X

ГАЗ 66: Армейская закалка

ГАЗ-66










В нынешнем году известному вездеходу ГАЗ-66 (4х4) исполнилось
40 лет. Эти удачные по конструкции машины начали сходить с конвейера
в июле 1964 года и оставались в производстве целых 35 лет. Многие
из них в строю и сегодня – как в армии, так и на «гражданке».

ГАЗ-66 был принципиально
новой моделью, которая пришла на смену полноприводному грузовику ГАЗ-63.
В отличие от предшественника, у этого автомобиля была компоновка с кабиной
над двигателем, он оснащался новым V-образный мотором и имел металлическую
грузовую платформу. У машины был пониженный центр тяжести и она отличалась
лучшей проходимостю. Характерной особенностью являлось наличие централизованной
системы регулирования внутреннего давления воздуха в шинах. Правда, на
некоторых образцах раннего выпуска она отсутствовала, но с 1968 года стала
обязательной.

Модификация автомобиля без лебедки обозначалась как ГАЗ-66-01, с лебедкой
– ГАЗ-66-02. В 1985 году машину модернизировали, улучшили ряд ее эксплуатационных
характеристик. Базовая версия получила индекс 66-11.

С 1993 года предлагались также дизельные версии: модель ГАЗ-66-41 оснащалась
4-цилиндровым дизелем ГАЗ-544 (75 л. с.). Ее внешним отличием являются
двускатные «гражданские» задние колеса. А на автомобиль ГАЗ-66-42 устанавливали
турбированную версию дизеля мощностью 116 л. с.

«66-й» экспортировали в страны Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего
Востока и Латинской Америки. Всего с июля 1964 по июль 1999 года было
выпущено 965941 ГАЗ-66, более 70% из которых поступило на специализированные
заводы для дальнейшей комплектации кузовами-фургонами и различным оборудованием.

Кабина

ГАЗ-66 имеет бескапотную компоновку и двухместную кабину. Водителя и
пассажира отделяет друг от друга широкий капот, через который открывается
доступ к двигателю.

Кабина по-военному аскетична, здесь нет ни пластика, ни велюра, вокруг
один металл, лишь местами прикрытый панелями из ДВП, да еще чехол капота.
Возле водителя и пассажира находятся крепления для автомата Калашникова,
а на капоте – для прибора ночного виденья. Угол наклона спинки сидений
регулируется, а для изменения их положения в горизонтальной плоскости
придется вооружиться гаечным ключом.

Зимой в кабине достаточно тепло, но заслуга в этом не столько отопителя,
сколько нагревающегося от мотора капота. Некоторые водители на зиму вообще
снимают капотный чехол, тогда не страшны даже сильные морозы.

Указатели давления и температуры масла, уровня топлива и зарядки АКБ
выдает необходимую информацию о состоянии двигателя. Немного правее щитка
приборов расположен манометр системы регулирования давления в шинах.

Лакокрасочное покрытие кабины очень долговечное – на наших дорогах порой
встречаются и 25-летние автомобили, на которых отлично сохранилась «родная»
краска.

Двигатель и трансмиссия

Большинство автомобилей оборудованы V-образными 8-цилиндровыми бензиновыми
двигателями ЗМЗ-66-01, которые отличаются большим «аппетитом». Впрочем,
его можно несколько поубавить, заливая в двигатель качественное масло.
Это относится и к трансмиссии: залив вместо масла ТАП-15 в картер КПП,
раздаточной коробки, переднего и заднего мостов ТАД-17, расход топлива
удается снизить до 5 л на 100 км пути.

Исправный двигатель легко запускается в любые морозы, но требует довольно
длительного прогрева. По этой причине использование утеплителя, устанавливаемого
на облицовку радиатора, является обязательным. Это позволит не только
сократить время прогревания и сэкономить топливо, но и существенно повысит
температуру в кабине.

ГАЗ-66 оснащен 4-ступенчатой КПП, «раздаткой» с понижающей передачей
и самоблокирующимися дифференциалами кулачкового типа.

Рулевое управление и ходовая

ГАЗ-66 оборудован гидроусилителем руля, что позволяет без особых усилий
поворачивать его внушительных размеров колеса.

Благодаря широким покрышкам даже довольно большие ямы на дорогах остаются
незамеченными. Способствуют тому и гидравлические амортизаторы, установленные
на обеих осях автомобиля.

В целом рулевое очень надежно, но требует постоянного ухода. Рулевые
тяги следует смазывать каждые 2 тыс. км, а при езде по неасфальтированным
дорогам периодичность обслуживания сокращается до 1,2 тыс. км.

У автомобилей разных лет выпуска тормозная система различная. На более
ранних экземплярах главный тормозной цилиндр позаимствован от «21-й» «Волги»,
у него только один контур и вакуумный усилитель тормозов. При повреждении
гидропривода или манжет тормозных цилиндров автомобиля тормоза отказывают.
С 1985 года этот недостаток «66-х» был устранен, привод тормозов стал
двухконтурным, а в каждой магистрали появился свой «вакуумник».

Из-за своего внедорожного рисунка покрышки не только имеют небольшой
ресурс, но и являются причиной сильного шума при езде по твердому покрытию,
который зачастую заглушает даже двигатель.

Электрооборудование особых проблем не доставляет. Автомобиль оборудован
мощным 85-амперным генератором, что позволяет без неприятных последствий
использовать большое количество дополнительных потребителей.

ГАЗ-66 – машина надежная, но для того чтобы она служила долго и не подвела
в трудную минуту, требуется частое и трудоемкое обслуживание. На ней имеется
45 точек смазки, а на автомобиле, оборудованном лебедкой, – 55. К этому
еще нужно прибавить множество всевозможных регулировочных работ.

