На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации?
На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации?
На украинских дорогах нередко можно увидеть красивый автобус Mercedes-Benz О 303. Некоторые элементы архитектуры его кузова свидетельствуют о почтенном возрасте модели, но общее впечатление они не портят. А какова эта машина в эксплуатации? |
Кузов и салон
Конструкция несущего кузова с нижней рамой жесткая и хорошо защищена от коррозии.
Салон производит хорошее впечатление. Расстояние от пола до потолка в 1980 мм позволяет перемещаться по проходу в полный рост даже очень высоким людям. Сиденья удобные, но проход между ними узковат. Багажное отделение имеет объем 7,86 м куб. и позволяет перевозку крупногабаритных грузов.
В задней части справа – автономный отопитель Webasto, а перед ним – маленький отсек для вещей водителя. | В корме – легкодоступные воздушный фильтр и аккумулятор. |
Рабочее место водителя комфортабельное. Панель приборов отличается функциональностью. Шкалы приборов четкие и хорошо читаются. Переключатели и рычажки рука водителя «запоминает» быстро.
Двигатель и трансмиссия
На этот автобус в 80-е годы устанавливали восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель ОМ-422А с рабочим объемом 14620 см куб., который можно обнаружить и на грузовых машинах тех же годов выпуска. При покупке подержанного автобуса необходимо обращать внимание на неприметную букву «А» в обозначении – сокращение от Aufladung, то есть «наддув». Ее отсутствие означает, что двигатель расходует больше топлива, а мощность развивает меньшую. В таком случае О 303 значительно дешевле.
Двигатель спроектирован с учетом возможного использования в странах, где условия эксплуатации значительно хуже, чем в Германии. Украина в этом отношении не самый плохой вариант, поэтому О 303 может служить долго. Ремонтники по достоинству оценивают «мокрые» гильзы цилиндров и наличие раздельных головок блока цилиндров, а эксплуатационники – небольшую степень сжатия 16,25:1 и возможность работы на дизтопливе не слишком высокого качества.
В процессе эксплуатации необходимо тщательно выдерживать предписанные интервалы замены фильтров и масел. Обычно все это делается одновременно после пробега 10 тысяч км. Фильтры относительно недорогие, и их можно купить в магазинах, где продают принадлежности и запчасти для легковых «Мерседесов». В картер двигателя и масляный фильтр заливается 16,5 л масла SAE30 летом и SAE20W-20 зимой.
Водитель на просторном рабочем месте чувствует себя комфортно. Здесь есть все необходимое, но ничего лишнего. Все смотрится солидно и несколько консервативно. | Турбодизель V8 в 330 л. с. расположен за задней осью и довольно низко. Это снижает центр тяжести, а при столкновении мотор уходит под пол салона. |
У хорошего хозяина несколько шумный ОМ-422А вполне способен достичь заветного пробега в миллион километров. Дизель очень тяговитый. Водитель может на прямой передаче разогнать О 303 от 40 км/ч до «сотни», не развивая больше 700 об/мин. Это одновременно экономит топливо и сохраняет ресурс коробки передач.
В будущем у двигателя О 303 появится еще один козырь – возможность применения биодизельного топлива без перенастроек. На автобус можно установить ярославский дизель ЯМЗ-238. Недаром встречаются объявления о желании приобрести только кузов.
Конечно же, О 303 – не гоночный болид. Однако при покупке подержанного автобуса следует проверить его динамические характеристики. С места первый километр машина должна проходить за 50 – 52 секунды. А на максимальной скорости исправный автобус предолевает один километр примерно за 30 секунд.
О 303 поставлялся с 6-ступенчатой механической коробкой передач фирмы ZF. Шестая передача прямая, ускоряющей нет. На трассе коробку приходится переключать редко, поэтому она служит очень долго. В нее заливается 13 л масла. На моделях, выпущенных после 1981 года, начали устанавливать электронно-пневматическую систему переключения передач Electronic Power Shift System (EPS).
