Вопреки клятвенным обещаниям прошлогоднего победителя Жерера де Роя, весь подиум нынешнего «Дакара» оккупировала челнинская молодежь.
Вопреки клятвенным обещаниям прошлогоднего победителя Жерера де Роя, весь подиум нынешнего «Дакара» оккупировала челнинская молодежь.
Вопреки клятвенным обещаниям прошлогоднего победителя Жерера де Роя, весь подиум нынешнего «Дакара» оккупировала челнинская молодежь.
В нынешнем супермарафоне стартовали 222 мотоциклиста, 156 экипажей на внедорожниках и 75 – на грузовиках. Участники соревнований за две недели преодолели 8500 километров по дорогам и бездорожью Перу, Аргентины и Чили.
Лидеры и статисты
На финише прошлогоднего «Даркара» победитель в зачете грузовиков Жерар де Рой заявил, что в рейдах наступает новая эра и что в 2013 году его команда вообще никого не пустит на подиум. И действительно, де Рои собрали под своими знаменами весьма опытных пилотов. Тылы «первому номеру» – Жерару на капотном IVECO Powerstar – призваны были прикрывать многоопытные пилоты – его двоюродный брат Ханс Стейси и Мики Бьязион на новейших Trakker Evolution 3. В свою очередь, ударную тройку страховали Жо Адуа и Рене Кейперса на прошлгодних Trakker Evolution 2.
Главная же соперница этой армады – камазовская команда в прошлом году затеяла смену поколений. Весь ее старый состав во главе с семикратным триумфатором «Дакара» повесил шлем на гвоздь. Разумеется, у пришедшей на смену молодежи не было достаточного опыта гонок.
Челнинцы проигрывали даже количественно: экипажи Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова поддерживала единственная «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева. Добавим, что все они стартовали на грузовиках двух-трехлетней давности, уступавших IVECO как в плане мощности, так и веса.
На фоне этих двух команд все остальные выглядели если не массовкой, то статистами, обреченными на роли второго плана. Равный лидерам по возможностям Алеш Лопрайс вынужден был осторожничать, выступая на еще непроверенной Tatra 815 Princess. Сюрпизов можно было ожидать разве что от Мартина Коломны, едущего на основательно модернизированной «Татре» Лопрайcа c двигателем Caterpillar, созданном на основе агрегата для трак-рейсинга. А вот недавние фавориты, голландские команды MAN with a Mission и Ginaf Rally Service, на этот раз могли рассчитывать разве что на неудачи соперников: «звездными» пилотами они не могли похвастаться.
Наивно было ожидать успеха и от мазовской команды. В прошлом году экипажи Александра Василевского и Сергея Вязовича столкнулись с таким количеством проблем, что было непонятно – то ли кардинально совершенствовать «железо», то ли «человеческий фактор».
Надежды и разочарования
Традиционно организаторы «Дакара» делают первые этапы короткими, дабы пилоты имели возможность «вкатиться» в ритм гонки. Вот и на этот раз первый доп больше походил на разминку после полуторамесячной качки в трюмах парома, доставившего технику в Аргентину из Франции. Нужно было проехать всего-то 13 км при плюс 30 градусах в солнечную погоду. Тем не менее уже на 4-м километре засел в дюнах новобранец «Татры» Марсель Шу.
Днем позже величественные пейзажи тихоокеанского побережья сменил белый океан песка. А маршрут третьего дня уводил караван в сторону знаменитого пустынного плато Наска, известного своими загадочными огромными рисунками – геоглифами и участками концентрации аномальной энергии. Причастны ко всему этому пришельцы или нет – пока неизвестно. Однако на части автомобилей и мотоциклов ни с того ни с сего отказало предоставленное организаторами GPS-оборудование, а на бивуаке исчезла и мобильная, и спутниковая связь. Что касается самой гонки, то первые три дня запомнились тем, что на спецучастках, больше похожих на раллийные допы, де Рой гнал во весь опор, а Лопрайс, Стейси и Биазон оспаривали вторую строку зачета.
Очередной, 4-й этап встретил спортсменов бесконечным нагромождением дюн и высоченных, с девятиэтажку, «эргов». Здесь у де Роя начались проблемы с навигацией. По словам стартовавшего из конца первого десятка Мардеева-младшего, в какой то момент «летучий голландец», ушедший в гонку первым, выскочил из-за дюны лоб в лоб с его КАМАЗом и едва увернулся от столкновения.
Чуть позже к блужданию в поисках правильного пути добавились смена пробитых колес и упражнения с лопатой: перевалив через невысокую дюну, капотник Жерара уперся «носом» в следующую. В итоге получасовой отрыв испарился и марафон возглавил Лопрайз. Правда, всего с 56-секундным отрывом.
Челнинская же команда в который раз подтвердила старую истину: чем хуже условия, тем лучше едут КАМАЗы. Первую победу в своей карьере одержал Мардеев. Следом финишировал Николаев, у которого были отличные шансы выйти вперед – временами его преимущество достигало 15 минут. Но из-за слишком рисковой, неосмотрительной езды Эдуард пропорол колесо и потратил на замену 17 минут.
Едва не закончилась гонка для Биазона: из-за опрокидывания двукратный чемпион мира по ралли потерял пять часов и все шансы на приличное место. Но больше всего не повезло бронзовому призеру прошлогоднего «Дакара» Артуру Ардавичусу – из-за проблем с мотором он вынужден был уйти по-английски.
