X

Shell: Сезонное или всесезонное?

Чтобы сделать правильный выбор между сезонными и всесезонными моторными маслами, необходимо понимать преимущества и недостатки каждого из вариантов. Свои рекомендации читателям нашего журнала дают специалисты компании «Шелл».

Чтобы сделать правильный выбор между сезонными и всесезонными моторными маслами, необходимо понимать преимущества и недостатки каждого из вариантов. Свои рекомендации читателям нашего журнала дают специалисты компании «Шелл».

Чтобы сделать правильный выбор между сезонными и всесезонными моторными маслами, необходимо понимать преимущества и недостатки каждого из вариантов. Свои рекомендации читателям нашего журнала дают специалисты компании «Шелл».

Вязкость бывает разной

Моторное масло должно быть достаточно жидким, чтобы свободно циркулировать, но при этом достаточно густым, чтобы «задерживаться» на деталях двигателя. Баланс между этими состояниями определяется вязкостью масла. Большая вязкость обеспечивает более толстую масляную пленку и надежное смазывание, но растут и потери мощности двигателя на преодоление жидкостного трения. Добавим, что вязкость – величина переменная: когда двигатель холодный, масло сгущается, когда горячий – становится жиже. Вязкость – один из базовых критериев подбора масла. Здесь учитывается множество факторов: особенности конструкции, степень износа и режим работы двигателя, а также температура окружающей среды. Каждый автопроизводитель рекомендует свой температурный диапазон применения одного и того же масла. Однако существует единая система классификации моторных масел по вязкости, которая показывает диапазон температур. Речь идет о спецификации SAE J300. Она применяется при маркировке готовых продуктов и содержит две условные линейки. Первая – это зимний ряд вязкости: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (буква W обозначает winter – зимнее). Вторая – летний ряд вязкости: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Погодный фактор

Зимнее масло не очень вязкое, что облегчает холодный пуск двигателя, но не обеспечивает его смазывание летом, когда температура масла в моторе превышает 100°С. Летнее масло – более вязкое, что обеспечивает хорошее смазывание при высокой температуре, но оно слишком густое в холодное время года, в результате чего пуск двигателя затрудняется. Так что использование сезонных масел оправданно в двух случаях. Во-первых, когда автомобиль используется в относительно стабильном климатическом поясе: то есть там, где либо всегда жарко, либо всегда холодно (южные страны, государства Крайнего Севера). Во-вторых, при условии замены масла дважды в год, что само по себе накладно. В любом другом случае изменение температуры приводит к снижению эффективности смазочных материалов. Выходом может стать использование так называемых всесезонных моторных масел. В ассортименте продуктов компании «Шелл» представлено немало линеек всесезонных масел, например, Shell Rimula.

Для любых условий

Каждое всесезонное масло имеет двойное обозначение, так как отвечает требованиям и одного из зимних, и одного из летних масел. Так, в названии SAE 10W-30 индекс 10W показывает зимнюю степень вязкости, а индекс 40 – летнюю.

Более низкий показатель зимней вязкости гарантирует лучшие пусковые свойства при низкой температуре. Иногда используют так называемое «правило 35». Из 35 вычитают число, стоящее первым в обозначении вязкости, и получают максимальную отрицательную температуру, при которой безопасно применение конкретного масла. Так, масло с SAE 10W-30 будет эффективным при морозе до –25°С (35 – 10 = 25). А если речь идет не о минеральном, а о синтетическом масле, то можно еще прибавить порядка 5 градусов, то есть получим 30°С.
«Летний» индекс всесезонных масел указывает на пределы его вязкости. Чем он больше, тем лучше масло работает при нагревании.

В условиях нестабильного украинского климата, где после резкого потепления может ударить морозец, использование всесезонных масел является оптимальным выбором. Особенно если речь идет о высококачественных смазочных материалах – таких как Shell Rimula.

Григорий Галкин
Фото Shell и Volvo Trucks