ГАЗ 66: Армейская закалка
В нынешнем году известному вездеходу ГАЗ-66 (4х4) исполнилось 40 лет. Эти удачные по конструкции машины начали сходить с конвейера в июле 1964 года и оставались в производстве целых 35 лет. Многие из них в строю и сегодня – как в армии, так и на «гражданке». |
ГАЗ-66 был принципиально
новой моделью, которая пришла на смену полноприводному грузовику ГАЗ-63.
В отличие от предшественника, у этого автомобиля была компоновка с кабиной
над двигателем, он оснащался новым V-образный мотором и имел металлическую
грузовую платформу. У машины был пониженный центр тяжести и она отличалась
лучшей проходимостю. Характерной особенностью являлось наличие централизованной
системы регулирования внутреннего давления воздуха в шинах. Правда, на
некоторых образцах раннего выпуска она отсутствовала, но с 1968 года стала
обязательной.
Модификация автомобиля без лебедки обозначалась как ГАЗ-66-01, с лебедкой
– ГАЗ-66-02. В 1985 году машину модернизировали, улучшили ряд ее эксплуатационных
характеристик. Базовая версия получила индекс 66-11.
С 1993 года предлагались также дизельные версии: модель ГАЗ-66-41 оснащалась
4-цилиндровым дизелем ГАЗ-544 (75 л. с.). Ее внешним отличием являются
двускатные «гражданские» задние колеса. А на автомобиль ГАЗ-66-42 устанавливали
турбированную версию дизеля мощностью 116 л. с.
«66-й» экспортировали в страны Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего
Востока и Латинской Америки. Всего с июля 1964 по июль 1999 года было
выпущено 965941 ГАЗ-66, более 70% из которых поступило на специализированные
заводы для дальнейшей комплектации кузовами-фургонами и различным оборудованием.
Кабина
ГАЗ-66 имеет бескапотную компоновку и двухместную кабину. Водителя и
пассажира отделяет друг от друга широкий капот, через который открывается
доступ к двигателю.
Кабина по-военному аскетична, здесь нет ни пластика, ни велюра, вокруг
один металл, лишь местами прикрытый панелями из ДВП, да еще чехол капота.
Возле водителя и пассажира находятся крепления для автомата Калашникова,
а на капоте – для прибора ночного виденья. Угол наклона спинки сидений
регулируется, а для изменения их положения в горизонтальной плоскости
придется вооружиться гаечным ключом.
Зимой в кабине достаточно тепло, но заслуга в этом не столько отопителя,
сколько нагревающегося от мотора капота. Некоторые водители на зиму вообще
снимают капотный чехол, тогда не страшны даже сильные морозы.
Указатели давления и температуры масла, уровня топлива и зарядки АКБ
выдает необходимую информацию о состоянии двигателя. Немного правее щитка
приборов расположен манометр системы регулирования давления в шинах.
Лакокрасочное покрытие кабины очень долговечное – на наших дорогах порой
встречаются и 25-летние автомобили, на которых отлично сохранилась «родная»
краска.
Двигатель и трансмиссия
Большинство автомобилей оборудованы V-образными 8-цилиндровыми бензиновыми
двигателями ЗМЗ-66-01, которые отличаются большим «аппетитом». Впрочем,
его можно несколько поубавить, заливая в двигатель качественное масло.
Это относится и к трансмиссии: залив вместо масла ТАП-15 в картер КПП,
раздаточной коробки, переднего и заднего мостов ТАД-17, расход топлива
удается снизить до 5 л на 100 км пути.
Исправный двигатель легко запускается в любые морозы, но требует довольно
длительного прогрева. По этой причине использование утеплителя, устанавливаемого
на облицовку радиатора, является обязательным. Это позволит не только
сократить время прогревания и сэкономить топливо, но и существенно повысит
температуру в кабине.
ГАЗ-66 оснащен 4-ступенчатой КПП, «раздаткой» с понижающей передачей
и самоблокирующимися дифференциалами кулачкового типа.
Рулевое управление и ходовая
ГАЗ-66 оборудован гидроусилителем руля, что позволяет без особых усилий
поворачивать его внушительных размеров колеса.
Благодаря широким покрышкам даже довольно большие ямы на дорогах остаются
незамеченными. Способствуют тому и гидравлические амортизаторы, установленные
на обеих осях автомобиля.
В целом рулевое очень надежно, но требует постоянного ухода. Рулевые
тяги следует смазывать каждые 2 тыс. км, а при езде по неасфальтированным
дорогам периодичность обслуживания сокращается до 1,2 тыс. км.
У автомобилей разных лет выпуска тормозная система различная. На более
ранних экземплярах главный тормозной цилиндр позаимствован от «21-й» «Волги»,
у него только один контур и вакуумный усилитель тормозов. При повреждении
гидропривода или манжет тормозных цилиндров автомобиля тормоза отказывают.
С 1985 года этот недостаток «66-х» был устранен, привод тормозов стал
двухконтурным, а в каждой магистрали появился свой «вакуумник».
Из-за своего внедорожного рисунка покрышки не только имеют небольшой
ресурс, но и являются причиной сильного шума при езде по твердому покрытию,
который зачастую заглушает даже двигатель.
Электрооборудование особых проблем не доставляет. Автомобиль оборудован
мощным 85-амперным генератором, что позволяет без неприятных последствий
использовать большое количество дополнительных потребителей.
ГАЗ-66 – машина надежная, но для того чтобы она служила долго и не подвела
в трудную минуту, требуется частое и трудоемкое обслуживание. На ней имеется
45 точек смазки, а на автомобиле, оборудованном лебедкой, – 55. К этому
еще нужно прибавить множество всевозможных регулировочных работ.
Несмотря на «прожорливость» двигателя, трудоемкость обслуживания и отсутствие
достаточного комфорта в кабине, ГАЗ-66 все равно имеет своих почитателей.
И обусловлено это прежде всего его великолепной проходимостью.
|
|
|
ГАЗ-66-01 | ГАЗ-66-40 |
|
Цены на новые запчасти, грн. |
|