Минский автозавод уже много лет успешно сотрудничает с концернами Daimler AG и ZF AG – передовые двигатели, коробки передач и мосты отлично себя зарекомендовали на технике МАЗ.
В Минске 23 июня прошла конференция с участием компаний Daimler AG и ZF AG, а также представителей товаропроводящей сети ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» в РФ, СНГ, Украине и странах Дальнего зарубежья. Специалисты ознакомили присутствующих с выпускаемой продукцией и поделились с планами на ближайшее будущее.
Мероприятие посетили и представители АВТЕК – первой украинской компании, получившей сертификат, как авторизированного сервисного центра МАЗ в Украине, что дает право на проведение всего комплекса фирменной предпродажной, сервисной и гарантийной работы в качестве официального дилера РУП «МАЗ».
Представляет ZF
Сотрудничество Минского автозавода с концерном ZF AG началось более двадцати лет назад. За это время на предприятие поставлено 45 тысяч коробок передач, а также мосты и раздаточные коробки. На конференции прошла торжественная передача юбилейного сертификата на 50-тысячный агрегат данной марки. Сертификат вручил коммерческому директору ОАО «МАЗ» Александру Захарченко вице-президент подразделения ZF Техника для коммерческих автомобилей Дитмар Але.
Отметим, что концерн ZF AG отметил в 2016 году столетний юбилей. В 2015 году произошло cлияние с группой ТRW, после которого новое объединение насчитывает 230 заводов, 20 исследовательских центров, 120 сервисных предприятий, на которых работают свыше 140 тыс. человек. Товарооборот превышает 36 млрд евро в год.
Как отметил Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике ОАО «МАЗ», первые серийные тягачи МАЗ с коробкой передач ZF появились еще в 1989 году. Это был тягач МАЗ-64226 с КП ZF 16S151. Машина завоевала хорошую репутацию и стала широко известна под названием «Супер-МАЗ».
Если говорить о сегодняшнем сотрудничестве ОАО «МАЗ» и ZF, то помимо уже известных коробок передач семейств Ecomid и Ecosplit скоро должны появиться на минских грузовиках и новые разработки.
Прежде всего, это полностью автоматизированная коробка передач для среднетоннажных грузовиков – EcoTronicMid. Она получила полезные опции: вспомогательные системы коробки отбора мощности (КОМ) и масляные охладители. Здесь также используется программное обеспечение с дополнительными функциями. Официальный выход АКП EcoTronicMid запланирован на начало 2018 года.
Вторая новинка для техники МАЗ – новая модульная автоматическая коробка передач TraKson, которая появилась два года назад и получила одобрение на многих зарубежных грузовых автомобилях тяжелого класса. Она отличается увеличенной полезной нагрузкой и повышенной надежностью.
Что же касается пассажирской техники, то в 2017 году МАЗ отмечает 25-летие своего автобусного производства. Автобусы МАЗ сегодня активно оснащаются агрегатами ZF.
На конференции выступил Франк Буркхард, старший директор подразделения «Техника для автобусов. Мосты и трансмиссия». Он в частности отметил, что годовой оборот его подразделения составляет 500 млн евро.
Городские автобусы МАЗ комплектуются портальными задними мостами: в данном случае модели третьего поколения – AV 133. Отметим, что ZF является пионером в производстве мостов такого типа для автобусов, выпустив свой первый продукт еще в 1982 году. С 1990 года ZF также освоил производство передних осей на независимой подвеске. С того времени изготовлено свыше 130 тыс. мостов этого типа.
Сегодня на МАЗ поставляются передние мосты с жесткой балкой, хотя в перспективе минские автобусы получат и переднюю независимую подвеску. Мосты для автобусов производятся на заводе в городе Пассао, что на юге Германии, есть и еще одно предприятие – в Ханджоу (Китай).
Компания работает над перспективными проектами. Это в частности портальный задний мост AVE130 с электроприводом – для установки на такие популярные сегодня электробусы.
Работает компания и над центральным электрическим приводом СeTrax, который заменяет обычный электромотор в троллейбусах и отличается уменьшенным на 400 кг весом.
Если говорить о коробках передач, то здесь завоевала большую популярность модель EcoLife – это единственная на рынке 6-скоростная АКП для автобусов.
Сейчас в производстве находится ее вариант Step 3, который позволяет сэкономить еще больше топлива и обладает улучшенным механизмом переключения передач.
Штефан Шнузе, менеджер по работе с ключевыми клиентами подразделения «Внедорожная техника» – рассказал о раздаточных коробках ZF. Товарооборот подразделение достигает 288 млн. евро. Сегодня компания предлагает «раздатки» для транспортных средств трех типов: полноприводные грузовики, автокраны и шарнирно-сочлененные самосвалы. Они рассчитаны на входящий крутящий момент от 5000 до 35 000 Нм. Первые раздаточные коробки ZF начали поставляться на МАЗ еще 10 лет назад.
С 2020 года компания запускает производство усовершенствованных раздаточных коробок семейства ТС18, ТС27S и TS27L. Они имеют корпус из алюминия, что снижает вес на 80 кг. Эти коробки также позволяет оптимизировать расходы, снизить затраты на обслуживание.
Из новейших разработок подразделения также стоит отметить автоматическую систему управления трансмиссией ZF ADM, которая при необходимости включает передний ведущий мост, а также задействует муфты дифференциалов (межколесных и межосевого).