Несмотря на «прожорливость» двигателя, трудоемкость обслуживания и отсутствие
достаточного комфорта в кабине, ГАЗ-66 все равно имеет своих почитателей.
И обусловлено это прежде всего его великолепной проходимостью.

 Мнение  

Владимир Стельмашенко
На ГАЗ-66 работает 10 лет

До приобретения автомобиля ГАЗ-66 я 20 лет проработал
на ГАЗ-53. По сравнению с ним «66-й» гораздо надежнее
и выносливее.

Очень выручает система подкачки шин. Так, после серьезного
прокола сразу двух колес мне однажды удалось без последствий
доехать до места назначения, при этом давление в шинах
поддерживалось в пределах нормы.

На этом автомобиле невозможно застрять. Хотя один раз
мне это удалось – кстати, вызванный на помощь колесный
трактор «сел» рядом, пришлось ждать гусеничный.

Досаждает только качество современных запчастей. Как-то
в одном из киевских специализированных магазинов я купил
ремкомплект помпы, так вот после пробега всего 800 км
в ней лопнул вал и при этом сильно повредил радиатор.
После разборки выяснилось, что злополучный вал не был
закален. Плохое качество и приводных ремней, глушителя
и реле поворотов – больше года эти комплектующие не
«выхаживают». Поэтому эти запчасти стараюсь покупать
еще из «советских» запасов.

Небольшой ресурс и у покрышек: как правило, 20 – 25
тысяч км для них предел.

 Мнение  

Валентин Дорошенко
На ГАЗ-66 работает 3 года

Автомобиль подкупает великолепной проходимостью и выносливостью.
Очень нравится высокая посадка – крыши проезжающих мимо
легковушки оказываются где-то на уровне нижней кромки
двери.

С отсутствием достаточного комфорта можно бороться.
Я установил сиденья от иномарки и «обул» покрышки от
БТР, так что при езде по асфальту можно спокойно снижать
давление до 1,8 атмосферы. После такой модернизации
машину просто не узнать, намного улучшилась и без того
хорошая плавность хода. Обязательно нужно сделать шумоизоляцию
кабины, ведь при езде по трассе на скорости 80 – 90
км/ч из-за шума покрышек разговаривать практически невозможно.

Можно сказать, что ГАЗ-66 – автомобиль с двумя характерами.
Если передний мост отключен, можно застрять на небольшом
участке дороги с песком или грязью даже там, где проезжает
обычная легковушка, а на гололеде положение лишь усугубляется.
Но как только передний мост включен, ситуация абсолютно
противоположная.

Благодаря низкому центру тяжести ГАЗ-66 может двигаться
с боковым уклоном под довольно большим углом и проходить
повороты на высоких скоростях, на которых другие грузовики
могут просто перевернуться.

 Мнение  

Борис Петров
Работает механиком по ГАЗ-66 26 лет

Вавтопарке нашей компании есть автомобили ГАЗ-66 и
ЗиЛ-131. Так вот, как показывает практика, туда, куда
не заедет ЗиЛ, заберется «66-й». Именно поэтому на самые
тяжелые участки (а компания занимается бурением скважин)
мы отправляем именно эту машину.

Автомобили постоянно эксплуатируются с полной нагрузкой,
а зачастую и с значительным перегрузом, ведь кроме массы
самой буровой установки, к ней добавляется еще и значительное
количество дополнительного оборудования.

Еще одно достоинство этих автомобилей в высокой надежности:
ломаются они гораздо реже, чем «гражданские» собратья.

Из недостатков могу отметить малую грузоподъемность
и отсутствие достаточного комфорта в кабине. Особенно
это ощущается во время дальних поездок. Высокое потребление
бензина также можно отнести к минусам автомобиля. Правда,
глядя на расход топлива того же «131-го», ГАЗ-66 уже
не кажется таким «прожорливым».

ГАЗ-66-01ГАЗ-66-40
Общие данные
Типбортовой грузовик
Габариты, Д/Ш/В, мм 5805/2322/2440
Колесная база, мм 3300
Дорожный просвет, мм 315
Грузоподъемность, кг 2000
Полная масса, кг5840 (6010)*6050 (6220)*
Полная масса автопоезда, кг78008050
Размеры груз. платф., Д/Ш/В, мм 3313/2050/510890
Погрузочная высота, мм 1110
Радиус поворота, м 9,5
Объем баков (обоих), л 210
Двигатель
МаркаЗМЗ-66015441.10
Типбензин.турбодизельн.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/2R4
Рабочий объем, см куб.42504750
Мощность, л. с./об/мин115/3200116/2400
Макс. кр. момент, Нм/об/мин290/2250390/1500
Трансмиссия
КПП, типмех. 4-ст.мех. 4-ст.
Ходовая часть  
Тормоза передн./задн.бараб./бараб.
Подвеска передн./задн.  завис. рессорн./завис. рессорн.
Шины12,00-18
Эксплуатационные показатели  
Макс. скорость, км/ч95]85
Расход, л/100 км (при 60 км/ч)2417
Цена б/у автомобиля1500 – 5500 у. е.

 Цены
на новые запчасти, грн.
Передн./задн. торм. колодки200 (комплект)
Масляный фильтр8 – 12
Подшипник передней ступицы90
Полуось в сборе (с подшипн.)320
Амортизатор60 – 80
Сцепление, комплект250
Помпа120 – 150
Радиатор930
Глушитель45 – 60
Генератор360 – 400
Стартер320 – 380
Распредвал280 – 300
Шестерня ГРМ (1 шт.)от 55

Евгений Сокур
Фото Владислава Бойко