X

Чемпионат по непредсказуемости

Новые регламент и календарь, Гран-при России, возвращение экс-чемпионов Маркуса Ойстраха и Адама Лацко, низвержение фаворитов, заводская команда Renault образца 2010... Трак-рейсинг обрел то, чего ему так не хватало последние годы – непредсказуемость и интригу на самом высшем уровне.

Новые регламент и календарь, Гран-при России, возвращение экс-чемпионов Маркуса Ойстраха и Адама Лацко, низвержение фаворитов, заводская команда Renault образца 2010… Трак-рейсинг обрел то, чего ему так не хватало последние годы – непредсказуемость и интригу на самом высшем уровне.

Новые регламент и календарь, Гран-при России, возвращение экс-чемпионов Маркуса Ойстраха и Адама Лацко, низвержение фаворитов, заводская команда Renault образца 2010… Трак-рейсинг обрел то, чего ему так не хватало последние годы – непредсказуемость и интригу на самом высшем уровне.

Теперь в «гонках перевозчиков» скучно не будет. Это стало понятно еще в межсезонье, как только ФИА опубликовала календарь серии. Во-первых, чемпионат Европы «усох» до восьми этапов: «ушли» голландский «Ассен» и испанская «Барселона». Во-вторых, старт запланировали как никогда поздно – аж на конец мая. В-третьих, календарь кардинально перекроили и максимально интенсифицировали: если раньше соревнования проходили с равными интервалами в три-четыре недели, то теперь в эти промежутки втиснули три стартовых и четыре финальных этапа.

Дежавю? В 1999-м DAF поразил своей аэродинамикой и едва не выиграл с наскока чемпионат. Сегодня мы видим то же самое в исполнении MRT. Кстати, DAF CF85 и теперь сражается за очки.

Главные претенденты на чемпионский титул 2010 года: слева направо – мановцы Йохен Хан и Антонио Альбасете, а также Маркус Безигер, пилотирующий болид Renault.

Трак-рейсинг часто называют гонками дальнобойщиков, намекая на их низкий профессионализм. Однако чемпион мира по ралли Уве Ниттель на Buggyra пока не выиграл ни заездов, ни тренировок, ни квалификаций.

Возвращение к истокам

Не успел тракрейсинговый люд свыкнуться со столь необычным календарем, как организаторы опубликовали новый техрегламент. Главными изменениями стали отказ от наварных покрышек в силу их недолговечности в пользу полноценных гоночных, отмена запрета на полную блокировку дифференциала плюс вето на двигатели с двойным турбонаддувом. Хотя такие моторы за счет более быстрого наполнения цилиндров раcкручиваются лучше, в миру подобная схема встречается редко – коммерческая техника должна быть экономичной и надежной. И ни MAN, ни Mercedes, ни Volvo с Renault подобные силовые агрегаты не строят. Поэтому все они исправно проигрывали чешской конюшне Buggyra, выступающей на реннтраках собственной постройки.

Именно колоссальное преимущество «баггир» стало причиной пересмотра регламента. Но, как говорится, «пришла беда – отворяй ворота»: кроме главного козыря – двойного турбонаддува – чехи лишились двух ключевых фигур. Во-первых, 52-летнего первого номера Маркуса Безигера, принесшего команде первый титул в 2007 году. Во-вторых, бессменного техдиректора Марио Кресса, который не только собрал коллектив, но и разработал и довел до чемпионских кондиций уникальный болид «на грани регламента», за которым так никто и не смог угнаться.

Развод по-чешски

Истинные причины развода неизвестны (шеф конюшни Мартин Колоц у себя на родине не первый год числится в розыске и на гонках появляется редко), но немец и швейцарец не просто ушли, а организовали собственную конюшню MKR (Mario Kress Racing) Technology. Судя по тому, что новая команда сумела заручиться поддержкой Renault Trucks, уход Безигера и Кросса не был спонтанным. И усложнил он жизнь не только «баггире», но и второй чешской конюшне. Renault Team Frankie пять последних лет защищал цвета французского бренда и теперь, лишившись финансовой и технической «дружбы», Франтишек Войтишек так и не смог собрать средства на участие даже в одном этапе.

