X

Ворота в рай

Ворота Индии – самая известная достопримечательность мегаполиса Мумбаи. А за ними – неописуемо многоликий парк автомобилей. Рай для любителя автоэкзотики.

Ворота Индии – самая известная достопримечательность мегаполиса Мумбаи. А за ними – неописуемо многоликий парк автомобилей. Рай для любителя автоэкзотики.

Ворота Индии – самая известная достопримечательность мегаполиса Мумбаи. А за ними – неописуемо многоликий парк автомобилей. Рай для любителя автоэкзотики.

Индия – один из крупнейших производителей коммерческих автомобилей в мире. В докризисном 2008 году здесь изготовили 442176 грузовиков и 44101 автобус. Но уже в 2009-м выпуск грузовиков полной массой свыше 3,5 т сократился на 23,4%, а автобусов – на 4,7%. Следующий, 2010-й стал годом подъема. С апреля по октябрь включительно было изготовлено 340434 грузовика, что на 43,5% больше, чем за тот же период 2009-го. Производство автобусов за это же время увеличилось на 25% – до 46596 ед. Оживился и экспорт.

В сегменте легких грузовиков полной массой до 3,5 т пальму первенства удерживает лидер отрасли – компания Tata Motors. Здесь на ее долю приходится, по данным за апрель–октябрь 2010 года, 57,2% (95919 ед.). На втором месте – компания Mahinda & Mahindra с показателем 36,7% (61626 ед.). Значительно меньше выпущено легких грузовиков фирмы Piaggio (5941 ед.), Force (3637 ед.) и Hindustan (281 ед.).

В среднем сегменте (полной массой 3,5 – 12,0 т) опять-таки абсолютно превалировала Tata, заняв долю 56,6% (29701 ед.). Но есть нюанс: в самом популярном подсегменте (7,5 т – 12,0 т) ее заметно опередила компания Eicher – 12047 против 10230 ед.

В тяжелом сегменте (по индийской классификации – грузовики полной массой свыше 12,0 т) первое место занимает Tata – 66,2% (83319 ед.). Ближайший ее конкурент – Ashok Leyland в целом произвел значительно меньше: 27,8% (34980 ед.). Однако он лидирует в группе грузовиков свыше 16,2 т, которые Tata с апреля по октябрь 2010 года вообще не выпускала.
Производством автобусных шасси в Индии занимаются в основном те же компании, которые выпускают и грузовики: Tata, Ashok Leyland, Eicher, Mahindra & Mahindra, Swaraj Mazda и др. Кузова же изготавливает более 30 специализированных фирм.

В производстве автобусов полной массой свыше 5,0 т (индийская классификация) в целом лидирует Tata: в апреле–октябре 2010 года она выпустила 22673 ед. (48,7%). Конкуренты отстают – Ashok Leyland, Swaraj-Mazda, Eicher и др. Однако Ashok-Leyland превосходит лидера в подсегменте автобусов полной массой 12,0–16,2 т (12703 против 10987 ед.).

Особое место занимают легкие трехколесные автомобили. За апрель–октябрь 2010 года их изготовлено 432757 шт., в том числе грузовых – 46693. Среди коммерческих машин первое место занимают Piaggio, выпускаемые по итальянской лицензии (33663). Далеко позади остались другие производители – Atul (4968), Scooters India (2471) и Bajaj (1963) – лидер выпуска пассажирских трехколесников (250141).

На пикапе Bolero Maxitruck (от известного производителя внедорожников Mahindra) применена технология Micro Hybrid. Это система старт-стоп, выключающая двигатель на коротких остановках. Экономия топлива составляет до 10%.

Это не легендарный герой Второй мировой – Dodge 3/4, а очень похожий на него Nissan Q4W73 образца 1965 года, такой же грузоподъемности – 750 кг (3/4 т). В Мумбаи он работает в качестве тягача-автоэвакуатора.

Этот грузовик Tata LPT 2515 отличается вынесенной вперед стеклопластиковой (!) кабиной Sun Cabs. Ее выпускает компания Sun Fibres. При этом передняя маска кабины – стандартная, стальная, поставляемая вместе с шасси Tata.  

Трехколесные грузовички Force Minidor перевозят более тонны. Плавный ход обеспечивает независимая торсионная подвеска. Force Motors выпускает и многоместные внедорожники Trax, и развозные фургоны Traveller (видоизмененные Mercedes-Benz T2).

Острую конкуренцию среднетоннажникам Tata составляют машины Eicher. Компания 25 лет занимается лицензионным выпуском моделей Mitsubishi Canter (на фото). Недавно Eicher освоил производство собственных моделей тяжелого класса.

«Молодая» фирма AMW (Asia Motor Works) производит тяжелые грузовики c кабиной от китайских машин FAW и моторами Сummins в 180 л. с.

Автомобили коммунальных служб оснащаются двухрядными кабинами, изготовленными в спецателье. Для удобства боковые двери вынесены назад. На фото – грузовик Swaraj-Mazda T3500, выпускаемый на одноименном СП.

Седельных тягачей на индийских дорогах немного – их заменяют четырехосные грузовики Ashok Leyland. Модель Taurus 3116 (на фото) имеет полную массу 31 т и 160-сильный турбодизель серии «Н», выпускаемый по лицензии японской фирмы Hino.

Есть в Индии и винтажные автобусы – единичные машины в стиле ретро. Один из них стилизован под паровоз – с круглым капотом, напоминающим паровой котел, другой – под китайский старинный дом с характерной крышей. Третий (на фото) – 64-местный автобус в стиле 20-х гг., разработанный известным дизайн-ателье Sudha-Cars.

Индия имеет многочисленные вооруженные силы. И неудивительно, что ведущие производители грузовиков – Tata и Ashok Leyland выпускают для армии широкую гамму полноприводных машин (4х4 и 6х6) грузоподъемностью от 1,5 до 10 т. Одна из них – 2,5-тонная Tata 713 C с дизелем 130 л. с.

По 17-миллионному Мумбаи курсируют ярко-красные автобусы на шасси Tata и Ashok Leyland. У всех – алюминиевые кузова угловатой формы, но изготовлены они разными ателье: Antony (на фото), Ruby Rushi, Binwa, SAA, Сoaches и др.

Первый индийский бронеавтомобиль с несущим корпусом – Marksman был принят на вооружение в 2009 году. Он создан на базе известного джипа Mahindra и оснащен 2,5-литровым дизелем в 105 л. с. Броня бортов защищает от пуль калибра 7,62 мм даже с малой дистанции – до 10 м, а броня днища – от двух ручных гранат. Экипаж – 6 чел.

Долгие годы классический междугородный автобус в Индии выглядел именно так – длинный угловатый кузов с небольшими окошками и легко узнаваемая передняя маска, поставляемая вместе с шасси. На фото – автобусы известной марки ACGL на шасси Tata (слева) и Ashok Leyland.

Былое английское величие в Индии живо до сих пор. Пример – двухэтажные городские автобусы, очень похожие на лондонские дабл-деккеры. Они сегодня работают в центре Мумбаи, но не целый день, а лишь в часы пик. Одна такая машина – с кузовом марки Antony и шасси Ashok Leyland (на фото) – вмещает 91 пассажира.

В крупных городах широко развита сеть школьных автобусов. Среди них попадаются малютки, как этот 3,37-метровый Maruti-Suzuki на 8 человек. Отличительная черта этих транспортных средств – зарешеченные окна, дабы дети не выпали на ходу.

Этот грузовик, чем-то напоминающий в профиль льва с мощной «гривой» и вытянутым туловищем, переделан из городского автобуса с кузовом Antony. Такие машины изготавливают небольшие мастерские, например, Trimurti (на фото), и применяют в качестве ремонтных летучек в автобусных парках.


Моторикши – самый многочисленный вид пассажирского транспорта. Большинство из них выпускается двумя фирмами: местной Bajaj (на фото) и Piaggio (итальянская лицензия). Многие водители этих такси работают по найму в крупных городах и зачастую ночуют прямо в машинах. Одноцилиндровые двигатели работают на бензине, дизельном топливе, сжиженном или сжатом газе.

Многие водители украшают кабины грузовиков весьма оригинально. На бампере малотоннажника Tata SFC407 (на фото слева) установлена решетка-«кенгурятник», напоминающая купола знаменитого Храма Любви (Тадж-Махал). А хозяин другой машины – Eicher 10.59 принарядил своего «кормильца» покруче новогодней елки.

Почти у всех грузовиков над лобовым стеклом – надпись Goods Carrier (с англ. – «грузоперевозчик»). Крыши кабин часто используют как второй кузов.

Многие кабины тяжелых грузовиков, как у этого капотника Tata SE 1613, изготовлены кузовными ателье и украшены деревом, хромом и разноцветными орнаментами. Из-за жаркого климата двери облегчены и состоят из двух половинок: верхняя – сдвижная, нижняя – распашная.

После серии громких терактов, прокатившихся по Мумбаи в конце 2008 года, здесь появилась служба спасения Topsline. Около ста спецавтомобилей, построенных на шасси Tata, ежедневно дежурят на улицах. Машины расположены не дальше 1,5 км друг от друга, что позволяет добраться до места вызова в считанные минуты.

Киев – Мумбаи – Киев

Юрий Гоголев
Фото автора