Львовские автобусы
Сейчас трудно кого-то удивить автобусами марки ЛАЗ – они давно и хорошо всем знакомы. Но лишь немногие знают, что же осталось за кадром – ведь во Львове на протяжении ряда лет выпускались очень интересные прототипы. |
– ЛАЗ-695 – был создан в 1956 году. Он отличался современным дизайном, застекленными
скатами крыши, а самое главное – революционным кузовом. Роль рамы выполняло
основание, сваренное из прямоугольных профилей, к которому жестко крепились
боковины. Каркас был облицован дюралевым листом при помощи электросварки.
Таким образом, получилась относительно легкая и прочная конструкция, не имевшая
аналогов в тогдашнем СССР – до того все автобусы строили только на шасси грузовых
автомобилей.
Близнецы братья
Первые успехи молодой команды под руководством тогда уже опытного и зараженного «автобусной болезнью» Виктора Васильевича Осепчугова
подстегнули к работе над новыми, перспективными моделями. А парням, конечно
же, хотелось чего-то красивого, легкого, романтичного. Именно таким и стал
междугородный автобус под названием «Украина» – родоначальник целой серии
уникальных машин.
Первенцами в 1961 году стали братья-близнецы: «Украина-1»
(хорошо знаком людям старшего поколения по фильму «Королева бензоколонки»)
и «Украина-2». Автобусы с габаритами Д/Ш/В:10000х2500х2720 мм и колесной базой
в 4700 мм привлекали необычным дизайном передка и кормы, красивыми хромированными
молдингами на боках и большой площадью остекления. Так как машины предназначались
для дальних туристических поездок, то салон «Украины-1» на 36 персон оснастили
удобными креслами самолетного типа. А «Украина-2», салон которой вмещал 28
человек, могла похвастаться еще и буфетом, гардеробом и местом для стюардессы.
Все это было по тем временам большой роскошью.
Однако главные отличия от серийных «Туристов» ЛАЗ-697,
созданных на базе ЛАЗ-695, скрывались внутри. Для улучшения комфорта пассажиров
применили пневмоподвеску с амортизаторами двухстороннего действия. В рулевом
управлении появился гидроусилитель. Тормозная система получила пневмогидравлический
привод. В качестве двигателя использовали недавно разработанную карбюраторную
«восьмерку» ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с., сблокированную с 5-ступенчатой синхронизированной
механической КП.
Во многом благодаря этим моделям в 1964–1965 годах во Львове было организовано
Главное союзное конструкторское бюро по автобусам (ГСКБ), куда и передали
весь штат создателей ЛАЗ-695.
Время триумфа
Идеи сверхкомфортабельного лайнера для дальних линий нашли продолжение в
модели «Украина-67», которая, как понятно из названия, появилась в 1967 г.
(фото в заголовке). И снова первым и безоговорочным козырем стал дизайн. В
облике нового автобуса чувствовалось свежее веяние аэродизайна, пришедшего
из-за океана. И глубоко посаженные фары, и лихо обрезанная корма буквально
кричали о сходстве с реактивными самолетами. Остекление скатов крыши, мода
на которые уже уходила, было минимизировано. Автобус немного вырос: его габариты
составляли 10800х2500х3000 мм при базе 5535 мм. Салон с еще более комфортабельными
сиденьями, гардеробом и умывальником вмещал уже 37 человек. Что касается технической
части, то мощность двигателя поднялась до 180 л. с., а все остальное подвергли
ревизии и модернизировали. Максимальная скорость достигала 96 км/час.
Такого красавца грех было не показать всей Европе. Так и сделали, приняв
участие в автобусном ралли «Европа – Лазурный берег» и посетив
18-ю Международную неделю автобусов в Ницце. Там «Украина-67» завоевала
4 награды: Приз президента Франции, серебряную медаль кузовостроителей и
два кубка. Интересная подробность: по снижению уровня шума в салоне наш
автобус опередил Mercedes. Причина оказалась проста: немецкая машина имела
экономичный, но более шумный по своей природе дизельный мотор, в то время
как «Украина-67» оснащалась бензиновым двигателем.
