Mercedes-Benz Arocs: Премьера стройбригады
В Мюнхене 28 января состоялась мировая премьера нового семейства автомобилей – Mercedes-Benz Arocs. Эти машины изначально предназначены для тяжелых условий работы, прежде всего в строительном сегменте.
В Мюнхене 28 января состоялась мировая премьера нового семейства автомобилей – Mercedes-Benz Arocs. Эти машины изначально предназначены для тяжелых условий работы, прежде всего в строительном сегменте.
На премьере, которая проходила в киносъемочных павильонах «Bavaria Filmstudios», было, как никогда, многолюдно: сюда съехались сотни журналистов и представителей дилерских фирм из всех стран Европы. Еще бы: ведь предстояла презентация не какой-нибудь отдельной модели, а новой обширнейшей линейки автомобилей. Такой подарок концерн Daimler преподносит далеко не каждый год.
Большая семья
Условия эксплуатации техники в строительном сегменте достаточно разнообразны. Поэтому для наиболее эффективной работы грузовики Arocs предлагаются в двух принципиально отличающихся исполнениях.
Одно из них – Loader (от англ. load – «груз») характеризуется повышенной грузоподъемностью, достигнутой за счет рационального снижения собственной массы автомобиля. Так, например, бетоносмеситель (8х4) полной массой 32 т в ненагруженном состоянии весит всего 9,25 т.
Другой вариант – Grounder (от англ. ground – «почва») спроектирован специально для работы в особо тяжелых условиях, например, в карьерах или на грунтовых стройплощадках. Его конструкция отличается повышенной прочностью.
Семейство Arocs включает целый ряд автомобилей полной массой от 18 до 44 т. Их колесная формула может быть 4х2, 6х4 и 8х4. Не исключены и полноприводные модификации.
Выбор кабин также немаленький – они представлены в четырнадцати версиях. При этом их ширина может составлять 2,3 или 2,5 м.
Вокруг турбокомпаунда
Под стать широкому модельному ряду автомобилей Arocs и набор применяемых двигателей. Это 16 силовых агрегатов – все 6-цилиндровые, рядные турбодизели. Их рабочий объем – 7,7, 10,7, 12,8 и 15,6 л, мощность – от 238 до 625 л. с. Все они соответствуют экологическим нормам Евро 6 благодаря технологии BlueEfficiency. Ее составляющими являются системы впрыска Сommon Rail, замкнутый фильтр твердых частиц и рециркуляция отработавших газов. Эти газы обрабатываются при помощи технологии BlueTec 6, включающей в себя технологии SCR-AdBlue, а также каталитического конвектора и сажевого фильтра.
На презентации в Мюнхене состоялась, так сказать, «премьера в премьере» – был показан новый двигатель OM 473. От других турбодизелей Daimler его отличает увеличенный рабочий объем – 15,6 л и, соответственно, возросшие мощность (до 625 л. с.) и крутящий момент (до 3000 Нм). Для работы в тяжелых условиях особо важно, что на пик этих показателей он выходит в широком диапазоне малых и средних оборотов: от 900 до 1400 в минуту.
Еще одна интересная особенность этой новинки – турбокомпаундная технология. Суть ее в том, что на двигатель устанавливается еще одна, дополнительная турбина. Ее размещают на выходе отработавших газов из основного турбокомпрессора, чтобы использовать их остаточную энергию. Мощность с этой турбины передается непосредственно на коленчатый вал двигателя посредством вала и гидродинамического сцепления.
Турбокомпаунд на двигателе OM 473 дает прибавку в мощности около 68 л. с. Преимущества компаунда особенно заметны, когда двигатель работает на малых оборотах. А при высокой скорости коленчатого вала проявляется еще одна особенность турбокомпаунда – снижение расхода топлива примерно на 2%.
Двигатели ОМ 473 впечатляют своей экономичностью. В зависимости от модификации (517, 578 или 625 л. с.) они потребляют горючего на 0,5–1,5% меньше, чем их предшественник – V-образный 8-цилиндровый турбодизель ОМ 502.
Самосвал Mercedes-Benz Arocs 4151 (8х4) во «внедорожном» исполнении – Grounder. |
Дорога усилий
И еще одна новость: Arocs первый среди строительных машин оснащен в стандарте автоматизированной коробкой передач. Это быстродействующая трансмиссия Mercedes-Benz PowerShift 3. Она переключается на 20% быстрее, чем предшествующая – PowerShift 2, и вдвое скорее, чем «автомат» Telligent.
Трансмиссия имеет 8, 12 или, в качестве опции, 16 ступеней. Ручное переключение – опция, причем только для 8- или 16-ступенчатых агрегатов.
Новая функция трансмиссии PowerShift 3 – так называемая Сrowler («ползущая» передача), которая увеличивает стартовое усилие и хорошо помогает при маневрировании. А программа Power Mode обеспечивает лучший тяговый режим: переключает передачи только тогда, когда скорость вращения коленвала на 100 оборотов выше, чем в обычном экономичном режиме.
Стандартная АКП PowerShift 3, равно как и механическая коробка передач, работает в паре со сцеплением нового поколения, защищенным от перегрузок и перегрева. Если автомобиль имеет одну ведущую ось, устанавливается однодисковое сцепление, которое гарантированно передает крутящий момент до 2000 Нм. А при большем числе ведущих мостов применяется двухдисковое сцепление с максимально передаваемым моментом до 3000 Нм. Оно же может устанавливаться в качестве опции и на автомобилях 4х2.
Arocs могут быть и полноприводными. Здесь возможны три конструктивных варианта. Первый – это новинка: Hydraulic Auxiliary Drive (гидродинамический привод передней оси). Здесь используются вместо механических валов гидравлические моторы в ступицах колес. Такой привод хорош, если его применять лишь время от времени, например, при буксовании. Зато по сравнению со стандартным приводом он легче на полтонны, что позволяет экономить горючее.
Второй вариант – упрощенный механический привод на переднюю ось. Он осуществляется через раздаточную коробку при помощи карданного вала, без внедорожной передачи. Крутящий момент передается на передний и задний ведущий мосты в пропорции 50:50.
Третий вариант – это классическая схема с отключаемым передним мостом, возможна блокировка межколесных и межосевых дифференциалов. Она используется для постоянной работы на труднопроходимой местности, вне дорог.
В любых условиях
Разнообразные условия работы в строительном сегменте привели конструкторов к мысли, что Arocs должен комплектоваться двумя разновидностями рам. Первая предназначена для автомобилей, которые преимущественно работают на стройплощадках и на местности. Это так называемая узкая рама – шириной 744 мм. Ее элементы изготовлены из высококачественной стали толщиной 8 или 9 мм – холоднокатаной, с высокой прочностью на разрыв. В сочетании с крепкими листовыми рессорами шириной 100 мм это гарантирует гибкость шасси в тяжелых условиях.
Для работы же на дорогах применяется широкая рама (834 мм) из стали толщиной 7-8 мм. Благодаря меньшей массе она обеспечивает повышенную грузоподъемность. В паре с ней может использоваться и пневматическая подвеска задних колес.
Рамы автомобилей Arocs располагаются на высоте 1120 мм над поверхностью дороги, что на 115 мм больше, чем у грузовиков Actros. Баки, ресиверы и выпускная система также установлены выше. В итоге увеличен дорожный просвет под центральной частью машины – т. е. между осями. А клиренс под передней осью возрос за счет того, что она сделана ровной, а не выгнутой вниз, как на обычных грузовиках.