В свою очередь французы предоставили MKR не только 13-литровые турбодизели Renault Dxi 13, но и мощности своего гоночного подразделения в Лионе. В итоге получился грузовик с фантастическим оперением в стиле самолета-невидимки F-117 Night Hawk и …шлема героя «Звездных войн» Дарта Вейдера.

Большая половина пелотона, как Кииз Зандберген на Scania, стартуют в чемпионате по «олимпийскому принципу».

Идеолог Truck Battle Russian Михаил Коновалов, за плечами которого несколько сезонов на Sisu и MAN. После 1,5-летнего перерыва он за один этап завоевал больше очков, чем за всю свою карьеру.

Дело о вторых номерах

Защищать тылы Безигера будет еще один экс-чемпион, 47-летний немец Маркус Эстрайх, возвращающийся в трак-рейсинг после трехлетнего перерыва. За его плечами семь сезонов и пара титулов, выигранных за рулем Mercedes-Benz и VW.

В стане «мановодов» также хватает перестановок. Теперь их реннтраки базируются на обновленной модели TGS 18 480. Эгон Аллгоер, шеф одноименной конюшни, переходит, выражаясь языком спортивных функционеров, «на тренерскую работу». На капитанском мостике его заменит новый спортивный директор – Роман Сейдль, а в кокпите – еще один чех, Адам Лацко, с которым Сейдль много и плодотворно проработал в различных гоночных сериях. Если помните, Лацко уже выступал, и довольно успешно, в чемпионате «гоночных дальнобойщиков».

Перестановки произошли и в стане самой титулованной и результативной мановской команды Equipo Cepsa – наконец-то Антонио Альбасете перестал доказывать всему миру, что «и один в поле воин», и пригласил в напарники опытного британца Кристофера Леветта.
Буквально до первого этапа казалось, что по принципу «один в поле воин» будет выступать… Buggyra. Ведь Безигер увел нескольких крупных спонсоров и у команды не хватало средств на подготовку еще одной машины. Но в итоге все решил бюджет и «вторым номером» Buggyra стал N-групповой чемпион мира по ралли Уве Ниттель.

С места в карьер

Кроме того, уже с первой гонки чемпионат пополнился новыми именами, а к экватору гонки их было уже больше дюжины. Впрочем, и дебютантам, и аксакалам достались роли второго плана, потому что в Мизано вырвалась вперед темная лошадка – та самая MKR. Казалось бы, ну какой спрос с команды-новичка? Ведь одно дело – построить быстрый реннтрак и совсем другое – «научить» его ездить и вылечить от детских болезней. Одним словом, созданная с нуля команда совершила в Италии маленький подвиг. Безигер выиграл первый же заезд, хотя накануне сломал руку. Не выступавший три сезона Ойстрах чуть не попал на подиум – чтобы «достать» Альбасете, немцу не хватило трех секунд.

Второй заезд, как часто бывает в «реверсивных» гонках (первая восьмерка пилотов стартует в обратном порядке), начался с завала – «Альба» и Вржечки вовлекли Ойстраха в кучу малу. Пилоты не пострадали, но нанесенные технике увечья оказались такими, что из баков на трек вылилось порядка 100 л солярки. Заезд отменили. Воскресная секция началась с поула и победы швейцарца. Хотя раньше других финишировал Вржечки, обогнавший Маркуса уже в послестартовом повороте. Но позже судьи «наградили» Давида 10-секундным штрафом за превышение лимита в 160 км/ч и компанию Безигеру на подиуме составили Хан и Ойстрах. И только последний заезд записал на свой счет Альбасете, опередивший Вржечки и Хана.

