Омнибусы будущего
В прошлом номере мы рассказали о грузовых новинках недавно прошедшего салона коммерческих автомобилей в Ганновере – 63.IAA Nutzfahrzeuge. Теперь же остановимся на не менее интересной экспозиции автобусов.
В прошлом номере мы рассказали о грузовых новинках недавно прошедшего салона коммерческих автомобилей в Ганновере – 63.IAA Nutzfahrzeuge. Теперь же остановимся на не менее интересной экспозиции автобусов.
В этом году выставка собрала особенно много автобусных производителей, причем не только европейских: присутствовали две компании из Китая и одна из Египта. Причем большинство из них приехало в Ганновер с мировыми премьерами. Основная тенденция современного автобусостроения – повышение экологичности транспортных средств, поэтому неудивительно, что на выставке сразу несколько производителей представили гибридные автобусы, подготовленные к серийному производству.
VDL Bus&Coach Голландское автобусное объединение VDL Bus&Coach презентовало туристическую модель Futura cледующего поколения. Начнем с того, что имя компании-производителя – Bova – исчезло из названия автобуса: на кузове красуется только обновленный логотип объединения VDL, куда в свое время вошла фирма. Отрадно, что осталась характерная черта дизайна Bova Futura – выпуклая носовая часть. Отличие салона – совершенно ровный пол: кресла стоят на одном уровне с проходом.
Новая VDL Futura будет предлагаться в двух- и трехосном исполнениях – длиной от 12,21 до 14,86 м, с салоном на 57–67 мест. Кузов теперь намного прочнее – в его основе лежит пространственный каркас из нержавеющей стали.
Благодаря усовершенствованной передней независимой подвеске колес VDL Futura стала более устойчивой на дороге. Выворот колес увеличен до 60 градусов, что улучшило маневренность. Предлагаются новейшие двигатели DAF Paccar: 9,2 л (361 л. с.) или 12,9 л (410 или 460 л. с.). КП – механическая 6-ступенчатая (стандарт) либо 12-ступенчатый «автомат». Автобус комплектуется системой курсовой устойчивости (ESC), адаптивным круиз-контролем (ACC), а также системой слежения за дорожной разметкой (LGS).
MAN/Neoplan На стенде концерна дебютировала серийная низкопольная модель MAN с гибридным приводом – Lion's City Hybrid. Такие машины еще летом введены в пробную эксплуатацию в Париже, Милане, Вене, а также в ряде городов Германии и Голландии. Дизель-электрический привод потребляет на 30% солярки меньше, что позволяет ежегодно экономить до 10 тыс. л топлива и не выбрасывать в атмосферу 26 т СO2.
Вторая важная премьера – двухэтажный туристический автобус Neoplan Skyliner следующего поколения. Внешность машины решена в духе новейшего «остроугольного» стиля Neoplan под названием Sharp Cut Design. 14-метровый автобус имеет 82-местный комфортабельный салон. Повысить устойчивость довольно высокой машины (4,0 м) и улучшить плавность хода призвана адаптивная пневмоподвеска колес СDS, автоматически регулирующая жесткость амортизаторов. Skyliner будет комплектоваться 505-сильным турбодизелем MAN D26 Common Rail, стандарта EEV.
Temsa Турецкая компания Temsa приехала с новинкой – туристическим «миди» MD 9. Автобус при длине 9,34 м вмещает 39 человек. Салон при этом имеет совершенно ровный пол. К отличительным чертам машины следует отнести кузов из нержавеющей стали, 5-кубовый багажный отсек и топливный бак увеличенной емкости (290 л). На выставке автобус был представлен с 250-cильным двигателем MAN D0836 и автоматической коробкой передач Allison T280R.
Otokar На стенде еще одного производителя из Турции – компании Otokar состоялся мировой дебют автобуса Territo U. Модель специально разрабатывалась для городских и пригородных перевозок. Показанная 12-метровая версия имеет салон на 55 сидячих мест, 4 из которых сделаны откидными для перевозки инвалидной коляски. Предусмотрен также и более вместительный вариант – длиной 12,8 м. Подвеска колес – пневматическая, передняя – независимая. Салон отличается высоким уровнем оснащения: тут и гидролифт для инвалидных колясок, и мощный кондиционер, и видеокамера у центральной двери, и радио с СD/MP3. Otokar Territo комплектуется турбодизелем Deutz (7,15 л) стандарта EEV в 290 л. с. и 4-ступенчатой АКП. На страже безопасности – электронные системы ABS, ASR, EBS, ESC, а также автоматически регулируемые дисковые тормоза.
Viseon Немецкая компания Viseon Bus GmbH привезла в Ганновер сразу две мировые премьеры: туристическую модель С13 и пригородную – двухэтажную LDD14.
Модель С13 имеет длину 12,7 м и салон на 48 либо 44 места. Объем грузового отсека – до 10 м куб. Крышки багажных отсеков изготовлены из алюминия. Стальные наружные панели, а также пространственный каркас прошли катодное (KTL) грунтование. С13 базируется на новейшем автобусном шасси MAN c пятирычажной независимой передней подвеской и специальной задней, с расширенной колеей.
