В прошлом номере мы освещали презентацию автомобилей Unimog в Украине. А теперь редакции предоставилась редкая возможность испытать одну из машин в деле.
В прошлом номере мы освещали презентацию автомобилей Unimog в Украине. А теперь редакции предоставилась редкая возможность испытать одну из машин в деле.
В прошлом номере мы освещали презентацию автомобилей Unimog в Украине. А теперь редакции предоставилась редкая возможность испытать одну из машин в деле.
Для близкого знакомства нам достался Unimog одной из самых распространенных «профессий»: вакуумная подметально-уборочная машина. Вакуумная – потому что это по сути мощный пылесос на колесах: он может засасывать как мелкий мусор, так и консервные банки, куски кирпича и т. д. А для подметания служат две вращающиеся щетки: поперечная, под машиной, и боковая – справа.
Рабочее место водителя: отличная эргономика, прекрасная обзорность. | Щиток приборов информативен. На дисплее высвечиваются номера включенной и рекомендуемой системой Telligent передач. |
Кнопки на передней панели: включения пониженных рядов в трансмиссии (1), включения вала отбора мощности (2). | Так выглядит панель управления подметальными щетками. |
Поперечная и боковая щетки орошаются водой для смачивания пыли. | Панель управления гидравлическим оборудованием снабжена джойстиком. |
И заяц, и черепаха
Шасси нашего «автодворника» – Unimog модели U300, короткобазная машина капотной компоновки. Турбодизель в 150 л. с. расположен под кабиной из стеклопластика. А под коротеньким покатым капотом нет даже радиатора: для лучшей обзорности он убран назад, за кабину.
Вообще, отличная обзорность во все стороны – это первое, на что обращаешь внимание, забравшись на водительское кресло. Затем, осмотревшись в кабине, отмечаешь отличную эргономику, атермальные стекла, кондиционер… И только руль слегка разочаровал. Мы ожидали здесь увидеть систему Vario-Pilot. Она позволяет сдвигать рулевую колонку заодно с блоком педалей и приборным щитком к другому краю кабины. Таким образом, если нужно, получается машина с левым или с правым рулем. Увы, оказалось, что это лишь опция… А жаль, ведь для «подметалки», работающей вдоль бровок, такая вещь очень даже кстати.
Зато порадовала коробка передач. Под правой рукой оказался знакомый рычажок с кнопкой – селектор системы переключения Telligent. С ней мы уже не раз встречались, тестируя грузовики Mercedes-Benz Actros и Axor. Что и говорить, штука удобная. Хочешь повысить или понизить ступень – для начала достаточно короткого движения селектора вперед или назад. И тут же умная электроника, мгновенно просчитав обороты мотора и крутящий момент, высветит на дисплее номер самой оптимальной передачи. Теперь, чтобы включить ее, достаточно нажать разок на педаль сцепления.
Основных передач на «Унимоге» восемь. На верхней мы разогнали машину до 85 км/ч. Чувствовалось, что она может и больше, – но здесь неизменно срабатывал электронный ограничитель.
А вообще, Unimog – не магистральный скороход, а специальная машина – и он должен ездить не только быстро, но и медленно. На панели приборов есть две забавные кнопки: на одной нарисован заяц, а на другой – ослик. Этими кнопками можно включать понижающие ряды в трансмиссии: соответственно, так называемый рабочий и особо медленный. В итоге получается 24 передачи для движения вперед. На самой медленной из них мы, сбросив газ, двигались со скоростью черепахи – 120 метров в час! Ощущение странное – кажется, что машина вообще стоит на месте.
И еще одна особенность коробки передач на «Унимоге» – она реверсивная. Достаточно нажать кнопку слева на селекторе – и назад можно ехать почти так же быстро, как и вперед. Правда, выжать больше 60 км/ч мы просто не рискнули.
Полезная работа
Освоившись в машине, мы приступили к полезной работе – т. е. к подметанию. И, как оказалось, дело это непростое. Управлять автомобилем-дворником с надстройкой фирмы Schmidt – это вам не метлой махать. Здесь правит бал гидравлика. В кабине установлен большой пульт управления специальным оборудованием – с джойстиком и уймой кнопок. А над ним – еще один, для манипуляций со щетками. Без инструктора никак не разобраться!
Но сначала, естественно, нужно включить зажигание и задействовать главный насос. А затем начинаем оперировать разными кнопками: одна опускает в рабочее положение поперечную щетку, другая – боковую, третья – подает на них воду, чтобы работать, как говорится, без шума и пыли. И вот, наконец, мы поехали – потихоньку, аккуратно выметая углы отведенной нам территории.
Однако подмести – это еще полдела. После этого нужно избавиться от мусора в бункере. Поднимаем щетки и едем к месту выгрузки. Путь туда лежит по размякшему он талого снега грунту. Но наш полноприводный, с мощными колесами Unimog даже не почувствовал разницу – катил как по асфальту. Конечно, будь дело раньше, когда здесь лежали сугробы, то, наверное, пришлось бы включать блокировки дифференциалов: межколесного и межосевого. Но сейчас этого не потребовалось.
А разгружается наш «пылесос» по принципу самосвала. Сначала выносным пультом открываем задний борт бункера. В кабине замигала лампочка, а из бункера начала стекать жидкая грязь. А затем на пульте в кабине передвигаем джойстик вперед – и бункер поднимается.
Что и говорить, Unimog – машина серьезная, сложная, и управляться с ней совсем не так просто, как с обычным грузовиком. Это целый специальный комплекс, состоящий из двух компонентов: спецшасси и спецоборудования. И первое неотъемлемо от второго: отдельно шасси, в принципе, даже и не продается.