X

Mercedes-Benz: Cпираль развития марки

Экспозиция музея Mercedes-Benz в Штутгарте насчитывает более 160 автомобилей и полторы тысячи других экспонатов. Заметное место среди них занимает коммерческая техника.

Экспозиция музея Mercedes-Benz в Штутгарте насчитывает более 160 автомобилей и полторы тысячи других экспонатов. Заметное место среди них занимает коммерческая техника.

Экспозиция музея Mercedes-Benz в Штутгарте насчитывает более 160 автомобилей и полторы тысячи других экспонатов. Заметное место среди них занимает коммерческая техника.

Здание из стекла и полированного алюминия вычурной округлой формы напоминает сверху трилистник – намек на мерседесовскую трехлучевую звезду. Необычно оно и внутри. Осмотр экспозиции начинается с самой верхотуры – на 42-метровую высоту доставляет специальный лифт. Посетители переходят из зала в зал, постепенно спускаясь вниз по спиралеобразным пандусам. По замыслу архитекторов здания, это должно придавать ему сходство со структурой ДНК.

Выйдя из лифтовой кабины, попадаешь в беломраморный вестибюль, в центре которого установлено… чучело белой лошади. На табличке у ее ног – слова императора Вильгельма II: «Я верю в лошадь. Автомобиль – явление преходящее». Увы, в конце XIX века большинство людей относилось к этому чуду технического прогресса именно так. И вся последующая экспозиция, начиная с первых в мире автомобилей – трехколесной коляски Карла Бенца и четырехколесного детища Готтлиба Даймлера (1885 г.), – история опровержения этого заблуждения.

Самый старый грузовик

Эта «Моторная телега» Г. Даймлера на 1,25 т груза (1898 г.) – старейший в мире бензиновый грузовик, сохранившийся до наших дней. Двигатель – под сиденьем водителя, задняя подвеска – пружинная, для остановки служит тормозной башмак (2 цил., 1,53 л; 5,6 л. с., 12 км/ч).

Конный мотонасос

Один из первых пожарных насосов (300 л/мин) с приводом от бензинового мотора, но на конной тяге (1892 г.). Возле сиденья сопровождающего – рычаг ручного тормоза и пожарный колокол. Сбоку – заборный рукав с фильтром (2 цил., 3,04 л; 7 л. с.).

Бизнес-авто

Этот «Автомобиль для бизнеса» (Motor-Geshaftwagen) выпущен компанией Daimler Motoren в 1899 году. Служил в качестве развозной машины, в которой помещалось 500 кг груза. Интересно, что ручка для запуска двигателя пропущена сквозь радиатор с круглой решеткой (2 цил., 1,5 л; 5,6 л. с., 16 км/ч).

Автобус-пионер

Два первых в мире автобуса были построены компанией «Бенц и К°» в 1895 году. В музее представлен макет одного из них. Кузов рассчитан на 8 мест, двигатель расположен сзади. Автобусы работали на дороге Зиген – Нетфен – Дойц всего несколько недель, пока ее не размыли дожди (1 цил., 2,65 л; 5 л. с., 20 км/ч).

Лондонский денди

В течение 1904–1907 годов компания Milnes–Daimler продала для Лондона 400(!) автобусов. Шасси Даймлера дооснастили кузовами в Англии. В экспозиции – двухэтажный автобус 1907 года выпуска на 34 места (4 цил., 5,3 л; 28 л. с., 20 км/ч).

Дитя эпохи

В 1907 году К. Бенц купил завод в Гаггенау, где наладил выпуск грузовиков. Эта «трехтонка», выпущенная в 1912 году, имеет типичные черты тех лет: цепной привод на задние колеса и литые резиновые шины (4 цил., 6,5 л; 45 л. с., 25 км/ч).

Линейка

Пожарный автомобиль Даймлера (1912 г.). Это так называемая линейка: расчет размещается на двух продольных скамьях, спиной друг к другу. Насос и катушки с рукавами – в задней части (4 цил., 8,6 л, 58 л. с., 40 км/ч).

Популярный дизель

Первый в мире легкий дизельный грузовик, выпускаемый серийно, гордо носил большую трехлучевую звезду на радиаторе. Это была модель Lo 2000 (1932 г.) с полезной нагрузкой в 2 т. Машина приобрела популярность, особенно у мелких перевозчиков: по 1940 год изготовлено 12253 таких автомобиля (4 цил., 3,73 л, 55 л. с., 65 км/ч).

Почтмейстер-гигант

Громадные по тем временам автобусы О10000 производились в 1937–1941 гг. Всего их выпущено 386 единиц. В музее представлена машина 1938 г. в., которая после Второй мировой войны служила в Австрии с качестве мобильного почтового отделения (6 цил., 11,2 л, 150 л. с., 65 км/ч).

Для фирменного сервиса

Легковушки Mercedes-Benz 170V выпускались с 1937 года. После войны фургоны на их базе использовались собственными сервисными службами компании. Кузова обычно делали другие фирмы. Но данный фургон грузоподъемностью 0,5 т изготовлен в 1952 году на заводе Mercedes-Benz в г. Зиндельфильген (4 цил., 1,77 л, 45 л. с., 110 км/ч).

Доктор Mercedes

Шасси легковых «Мерседесов» охотно использовали ведущие производители санитарных машин: Binz, Lueg, Miesen и др. В экспозиции музея находится «скорая помощь» на базе Mercedes-Benz 320, которая выпускалась с 1937 по 1942 год (6 цил., 3,2 л, 78 л. с., 90 км/ч).

Консервативный «турист»

Первые послевоенные автобусы Mercedes-Benz, как этот туристический О3500 (1952 г. в.), имели еще капотную компоновку. Оформление передка было такое же, как и у грузовиков тех лет. Кузов – на 29 пассажиров, с застекленными скатами крыши и сдвижным верхом. В 1949–1955 гг. выпущено 2644 машины (6 цил., 4,6 л, 98 л. с., 95 км/ч).

Голубое чудо

Быстроходный транспортер для перевозки гоночных автомобилей Mercedes-Benz и сам развивал до 170 км/ч. За подобную скорость и необычный дизайн машину прозвали «Голубое чудо». В музее представлена его копия – единственный оригинал, увы, не сохранился (6 цил., 3,0 л; 192 л. с., 170 км/ч).

Формула успеха

В 1958 году появилось новое поколение грузовиков Mercedes-Benz с кабиной над двигателем. Среди них выделялся LP333, рассчитанный на 9,0 т, с двумя передними управляемыми мостами: колесная формула 6´2´4. Это улучшало маневренность и снижало осевую нагрузку. С 1958 по 1961 год изготовлено 1833 машины (6,0 цил., 10,8 л; 200 л. с., 90 км/ч).

Под знойным небом Аргентины

На заводе Mercedes-Benz в Буэнос-Айресе в 1966–1972 гг. изготовили 4848 автобусов для аргентинской столицы. Красочно расписанные кузова – местного производства. В музее демонстрируется автобус LO1112 на 21 место (1969 г. в.). На его тыльной стенке красуются портрет владельца – перевозчика Гектора Приете и шутливая надпись: «Спасибо, Гектор» (6 цил., 5,1 л; 120 л. с., 97 км/ч).

Связанные проводом

Специальный автомобиль для проведения испытаний других моделей был построен в 1960 году. Машина с оригинальным дизайном была начинена измерительной аппаратурой, а информация на нее поступала от датчиков идущего впереди тестируемого автомобиля… по кабелю (6 цил., 3,0 л; 160 л. с., 165 км/ч).

Киев – Штутгарт – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора