Арсенал спасателей
С 7 по 12 июня в Лейпциге проходила крупнейшая международная выставка техники для тушения пожаров и ликвидаций последствий катастроф – InterSchutz-2010. На ней побывал наш корреспондент.
С 7 по 12 июня в Лейпциге проходила крупнейшая международная выставка техники для тушения пожаров и ликвидаций последствий катастроф – InterSchutz-2010. На ней побывал наш корреспондент.
Уникальность этого форума в том, что он проводится лишь раз в пять лет. А о его масштабах свидетельствует нынешнее число фирм-участниц: 1350 компаний из 49 стран.
Несмотря на кризис, выставка оказалась представительнее, чем в Ганновере в 2005 году. Оно и понятно: сбывать спасательную технику становится все труднее, вот фирмы и стараются засветиться на престижном смотре. Это хороший шанс привлечь новых клиентов, выйти на новые рынки.
На InterSchutz-2010 собрался весь цвет западноевропейских производителей пожарных машин: IVECO-Magirus, Rosenbaurer, Schmidt, Ziegler и др. К ним прибавился целый ряд польских и чешских фирм. Кроме того, с «живыми» автомобилями впервые приехали американские, японские и южнокорейские компании.
Так что интересных экспонатов было хоть отбавляй: автоцистерны и автолестницы, аэродромные машины и гидроподъемники, аварийно-спасательная техника и многое другое.
Мировой рекорд «Касатки»
Начнем с известной украинской фирмы «Титал». Основанная в 1994 году, она производит пожарные автомобили, аварийно-спасательные и другие специальные машины, пожарные катера и прочую технику. Кстати, она была единственным производителем из СНГ, который привез на выставку автомобили «живьем», – российские мэтры отделались плакатами.
Стенд компании, собранный из легких, ажурных конструкций, был элегантным и функциональным одновременно. Но главное – представлены две интересные пожарные машины АЦ-40: «Касатка» – на шасси ГАЗ-3310 «Валдай» и еще одна – на шасси Hyundai HD65. Их уникальность в том, что зарубежные аналоги такого класса, то есть полной массой 6-7 тонн, могут перевозить лишь около 1000 л воды, а новинки «Титала» – вдвое больше! И еще одно: на конкурентах установлены мотопомпы, а у нас – мощный стационарный центробежный насос НЦПН-40 производительностью 3000 литров в минуту.
Рядом со стендом «Титала» красовался новейший 112-метровый гидроподъемник Bronto Skylift c надписью «Мировой рекорд». А разве не являются мировым рекордом названные выше параметры машин «Титал»?
Оба представленных пожарных автомобиля компактны и просты по устройству. Они идеально подходят для работы в небольших европейских городах, где службу несут добровольные пожарные дружины. Кузова из алюминия и цистерны для воды из полипропилена не подвержены коррозии. Добавим и привлекательную цену – примерно в полтора раза ниже западных аналогов.
Новые материалы, новые формы
Сегодня в пожарных автомобилях все шире применяется стеклопластик. Лидером мирового рынка по производству кузовов из этого материала для пожарных машин является фирма с красноречивым названием Plastisol. На экспорт уходит до 90% всей продукции компании. А на внутреннем рынке ее доля превышает 50%.
Фирма основана в 1973 году в Южной Голландии, в г. Ванрой. Поначалу она производила лишь емкости для воды и пенообразователя, а с 1985 года стала выпускать еще и кузова и кабины. Для пожарных автомобилей могут использоваться самые разные шасси. На выставке показали машину на шасси немецкой фирмы Lentner.
Сегодня особую остроту приобретает проблема ликвидации последствий наводнений, которым все чаще подвергаются разные уголки планеты. Вот почему компания IVECO-Magirus представила оригинальную пожарно-спасательную машину Duffy. Автомобиль, разработанный совместно с итальянской фирмой Marconi, имеет герметичный корпус специфической формы, обладающий высокими мореходными качествами. Движение на плаву осуществляется при помощи двух винтов. Грузоподъемность – 2000 кг. Полезная площадь палубы – 8 м кв. Машина оснащена дизелем IVECO и автоматической КП Allison. Подвеска колес – гидропневматическая.