Лишившись главного преимущества – двойного турбонаддува, Buggyra потеряла не так много, как предсказывали. Давид Вржечки продолжает побеждать, пусть и не так часто, как раньше.

Один из самых возрастных пилотов серии Маркус Ойстрах своим возвращением обедни не испортил. Немец и гонки выигрывает, и спаррингов не избегает.

На баталиях Mercedes и Scania годами держалась интрига трак-рейсинга. Увы, ныне удел самых титулованных марок серии – дуэлировать в принципиальном споре: финишировать не на последнем месте.

Маркус Безигер и Давид Вржечки провели в Buggyra три года и, оспаривая друг у друга титулы, ни разу не попадали в такие аварии, коих в сезоне-2010 уже три.

Взлеты и падения

Тем и интересен нынешний сезон, что предсказать что-либо – все равно что гадать на кофейной гуще. Все, чего смогли добиться два Маркуса на втором этапе в испанском «Альбасете», – пара третьих мест Безигера. То же самое можно сказать и о чемпионе двух последних лет Вржечки. А этап превратился в бенефис Альбасете, выигравшего три заезда. Еще в одном победил Хан. И только третий этап, во французском Ногаро, прошел более-менее предсказуемо и при равенстве сил. Первый заезд оставил за собой Безигер, второй и третий – «Альба», а под занавес взял свое дежурное «золото» и Хан. В итоге все трое увеличили свой и без того существенный отрыв от остальных и нет сомнения, что именно эта троица разыграет главные награды серии. Впрочем, без сюрпризов не обошлось: пропустивший стартовый этап Ниттель уже в четвертой своей гонке поднялся на подиум. Выходит, Buggyra не так безнадежна, как казалось вначале.

Новый этап – и расстановка сил снова меняется с калейдоскопической быстротой. По идее, на сложном и техничном «Нюрбургринге» сильны именно лидеры. Но Безигер снова остался без «золота», «Альба» выиграл лишь раз. Зато победы одержали те, от кого мы их уже и не ждали: вторые номера Ойстрайх и Леветт плюс Вржечки, подтвердивший прогресс пока еще чемпионской конюшни.

Truck Battle Russia

Главной сенсацией пятого этапа стал сам факт его проведения. 3362-метровое «кольцо» в верховье Днепра, к созданию которого приложил руку придворный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке, сдали буквально накануне, поэтому в Смоленск приехала только дюжина пилотов против 25-30 на остальных этапах. 13-м стал Михаил Коновалов, вдохновитель российского трак-рейсинга вообще и смоленской трассы в частности. Он «подменил» Ниттеля – все-таки недолюбливают немцы наши города-герои. И обедни 46-летний гонщик из подмосковного городка Раменское не испортил, регулярно финишируя в первой десятке. И набрал за один этап больше очков, чем за все остальные сезоны вместе взятые. Победы разделили самые результативные «мановоды» Альбасете и Хан, которым на подиуме ассистировали все те же Вржечки, Лацко, Ойстрах и Безигер.

Индивидуальный зачет*

Пилот

Автомобиль

Очки

1

Антонио Альбасете

MAN

225

2

Йохен Хан

MAN

195

3

Маркус Безигер

Renault

176

4

Давид Вржечки

Buggyra

148

5

Маркус Ойстрах

Renault

125

6

Крис Леветт

MAN

113

7

Адам Лацко

MAN

84

8

Александр Львов

MAN

78

9

Энтони Яниц

MAN

49

10

Уве Ниттель

Buggyra

35

* Положение после пяти этапов (первая десятка)

Командный зачет*

Команда

Пилоты

Очки

1

Truck Sport Bernau

Антонио Альбасете, Крис Леветт

396

2

MKR Technology

Маркус Безигер,  Маркус Ойстрах

359

3

Team Hahn OXXO Racing

Йохен Хан, Балаш Жоби

300

*Положение после пяти этапов

Сергей Суховский
Фото команд-участниц