Поднебесные смотрины
C 30 марта по 1 апреля в Шанхае прошел традиционный, 11-й по счету Автобусный салон Busworld Asia. В этом году его главной темой стал транспорт на альтернативных источниках энергии, в частности, электробусы.
C 30 марта по 1 апреля в Шанхае прошел традиционный, 11-й по счету Автобусный салон Busworld Asia. В этом году его главной темой стал транспорт на альтернативных источниках энергии, в частности, электробусы.
Салон проходил в выставочном центре Shanghai Automobile Exhibition Center (SAEC). Экспозиция разместилась на территории свыше 18 тыс. м кв., где свою продукцию представили 158 компаний. Автобусных производителей, на первый взгляд, было немного – только восемь, зато посмотреть было на что. Организаторы преследовали цель брать не количеством, а разнообразием. А потому, если сравнить нынешнюю выставку с прошлогодней Busworld Asia 2010 (см. «КА» № 6’2010), то теперь свыше 20 тыс. посетителей смогли увидеть новинки еще трех крупных фирм: Ankai, Hengtong и Zonda.
Экологической чистоте общественного транспорта в Китае сегодня уделяют особое внимание. Накануне открытия салона его организаторы при участии Международной ассоциации общественного транспорта (UITP) провели специальный конгресс E-Bus, посвященный развитию автобусов, работающих на возобновляемом источнике энергии – на электричестве. Оказывается, китайские электробусы уже отлично себя показали на маршрутах: в частности, ими были перевезены миллионы посетителей масштабной выставки Еxpo-2010, которая проходила в Шанхае в течение полугода.
Не обошли тему экологии и в ходе традиционного награждения лучших производителей и лучших автобусов специальными призами BAAV Award: была введена специальная номинация BAAV Theme Award, в которой выбран самый достойный автобус на альтернативных источниках энергии.
Hengtong – Bus builder of the Year
Компания Hengtong имеет более чем 70-летнию историю. В 1950 году она освоила выпуск первого китайского автобуса с кузовом собственной разработки – тип Jiefang. Сегодня Hengtong входит в пятерку крупнейших производителей автобусов Китая и занимает первое место в стране по выпуску транспорта на альтернативных видах топлива – газовых, электрических и гибридных машин. Ежегодно из ворот завода выходит свыше 5000 новых автобусов. Это городские и туристические модели длиной от 4,8 до 13,7 м и вместимостью от 9 до 80 человек. На выставке Busworld Asia компания Hengtong удостоилась престижного Гран-при: Grand BAAV Award – Bus Builder of the Year 2011 («Производитель городских автобусов 2011 года»). На cвоем стенде она показала две премьеры. Первая – это низкопольный 120-местный городской автобус СKZ6127 семейства Mighty Dragon (Могучий Дракон), работающий на электротяге. Особенность конструкции – двойной порт для подзарядки, позволяющий в два раза ускорить этот процесс. На салоне машина была отмечена сразу тремя призами BAAV в классе городских автобусов: Гран-при – Grand Award-Bus, Innovation Award-Bus – за инновационную конструкцию, Award Environment – за экологическую чистоту. Второй экспонат – трехосный 12,5-метровый городской автобус нового семейства MAN Series. Имея внешне точное сходство с немецкими моделями MAN Lion’s, китайский «собрат» CKZ 6146 AGG был отмечен жюри за оригинальный дизайн и вместительный кузов.
Ankai – Сoach builder of the Year
Компания Anhui Ankai Automobile Co. образована в 1993 году, когда заключила лицензионное соглашение с немецким производителем автобусов Setra. Сегодня предприятие выпускает до 10 тыс. машин в год и занимает треть местного рынка в сегменте туристических автобусов среднего и большого классов. В ходе выставки компания организовала для представителей СМИ ознакомительную поездку на свой завод (о ней – в следующем номере «КА»). На выставке компанию Anhui Ankai наградили почетным призом Grand BAAV Award – Сoach Builder of the Year 2011 («Производитель туристических автобусов 2011 года»). Не остались без подарков и автобусы. Так, 12-метровая туристическая модель HFF 6127 K46EV получила приз BAAV Environment Award-Coach – «Экологически чистый туристический автобус». Оказывается, под футуристическим кузовом лайнера скрывается не двигатель внутреннего сгорания, а электромотор, способный разогнать машину до 80 км/ч. Мощные аккумуляторные батареи (400 Ач) обеспечивают запас хода в 150 км. Конечно, такой автобус не для дальних маршрутов, его удел – комфортабельная доставка пассажиров в аэропорт или экскурсия по городу. Кстати, о комфорте. Именно за это качество и удостоилась приза BAAV Comfort Award-Coach туристическая модель среднего класса – HFF 603 KZ-8. У нее роскошный салон с дюжиной кожаных кресел, мини-баром и столиками с крышками из натурального дерева. Автобус оснащен 250-сильным турбодизелем Сummins и может разгоняться до 130 км/ч.