Отличительные черты 14-метрового двухпалубного LDD14 – большая пассажировместимость (133 человека; 103 места для сидения), а также применение запатентованной оптиволоконной технологии V-CAN, позволяющей устанавливать различные электронные системы без трудоемкой перекомпоновки.
Для автобусов С13 и LDD14 покупатели могут выбрать один из двух двигателей MAN (EEV) мощностью 400 либо 440 л. с. Разные и КП: 6-ступенчатая механическая (стандарт) либо 12-скоростной «автомат».
Компания Viseon Bus GmbH образована в 2008 году как дочернее предприятие Neoplan. Изначально она создавалась для выпуска автобусов малых серий – в основном пригородных, городских двухэтажных, а также аэропортовых; за 2 года изготовлено около 230 ед. Однако в 2010 году было решено расширить номенклатуру и войти в премиум-сегмент.
ЛАЗ Львовский автозавод представил две городские низкопольные модели СityLAZ – длиной 12 и 10,5 м. Особый интерес публики вызвал третий экспонат – туристический лайнер NeoLAZ, показанный под брендом Lemberg (так немцы называют город Львов).
Для европейского рынка львовский «турист» предлагается в двух исполнениях: с турбодизелем Merecedes-Benz OM457 в 430 л. с. и двигателем MAN D2066 мощностью 400 л. с. Если первый отвечает стандартам Евро 5, то второй – более строгим нормам EEV.
По словам представителей холдинга «ЛАЗ», предприятие находится на стадии подъема. В январе был выигран тендер на 84 городские машины в Македонию – и поставки уже начались. Более того, еще до конца года завод начнет выполнение заказа в рамках заключенного весной меморандума с Кабмином о поставке 2050 автобусов и троллейбусов к Чемпионату мира по футболу «Евро-2012».
Solaris На стенде польского производителя Solaris показали первый серийный гибрид марки – 18-метровую «гармошку» Urbino. Гибридная силовая установка – нестандартной схемы. Турбодизель Сummins (285 л. с.) через генератор питает не только литий-фосфатные аккумуляторы Vossloh Kiepe (384 V, 26,5 кВт/ч), но и конденсаторы (8 х 125V). В штатных режимах тяговый электромотор на 240 кВт получает заряд от аккумуляторов, а при интенсивном разгоне – от конденсаторов.
Вторая серийная новинка – междугородный автобус InterUrbino12, показанный в качестве прототипа еще осенью прошлого года на салоне в Кортрейке. В салоне – 53 сиденья. Объем багажных отсеков – 5,5 м куб. Автобус оснащен 300-сильным турбодизелем Сummins ISB6 стандарта Евро 5 и 6-ступенчатой коробкой передач ZF.
Van Hool На стенде голландской компании Van Hool состоялся мировой дебют междугородного автобуса Atlino. Он является дальнейшей разработкой модели Atlon, дебютировавшей год назад на салоне в Кортрейке, и отличается более низким расположением пола над дорогой: 860 мм против 1055 мм. Atlino предлагается в двух исполнениях: 12,2-метровом T915 и 13,2-метровом T916. На выставку привезли более короткую машину, оснащенную турбодизелем DAF (265 л. с.) стандарта EEV и коробкой передач ZF Ecolife. Демонстрировался также 12-метровый гибридный городской низкопольник A330. Сто таких автобусов уже эксплуатируются в Голландии, Франции и Италии.
Volvo Bus На стенде Volvo Bus состоялся дебют междугородного автобуса модели 8900. В отличие от предшественников, машин 8700 со стальным кузовом и 8500 – с алюминиевым, в конструкции новинки применен микс из стали, алюминия и фибергласса. Предлагаются две версии: со стандартным по высоте полом, длиной 12,2 или 13 м, на шасси 4х2, и низкопольная 6х2 длиной 12,7 или 14, 7 м. У показанной 12-метровой машины – салон на 42 кресла и турбодизель D7E мощностью 290 л. с.
«Автобус 2011 года»
Престижное звание Bus of the Year 2011 («Городской автобус 2011 года») получила 12-метровая низкопольная машина Сitea СLF-120 голландского объединения VDL Bus&Coach. Стив Джонс, глава жюри конкурса (на фото – в центре), состоящего из журналистов 19 ведущих европейских изданий по автобусной тематике, отметил такие положительные качества победителя, как комфортабельный пассажирский салон на 100 человек, отличную управляемость и устойчивость на дороге, эргономичное рабочее место водителя, а также топливную экономичность. Сitea CLF-120 комплектуется турбодизелем Сummins мощностью 225 л. с. стандарта Евро 5 или более строгого – EEV. С мотором агрегатируется новая 6-ступенчатая АКП ZF-Ecomat. Благодаря системе управления TopoDyn, учитывающей рельеф местности, расход топлива снизился на 19%.