Госпожа удача
Короткий 172-километровый СУ5, переместивший караван из Перу в Чили, принес очередную смену лидера. Лопрайс сначала засел в «феш-феше» – мелком как пудра песке, а за 20 километров до финиша остановился из-за проблем в электрике. И, вернув лидерство снова выигравшему де Рою, также потерял шансы на успех.
На первых пяти этапах гонку покинули лишь 8 грузовиков. Однако уже следующий этап, 455-километровый марш-бросок от берега Тихого океана через Атакаму в шахтерский городок Калама, серьезно подправил «сходную» статистику. Печальный список едва не открыл первый номер камазовской дружины. Хотя в «чистой» скорости КАМАЗ уступает IVECO, что особенно хорошо заметно на «тягунах» – длинных подъемах, Николаев по дороге в Каламу снова был неудержим. Пока на 384-м километре не влетел в канаву, с корнем вырвав и передние, и задние амортизаторы с правой стороны. Каким образом он «доковылял» до финиша, знает только сам пилот. На честном слове добрался до бивуака и Стейси, беря с ходу предпоследнюю дюну, Ханс кубарем скатился по ее неожиданно отлогому склону. Увы, его авто получило не совместимые с продолжением гонки поломки. А вот Мардееву не хватило запала, и он «повис» на гребне эрга. Благо что ехавший следом Каргинов «сдернул» товарища и даже умудрился финишировать вторым, проиграв де Рою всего 34 секунды.
Седьмой день гонки начался с подъема на самую высокую точку Аргентины, которая находится в Андийских Кордильерах (4975 м над уровнем моря).
Затем последовал спуск к месту старта (3400 м) и снова подъем – до 4000 метров. Но особо любоваться открывшимися видами горных хребтов было не с руки: пропасти в Андах не менее впечатляющие. Гонщики не любят подобные спецучастки: на узкой трассе совершенно негде безопасно обгонять, а рисковать порезанными колесами ради одной-двух минут – себе дороже. В итоге за весь день принципиальных изменений было лишь два: перевернулся и сошел IVECO Адуа, а Мардеев из-за технической неполадки пропустил вперед Коломы. Хотя чех ни разу не попал в тройку по итогам спецучастков, благодаря стабильной езде он поднялся на третье место.
GINAF от банкротства спасли китайцы из CNHTC. Поэтому команда участвовала в гонке на старой технике и с соответствующими результатами. | Грузовики экс-заводской команды MAN иногда выигрывают отдельные этапы. Но о победах в «абсолюте» речь не идет. |
Несмотря на камазовские моторы и тотальное облегчение, заводские MAЗы продолжают проигрывать даже «техничкам». | Нежданно лучшим «татроводом» стал частник Мартин Коломы на Tatra 815 с двигателем на базе… тракрейсингового Cat С18. |
В отличие от реннтраков технички оказались не готовы к 700-километровому марш-броску через Анды: на такой высоте не хватало кислорода моторам. Из-за головокружительных спусков тормоза на автомобилях «ассистанса» то и дело раскалялись, грозя пожаром. Все это в итоге стало причиной колоссального опоздания на бивуак, и СУ8 был отменен. Но отдохнуть особо не получилось: по причине сильнейшего дождя переезд между бивуаками превратился в перманентное форсирование водных препятствий.
Самым опасным и трудным был 9-й этап. Главным неудачником допа стал Жерар де Рой. Отказ турбокомпрессора в самом начале гонки, проблемы с рулевым управлением посередине ее и прокол шины с последующим вылетом под занавес обернулись часовым отставанием от возглавившего зачет Николаева, тылы которого надежно прикрывали идущие следом Мардеев и Каргинов.
С этого момента езда превратилась для де Роя в одну сплошную погоню. К чести голландца, атаковал он часто. Но техника просто не выдерживала заданного темпа. Свою роль сыграла и отмена 11-го этапа из-за разлива реки Рио Гранде, на котором голландец смог бы отыграться. Так что все, что он сумел – приблизиться на расстояние атаки (4,5 минуты) к шедшему третьим Каргинову и заставить того понервничать, но так и остался на 5-м месте.
Итоговая таблица Peru – Argentina – Chile 2013 | |||
Экипаж | Автомобиль | Время (ч:мин.с) | |
1 | Э. Николаев/С. Савостин/ В. Рыбаков | KAMAЗ 4326 | 39:41.43 |
2 | А. Мардеев/А. Беляев/А. Мирный | KAMAЗ 4326 | 40:18.53 |
3 | А. Каргинов/А. Мокеев/И. Девяткин | KAMAЗ 4326 | 40:19.40 |
4 | Ж.Де Рой/Т. Колсоул/Д. Родевальд | IVECO Powerstar Torpedo | 40:22.59 |
5 | М. Коломы/Р. Килиан/Д. Килиан | Tatra T815 | 40:43.30 |
6 | А. Лопрайс/С. Брюйнкенс/Р. Пустейовски | Tatra 815-2 ZO R45 12.400 | 40:57.53 |
7 | Верслиус/Шуурманс/Дамен | MAN TGS480 | 42:13.52 |
8 | М. ван Влит/А. Клейн/М. Пронк | MAN TGS480 | 43:03.56 |
9 | Р. Кюйперс/П. ван Эйрд/М. Торраллардона | IVECO Trakker Evo II | 40:18.53 |
10 | П. ван ден Бош/П. Боу/В. Розегаар | DAF СF85 | 40:19.40 |