X

Вместо ракеты – катер!

Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Дело было летом 1996 года в Беларуси. Одна коммерческая фирма приобрела прогулочное судно весом 88 т и длиной 40 метров, которое курсировало по реке Березина. А купили его для организации плавучего ресторана на побережье озера Нарочь. Однако водного пути между рекой и озером не существовало. Как же доставить негабаритную покупку?

После долгих поисков был подписан договор с «МЗКТ», у которого имелись мощные тягачи. И началась подготовка, длившаяся почти два месяца.

Автомобильный караван запланировали составить из восьмиосного тягача МЗКТ-79221 общей длиной около 20 метров и двенадцатиосного «трейлера». В роли последнего выступал… тоже автомобиль, причем совершенно необычный. Это было шасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24 (!) и с габаритной длиной 28 (!) метров.

Ракетовоз – «многоножка»

В 80-е годы, в разгар «холодной войны» у американцев появилась новая межконтинентальная ракета МХ со стартовой массой 88 т. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому министерство обороны заказало ракетчикам разработать аналог.

Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 «Молодец» (SS-24 Scalpel – по коду НАТО) весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками. Расчетная дальность полета «ядреного паренька» составляла более 10000 км. Изготавливать «ноги» для перевозки «молодцов» поручили специальному подразделению Минского автозавода, которое позже стало отдельным предприятием – «МЗКТ».

Каждое из 24 колес приводилось в действие своим электромотором, установленным внутри рамы.
При движении задним ходом работу водителя облегчала телекамера, установленная в корме.

Автопроект назывался «Целина-2». В соответствии с ним на супершасси должен был разместиться транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с межконтинентальной баллистической ракетой, длина которого составляла 22,6 м, диаметр — 2,4 м, а масса — 104,5 т.

Таким образом, минчане собрали в 1985 году два «автомонстра» МАЗ-7907 (24х24) грузоподъемностью по 150 т и снаряженной массой 66 т. Машина оснащалась газотурбинным танковым двигателем ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. в блоке с генератором переменного тока. Последний питал 24 синхронных электромотора воздушно-масляного охлаждения, установленных внутри рамы, по одному на каждое колесо. Максимальная скорость движения составляла 25 км/ч. Габаритная длина МАЗ-7907 – 28,1 м, ширина – 4,1 м, высота – 4,45 м. Транспортер комплектовался колесами ВИ-207 размером 1660х600-635.

Рама была хребтового типа, с горизонтальным силовым шарниром. Это в сочетании с большим ходом подвески помогало преодолевать сложный профиль грунтовых дорог, избегая вывешивания колес. В горизонтальной же плоскости эта рама оставалась жесткой. А сравнительно неплохая маневренность обеспечивалась поворотом восьми пар колес. При этом четыре первых поворачивались в одну сторону, а четыре последних – в противоположную. Был возможен и синхронный поворот всех этих колес в одну сторону: тогда машина шла «крабом», т. е. боком.

Два опытных образца успешно прошли испытания, но ракеты повозить на них не успели – «холодная война» окончилась. И эти два суперавтомобиля много лет стояли на полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.

С катером на плечах

После испытаний у супершасси МАЗ-7907 сохранился надрамник для крепления ТПК, и его трансформировали в восемь ложементов, которые по форме соответствовали профилю дна катера. Их «пятна контакта» совпадали с внутренними переборками судна – иначе произошло бы разрушение его донной обшивки.

В один из июльских дней у деревни Веселово собрались почти все участники экспедиции: «трейлер» – МАЗ-7907, автокран средней грузоподъемности МАЗ, тяжелый кран КАТО и, конечно же, речной катер. К ним из Минска выехал основной тягач МЗКТ-79221, но после 30 км пути «восьмиосник» сломался. И в сложившейся ситуации было приняло решение: «трейлеру» стать самоходным транспортером.

Рама 28-метровой машины имела в средней части шарнир и могла изгибаться в вертикальной плоскости.
Автомобиль сопровождения МЗКТ-79091 (8х8), с лебедкой и кормовой мачтой, помогал преодолевать мосты.

Такой вариант рассматривался еще раньше. Однако были сомнения относительно надежности электротрансмиссии гиганта, простоявшего много лет на приколе. Теперь же другого выхода не оставалось.

Место погрузки было предварительно подготовлено: спланирован съезд для МАЗ-7907 и сделаны специальные насыпи для автокранов. И катер благополучно стал на ложементы «трейлера». Но при этом центр тяжести судна оказался не там, где рассчитывали: корма катера прилично задралась вверх.

Оказывается, фирма-заказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов. Чтобы поправить дело, пришлось установить на корму противовес. В итоге полная масса груза возросла примерно до 100 т.

Погрузка закончилась к вечеру, и ночевать экспедиция осталась возле деревни Веселово. Тут надо сказать, что габаритная высота транспортера с судном превышала 8,5 м. Поэтому по пути следования каравана его должны были встречать бригады электриков и связистов и разъединять проводные линии, проходящие над дорогами. Вот это «разъединение» и ощутили озадаченные жители Веселово, которые с вечера до утра оставались без света, связи и работающего магазина. На нем, кстати, висело примечательное объявление: «Магазин закрыт в связи с проездом катера».

С утра каравану предстояло пересечь мост через реку Березина. Но поскольку он не был рассчитан на транспорт такого веса, автопоезд сопровождался «грузовиком поддержки» – четырехосным МЗКТ-79091 (8х8), оснащенным лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное.

Канат прикрепили к корме катера и, таким образом, часть нагрузки от судна перераспределилась на «помощника». Затем автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту.

В пути МАЗ-7907 не подвел, его электротрансмиссия работала надежно. Скорость движения составляла примерно 5-10 км/ч. Проехав большую часть дороги, водители «двенадцатиоски», немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч.

Восьмиосный тягач МЗКТ-79221 из-за поломки до места погрузки так и не доехал…
На стоянках выручала передвижная столовая-спальня на шасси МАЗ-543 (8х8).

Общая длина маршрута превысила 200 км. Поэтому пришлось останавливаться еще на три ночевки. Здесь выручал МАЗ-543 с фургоном, в котором находились кухня, столовая и места для ночлега.

Прибыв к пункту назначения, транспортер с катером и автокраны без особой подготовки заехали прямо в озеро. Тут же, в воде, двенадцатиосную машину разгрузили.

О герметизации узлов, к сожалению, не подумали… И что же случилось с подмоченной электротрансмиссией? По дороге домой начали выходить из строя некоторые ее компоненты, а к середине маршрута работающих электромоторов просто не осталось. На помощь «двенадцатиоснику» вызвали заводской тягач, который и доставил гиганта на базу. Так закончилась недельная эпопея по перевозке речного катера необычным автомобилем.

В 2006 году из двух машин МАЗ-7907, откомандированных после этой эпопеи на заводской полигон, собрали одну. Шасси сейчас хранится на территории предприятия в ожидании полной реставрации и, видимо, станет главным звеном будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей.

Владимир Чехута
Фото из архива автора