Музей городского транспорта: Второе рождение
В этом году исполнилось 120 лет киевскому трамваю – первому трамваю в Восточной Европе. К этой дате в столице Украины был открыт Музей городского транспорта.
В этом году исполнилось 120 лет киевскому трамваю – первому трамваю в Восточной Европе. К этой дате в столице Украины был открыт Музей городского транспорта.
Предшественником киевского трамвая была конная железная дорога – попросту конка, которая начала работать в Киеве в 1891 году (фото справа). Однако холмистый рельеф города требовал более совершенных средств тяги. Первую пробную поездку киевский трамвай совершил 8 мая 1892 года, а с 1 июня (14-го по новому стилю) открылось регулярное пассажирское сообщение. Трамвайный маршрут длиной 1,5 км прошел по одной из самых крутых улиц города – Владимирскому спуску, соединив Царскую площадь (ныне Европейская) с нижней (ныне Почтовая). К 1913 году трамвайные маршруты в Киеве в одноколейном измерении имели длину 172,1 км.
Вслед за трамваем в Киеве в 1905 году появился фуникулер, в 1925 году открылось автобусное сообщение, а десять лет спустя по улицам пошли первые троллейбусы. В 1960 году в Киеве начало работать метро. Так что можно сказать, что трамвай стал родоначальником всего киевского механического транспорта. И нынешний юбилей – это праздник всех пассажирских перевозчиков.
Еще в 1992-м к столетию киевского трамвая в столице Украины был открыт Музей коммунального предприятия «Киевэлектротранс» (с 2001 г. – «Киевпасстранс»). Большой вклад в его создание и развитие внесла Лидия Архиповна Ливинская. Эта удивительная женщина посвятила городскому электротранспорту всю свою жизнь, прошла путь от кондуктора до начальника трамвайного депо. А с 1992 года была бессменным директором и душой музея. В 2010 года Лидия Архиповна, к сожалению, ушла из жизни, но осталось людям ее любимое детище – музей.
И вот к очередному юбилею – 120-летию трамвая «Киевпасстранс» перенес музей на территорию Дарницкого трамвайного депо. В новом просторном помещении разместились сотни уникальных фотографий, документов, макетов. В стадии реорганизации – уникальная библиотека по городскому транспорту, насчитывающая более 30 тысяч единиц хранения. А на обширной открытой площадке демонстрируются образцы техники, которые уже стали историей. Здесь можно увидеть копии конки и первого киевского трамвая, подлинные образцы городского транспорта 50–90-х гг. прошлого века. Это, в частности, троллейбусы МТБ-82Д (1947–1961 гг.). Семейство чешских Skoda, в частности 8Tr (1956 г.), румынский троллейбус DAС 217Е, а также «Киев-11» (1991 г.) и др. Есть и один «живой» автобус – ЛАЗ-697 «Турист» (1965 г.). «Киевпасстранс» намерен и далее расширять экспозицию. На новом месте музей обрел вторую жизнь.
Первый киевский автобус
Регулярное автобусное сообщение в Киеве было открыто в декабре 1925 года. Маршрут пролегал от площади III Интернационала (теперь Европейская) до улицы Пятакова (ныне Саксаганского). Использовались автобусы марок FIAT и Daimler-Mercedes. Эти автобусы эксплуатировались до середины 1930 года. На фото: автобус, изготовленный на заводе Daimler в городе Мариенфельде (Германия). Такие машины носили торговую марку Mercedes. Они выпускались на базе грузовиков серии DC и DR. Салон вмещал 20 пассажиров, мест для сидения было 15. Длина – 5120 мм, ширина – 2100, высота – 2400 мм. В Киеве работало 10 машин.