преодолев кризис, она наращивает темпы выпуска. В прошлом году потребителям было поставлено 6875 комплектных автобусов и шасси – на 239 штук больше, чем в 2009-м.
Автобусная продукция Scania расходится по всему миру. В 2010 году в Европу было отправлено 1760 ед. техники, в Азию – 2120 ед., в Южную Америку – 2104 ед., в Африку и Океанию – 809 ед. Шасси Scania поставляются многим ведущим автобусостроительным фирмам. Совместное производство машин налажено в России и в Китае. И потому автобусы Scania – уже не чисто шведская, а всемирная марка.