В ту поездку автобус повел молодой, но достаточно опытный водитель-испытатель,
инженер Степан Борим. Карпатские умельцы вырезали из дерева большого орла
и попросили Степана подарить его лучшему водителю Европы. Коллеги подтрунивали
над ним: мол, смотри не растряси подарок по дороге. А водителю сувенир очень
понравился, и расставаться с ним ему совсем не хотелось. В общем, Большой
кубок за абсолютное первое место по мастерству вождения Степан выиграл и орла
привез назад в целости и сохранности.
Через год вновь состоялась вылазка в Европу, но уже с «Украиной-69».
Дизайн много в чем перекликался с предшественником, но был уже не столь броским.
Из новшеств – автоматически открывающаяся пассажирская дверь и запасная дверь
в заднем свесе, немного улучшенные сиденья в салоне. Триумф, конечно же, не
повторился, но и домой вернулись не с пустыми руками – завоевали призы за
участие в ралли и технические испытания, а также Кубок оргкомитета за маневренность.
Продолжение традиции
Традиция каждые два года создавать высококомфортабельные междугородные лайнеры
осталась, и в начале 70-х появились машины «Украина-71» и
«Украина-73». К сожалению, они уже не отличались такой оригинальностью.
Внешность сильно походила на модернизированный вариант серийного «Туриста»
ЛАЗ-699Н. Внутри, конечно, все обставили по последнему слову тогдашней техники
– два телевизора, магнитофон, радиоприемник, гардероб, бар-буфет, холодильник,
кофеварка, газовая плита и туалет, к каждому мягкому креслу были подведены
индивидуальные освещение и вентиляция.
В техническом плане все было также на уровне – двигатель
ЗИЛ-375Я5 мощностью 180 л. с., сцепление с пневмоусилителем, двухконтурная
тормозная система и, конечно, традиционная пневматическая подвеска колес (передняя
– независимая). Впрочем, ничего кардинально нового уже не было.
«Украина-73», кроме всего того, чем
щеголял предшественник, была оснащена кондиционером и входившими в моду автоматическими
дверьми, которые раздвигались в стороны наружу. Но главное – несколько приподнятый
над кабиной водителя пассажирский салон: переделку выдавала небольшая ступенька
на крыше. Таким образом удалось поднять уровень пола, а значит, увеличить
объем багажников. Машина стала прообразом больших полутораэтажных автобусов.
Преемники
В дальнейшем модели с именем «Украина» больше не появлялись
ни на выставках, ни, тем более, на дорогах. Между тем, идея междугородного
автобуса-люкс осталась. В 1978 году появился преемник легендарных «Украин»
– автобус 5255 «Карпаты». Он оснащался уже дизельным двигателем – КАМАЗ, имел
независимую пневматическую подвеску, салон на 43 места и багажный отсек на
6,5 м куб.
Именно на базе этой машины в 1980 году к Олимпийским играм в Москве создали
два автобуса для сопровождения олимпийского огня. Интересно, что салон поделили
на три части. В первой были установлены сиденья и отделения для документов.
Вторая представляла собой конференц-зал на 8 персон, причем сидячие места
трансформировались в спальные. Третий отсек был бытовой –
с баром, гардеробом и умывальником. Машину оснастили по последнему слову
техники – имелись телевизор, аудио-видео, люк для фото-киносъемки и др.
Проект 5255 через десять лет вылился в хорошо знакомый серийный междугородный
автобус ЛАЗ-4207, а позже был создан комфортабельный автобус 5208. С перестройкой
и сменой владельца ЛАЗа появилось семейство «Лайнер».
Венцом эволюции стал всем известный «NeoLAZ».
Между тем, ГСКБ с обретением Украиной независимости преобразовалось в ОАО «Укравтобуспром». И уже к концу 90-х появились два лайнера
«Тур»: А171 и А174, построенные на шасси Scania K94B.
Кончилась ли на этом история львовских люксовых лайнеров? Хочется верить,
что нет. Ведь добрые традиции обычно живут долго…