Однодисковое сцепление GF380 сухого типа фирмы Fichtel&Sachs при нормальных условиях эксплуатации служит очень долго. Задний мост с гипоидной передачей разработки концерна «Даймлер-Бенц» не требует ничего, кроме регулярной замены масла в объеме 11 л. В 1981 году на О 303 начали устанавливать систему, исключающую занос при резком наборе скорости (Acceleration Skid Control).
Модель О 303 изготавливалась даже в России –на Голицынском автобусном заводе. Но недолго. | О 302 Otomarsan – предшественник популярного «триста третьего», собранный в Турции. |
Cобранный в Турции О 303 отличается от немецкого невыгнутыми боковыми окнами. | Наследник легендарного «триста третьего» – О 304 Europa, выпущенный на заводе в Турции. |
Ходовая и механизмы управления
Подвеска автобуса О 303 – зависимая, пневматическая. Она обеспечивает хорошие ходовые качества и управляемость и на неровной дороге, и на поворотах. В то же время при эксплуатации автобуса на плохих дорогах состояние пневморессор необходимо регулярно контролировать.
Двухконтурная пневматическая тормозная система служит долго и безотказно. Имеется моторный тормоз, применяющийся на затяжных спусках. Важно, что тормоза барабанного типа хорошо защищены от попадания в механизмы дорожной грязи и снежной пыли. Антиблокировочная система ABS появилась на этих автобусах после модернизации 1981 года.
Управляемость О 303 хорошая, хотя это все же не легковой автомобиль. Передняя подвеска допускает поворот колес на 52 градуса вправо и влево, что облегчает маневрирование. Усилия на руле небольшие, так как система управления типа LS5F, разработанная специалистами «Даймлер-Бенц», включает в себя гидроусилитель. В нее заливается 9,0 л специального масла.
Этот О 303 пришел из Бундесвера, пример тому – фаркоп и окрас. | Пневматическая подвеска обоих мостов обеспечивает автобусу хорошую плавность хода. Однако резиновые «подушки» не защищены от камней из-под колес и требуют постоянного внимания. Спереди их две, сзади (рис.) – четыре. |
Покупка подержанного автобуса
При осмотре кандидата на покупку необходимо в первую очередь проверить состояние резиновых деталей пневморессор подвески, не защищенных от вылетающих из-под колес камней. Именно эти «подушки» являются самым уязвимым местом в конструкции О 303. На втором месте – наконечники рулевых тяг, которые быстро вырабатываются. Отказы электрической системы бывают редко.
О 303 очень хорошо защищен от коррозии. Вместе с тем его кузов несущей конструкции, особенно при небрежной езде по ухабам, подвергается повышенным нагрузкам, в результате чего в местах сварки лакокрасочное покрытие может отслаиваться. Сборка О 303 вплоть до 1992 года производилась в Германии, и ее качество очень высокое. После покупки все же следует проверить затяжку резьбовых соединений и дополнительно защитить их от коррозии. Стоимость О 303 напрямую зависит от пробега по украинским дорогам и составляет от 125 до 550 тыс. грн.Цена фильтров относительно невысокая. Наиболее хлопотным делом может оказаться замена панорамного лобового стекла. Дешевым оно не бывает, а при доставке занимает много места, за что также придется немало платить. Прогоревший глушитель лучше отремонтировать своими силами, ибо его стоимость в Германии непомерно высока.
Необходимо учесть, что некоторые О 303 уже попали на украинские разборки и служат источником запчастей. Такие же разборки есть в Польше, Словакии, России.
При заказе запчастей необходимо указывать идентификационный код шасси или двигателя, так как все данные введены в компьютер для конкретного типа автобуса. Без такой привязки продавцы обычно не имеют возможности давать точные справки по стоимости запасных частей или агрегатов.
|
MercedesBenz O 303 15 RHS |
|
Приблизительная стоимость новых запчастей и агрегатов, грн. |
|