Лесной боец
В наше время борьба с лесными пожарами приобрела особую актуальность: огонь уничтожает громадные территории. Так, в августе 2008 года в Северной Калифорнии выгорело 65 тыс. га лесов, а в феврале 2009-го на Юге Австралии – 450 тыс. га.
Не осталась в стороне от этой проблемы и корпорация Morita – крупнейший производитель пожарных автомобилей в Японии. 55% таких машин, работающих сегодня в Стране восходящего солнца, – именно этой марки.
В Лейпциге Morita представила концептуальный лесной пожарный автомобиль. Как и положено концепту, он отличается новаторским дизайном. Но гораздо важнее, что в этой машине особое внимание уделено повышению эффективности борьбы с огнем.
В условиях леса экипаж остро нуждается в информации о расположении очагов пожара, движении огненного фронта, характере местности, наличии водных источников, направлении ветра и т. д. Поэтому концепт оснащен совершенной аппаратурой, позволяющей поддерживать двустороннюю связь с оперативными наземными группами и наблюдателями на вертолетах, а также с центральным штабом.
В лесу далеко не всегда можно найти источники воды, а возимый ее запас обычно ограничен. В связи с этим концепт оборудован новаторской высокоэффективной системой воздушно-пенного тушения СAFS (Compressed Air Foаm System). Она смонтирована в задней части. Там же находится и водяной бак из полипропилена. В кузове справа и слева располагаются контейнеры с оборудованием, которые выдвигаются при помощи гидропривода. Еще одна примечательная особенность: по бокам кабины имеются пульты управления стволами, что позволяет гасить огонь во время движения автомобиля.
Morita представила также пожарную автолестницу Super Gyro серии MLL. Она отличается малым весом и новейшей системой управления, значительно облегчающей использование. В частности, имеется функция памяти, позволяющая повторять одну и ту же операцию: например, выдвижение лестницы на определенную высоту или перемещение люльки по горизонтали или вертикали.
По аэродрому…
Среди разнообразных по назначению пожарных машин особое место занимают аэродромные автомобили. В них применяются самые передовые технические решения. Машины обладают высокими динамическими качествами и проходимостью, несут большие объемы воды и пенообразователя.
На InterSchutz-2010 состоялась мировая премьера аэродромного пожарного автомобиля М.А.С. СТО12. Он создан шведской компанией Kronenburg B.V. – старейшим производителем пожарной техники, основанным еще в 1823 году. Облик машины подчеркнуто функционален. Просторная кабина имеет простую прямоугольную форму, все стекла расположены вертикально. Нужно сказать, что в последнее время многие производители аэродромных машин придают кабинам ярко выраженную аэродинамическую форму с сильно наклоненным ветровым стеклом. Выглядит это эффектно, но при работе со стволами много водяных брызг попадает на стекло, ухудшая видимость. А палящее солнце слепит водителя.
Кабина и кузов автомобиля от Kronenburg изготовлены из армированного стеклопластика. Объемы баков для воды и пенообразователя могут варьироваться по желанию заказчика. Силовая установка – турбодизель Caterpillar.
Аэродромную модель привезла и компания ISS Piotr Wawrzaszek (Петр Ваврашек) – ведущий производитель пожарных автомобилей в Польше. Неплохие позиции компания занимает и на рынке Западной Европы.
Показанная на выставке автоцистерна Felix выполнена на шасси Fresia (6х6). Кузов изготовлен из особого материала – GRP. Это армированный стеклопластик, в котором слои из различных компонентов скреплены путем заливки жидкой смолой. После ее затвердения образуется очень прочная структура, стойкая к коррозии и любым погодным условиям. Емкости для воды и пенообразователя тоже сделаны из подобного материала. Водяной насос Ruberg R-2-80 имеет производительность 6000л/мин.