На конференции также затронули такую важную тему как локализация производства коробок передач ZF. На эту тему с докладом выступил Александр Захаров, генеральный директор «ЦФ КАМА». Он отметил, что его предприятие начало сборку первых КП модели EcoSplit еще в 2005 году. В 2007-м началась локализация производства. В 2008-м – в линейке появилась КП EcoMid. В 2009-м получен сертификат ISO. В 2014 году запущен новый завод, с полным производственным циклом, площадью 18 тыс. м кв. В 2015-м появилась своя «термичка», в 2016-м – освоен выпуск тяжелой версии КП EcoSplit.
Локализация производства сегодня достигает 52%. В производстве применяет местная ковка, алюминиевое литье. Используются комплектующие от 10 поставщиков. Предприятие работает и на экспорт: коробки передач EcoMid поставляются в Индию, а картеры – в Германию. В планах у предприятия начать выпуск автоматизированной коробки EcoTronic (с 2018 года) и автомата TraKson (с 2019 года).
Сотрудничество с Daimler
Концерн Daimler сегодня является одним из ведущих производителей коммерческих автомобилей в мире. Товарооборот составляет 33 млрд долларов., на предприятиях задействованы свыше 80 тыс. человек.
Как рассказал Доктор Андреас Шарфф, директор планирование продаж и продуктов Mercedes-Benz Truck Powertrain начало сотрудничества немецкого автогиганта с ОАО «МАЗ» началось в 1998 году. В 2000-м был выпущен первый прототип автомобиля МАЗ с двигателем Mercedes-Benz OM441LA стандарта Евро 2. В 2001 году изготовлено первых 100 серийных автобусов МАЗ-103 с моторами Мерседес. К 2006 году на Минский автозавод поставлено уже более 2 тыс. двигателей, а к 2012 году – 10 тыс. двигателей Mercedes-Benz. В 2016 году началось сотрудничество по агрегатам стандарта Евро 6.
Рассказывает Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике ОАО «МАЗ» Этапным в сотрудничестве стала поставка в 2005 – 2006 гг. двигателей OM501LA. Они стали доступны сразу в трех экологических стандартах: Евро 3, Евро 4 и Евро 5. Унифицированные по конструкции эти моторы отличались лишь системами выхлопа. Эти агрегаты завоевали большую популярность на автомобилях МАЗ: на седельных тягачах, самосвалах и различных спецшасси.
Следующим важным этапом стал союз Daimler и ZF. В итоге появились грузовики МАЗ-5340/6112 с двигателем OM906-й серии стандарта Евро 4 мощностью 299 л. с. и коробкой передач ZF.
Внедрение двигателей Mercedes-Benz на ОАО «МАЗ»
1998 – ОМ906LA (Евро 2)
2006 – OM501LA (Евро 4)
2009 – Series 92x/500 (Евро 5)
2017 – OM936, OM471 (Евро 6)
Новые двигатели экологического стандарта Евро 6 имеют ряд важных преимуществ. Экономия топлива достигает 3,5%, сервисный интервал увеличен на 20%, а максимальный крутящий момент возрос на 8%. Проведенные сравнительные испытания грузовых автомобилей Mercedes-Benz Евро 6 с конкурентами в ходе тестов Fuel Duel показали реальную экономию топлива в районе 10%.
До конца 2017 года Daimler снимет с производства двигатель ОМ501, а потому ожидается полный переход на агрегат 457-го семейства, который уже используется на КАМАЗе.
Среди перспектив сотрудничества – внедрение не только двигателей семейства ОМ470/471. Планируется установка моторов ОМ936 (Евро 6) на шасси МАЗ-5340М4. Под заказ возможна поставка шасси МАЗ-505015 – с двигателем, раздаточной коробкой, КП и мостами от партнеров Daimler и ZF.
Модельный ряд грузовиков МАЗ дополнят сразу две новации – автотизированная коробка передач и гипоидный мост. Большие надежды возлагаются на автомобиль МАЗ-5440Е9, с двигателем ОМ501 и роботизированной коробкой передач Mercedes-Benz PowerShift. В 2017 году ожидается появление серийного гипоидного моста, производство которого МАЗ освоит на своих мощностях.
Представитель компании «Металлург Транс»
Автопарк нашего предприятия насчитывает 260 ед. техники, из которой 83% – марки МАЗ. На международных автоперевозках задействованы 119 автомобилей, 86 из которых тягачи МАЗ модели 5440 Евро 5 с полуприцепами МАЗ-975030. Даже после пробега в 700 – 800 тыс. км. нареканий практически нет. Средний расход топлива автопоезда в составе МАЗ-5440Е9 составляет 32,9 л на 100 км.
Из пожеланий хочется отметить, что аккредитация сервисных станций МАЗ на гарантийное обслуживание двигателей Mercedes-Benz проходит медленными темпами. Сейчас межсервисный интервал машин МАЗ с двигателями Mercedes-Benz составляет 45 тыс. км. Хотелось бы, увеличить его хотя бы до 60, а то и до 90 тыс. км. Например, на КАМАЗе он составляет 80 тыс. км. В любой случает агрегатами Mercedes-Benz довольны и планируем в 2018 году закупить еще 20 МАЗ с такими двигателями стандарта Евро 5.
Редакция благодарит официального дилера ОАО «МАЗ» в Украине – компанию АВТЕК за помощь в организации поездки на конференцию в Минск. Более подробную информацию о продукции Минского автозавода можно узнать на сайте АВТЕК