FAW Bus & Coach
Компания FAW Bus & Coach, входящая в концерн FAW, сегодня является третьим по величине производителем автобусов в Китае. Ежегодно предприятие выпускает свыше 20 тыс. городских и туристических машин 100 типов – длиной от 6 до 18 метров. На выставке были представлены пять новых моделей. Cреди них отметим низкопольную модель СA 6120 URH2, награжденную тематическим призом как лучший автобус с двигателем на альтернативной энергии – BAAV Theme Award – Alternative Energy. Эта 12-метровая машина с салоном на 103 пассажира оснащена 232-сильным двигателем, работающим на сжатом газе. На крыше автобуса размещены девять 50-литровых баллонов. Средний расход «голубого топлива» не превышает 35 кубометров на 100 км пути. Максимальная скорость – 85 км/ч. Другой интересный экспонат – низкопольный городской автобус СA 6110 URD80, внешне очень напоминающий модель Mercedes-Benz Citaro. В кабине водителя – архаичная напольная «кочерга» рычага КП, зато такое роскошное кожаное кресло в стиле Recaro «немцу» даже и не снилось. Пассажирские сиденья также оригинальные – с высокими полукруглыми спинками. Кстати, как принято на китайских городских автобусах, в передней части салона пассажиры сидят по принципу вагонов метро: спиной к борту и лицом к проходу.
Zonda
Компания Zonda Automotive cегодня производит городские и туристические автобусы восьми серий и более чем 180 моделей. Она первой в Китае освоила выпуск высокопалубных лайнеров. Производство сосредоточено на четырех заводах: Yancheng Zhongwei Passenger Bus, Beijing Zhongda Yanjing Bus, Shanghai Guanghui Passenger Bus и предприятие по выпуску двухэтажных автобусов – Nanjing Jingling Double-decker Passenger Bus. Продукция экспортируется в США, Россию, Египет, Сирию и другие страны. На выставку Busworld Asia компания Zonda привезла много интересных экспонатов. Среди них – первый в Китае «дальнобойный» электрический городской автобус, имеющий запас хода на одной подзарядке не менее 500 км. Низкопольная 12-метровая модель оснащается 150-киловаттным электромотором и литий-фосфатными аккумуляторными батареями в 160 Ач. Максимальная скорость машины – 75 км/ч. Вторая новинка – туристический автобус семейства B7. Эта 12-метровая модель YCK 6128 HGN с салоном на 53 пассажира получила приз за инновационную конструкцию в своем классе: BAAV Innovation Award-Coach. Отличительная черта машины – экономичность. Автобус полной массой 17,2 т оснащается 330-сильным турбодизелем и при этом расходует в среднем всего 24 л на 100 км пути. Еще одна новинка – высокопалубный лайнер семейства B9. Показанная модель YCK 6129 HGD имеет комфортабельный 59-местный салон и комплектуется 330-сильным турбодизелем YC6L330-30 экологического стандарта Евро 3.
Bonluck
Компания СHTC.Bonluсk Bus выпускает городские и туристические автобусы, в том числе гибридные и электрические. Годовой объем производства составляет свыше 5000 машин. Подтверждением хорошего качества и высокого уровня безопасности моделей является то, что Bonluсk первым среди китайских автобусостроителей получил право экспортировать свою продукцию в США, Австралию и другие высокоразвитые страны. На выставке Bonluсk торжественно презентовал новый компактный электробус, разработанный совместно с американской фирмой American Electric Vehicles. Шестиметровая модель JXK6600 (на фото) предназначена для работы в качестве «шатла». Для лучшей маневренности ее кузов практически не имеет заднего свеса: 50-киловаттный электромотор и аккумуляторные батареи расположены под полом, в задней части кузова. Автобус имеет салон на 17 посадочных мест с низкопольной накопительной площадкой у входа. Запас хода на одной подзарядке достигает 200 км. Само же время подзарядки не превышает всего 2,5 часа. Максимальная скорость – 80 км/ч. Средний расход электроэнергии составляет 665 Вт на километр пробега. В планах у предприятия поставлять такие машины не только на местный рынок, но также в США и Индию.
Alfa Bus
Просторный салон электробуса YS 6120 DG приспособлен для перевозки инвалидных колясок. |
Компания Jiangsu Alfa Bus выпускает различные типы автобусов длиной от 6 до 18 м. Ежегодный объем производства превышает 5000 ед. В 2007 году было подписано соглашение о технической кооперации со шведской фирмой Scania. На выставке Alfa Bus представила 12-метровую машину для cкоростного автобусного сообщения BRT. Модель YS 6120 DG оснащена электромотором в 160 кВт, литий-фосфатными аккумуляторами (600 В, 500 Ач), а также транзисторами Maxwell. Все это делает автобус сверхэкономичным. Максимальная скорость – 80 км/ч. Без подзарядки машина может проехать до 200 км. Автобус имеет просторный салон на 66 пассажиров. Центральная накопительная площадка оборудована откидными сиденьями и приспособлена для перевозки инвалидных колясок. Неудивительно, что автобус был удостоен почетного приза за комфорт в своем классе: BAAV Award Comfort-Bus.
Shuchi
Компания Yantai Shuchi Vehicles сравнительно молода, но ежегодно выпускает до 6000 автобусов. Ее производственная программа насчитывает 20 серий и 120 городских и туристических моделей – от малого до большого классов. На выставке она презентовала два автобуса. Один из них – это уже известная по прошлогоднему салону 7,6-метровая модель YTK 6760 с 23-местным кузовом, внешне очень напоминающим «одноклассника» Toyota Coaster. Второй экспонат оказался более интересным. Этот 12-метровый лайнер YTK 6129 H с эффектной внешностью в стиле Neoplan Starliner притягивал к себе большое количество посетителей. В его высокопалубном салоне разместились 57 комфортабельных кресел. Повышенную плавность хода обеспечивает пневмоподвеска всех колес. Автобус оснащается 335-сильным турбодизелем WP10.336N и развивает максимальную скорость в 125 км/ч.