Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).
Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).
Время от времени автомобилям приходится доставлять громадные и очень тяжелые неделимые грузы. Именно к таким перевозкам нужно отнести «транспортный эпизод» с участием уникального автомобиля Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). |
После долгих поисков был подписан договор с «МЗКТ», у которого имелись мощные тягачи. И началась подготовка, длившаяся почти два месяца.
Автомобильный караван запланировали составить из восьмиосного тягача МЗКТ-79221 общей длиной около 20 метров и двенадцатиосного «трейлера». В роли последнего выступал… тоже автомобиль, причем совершенно необычный. Это было шасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24 (!) и с габаритной длиной 28 (!) метров.
Ракетовоз – «многоножка»
В 80-е годы, в разгар «холодной войны» у американцев появилась новая межконтинентальная ракета МХ со стартовой массой 88 т. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому министерство обороны заказало ракетчикам разработать аналог.
Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 «Молодец» (SS-24 Scalpel – по коду НАТО) весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками. Расчетная дальность полета «ядреного паренька» составляла более 10000 км. Изготавливать «ноги» для перевозки «молодцов» поручили специальному подразделению Минского автозавода, которое позже стало отдельным предприятием – «МЗКТ».
Каждое из 24 колес приводилось в действие своим электромотором, установленным внутри рамы. | При движении задним ходом работу водителя облегчала телекамера, установленная в корме. |
Автопроект назывался «Целина-2». В соответствии с ним на супершасси должен был разместиться транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с межконтинентальной баллистической ракетой, длина которого составляла 22,6 м, диаметр — 2,4 м, а масса — 104,5 т.
Таким образом, минчане собрали в 1985 году два «автомонстра» МАЗ-7907 (24х24) грузоподъемностью по 150 т и снаряженной массой 66 т. Машина оснащалась газотурбинным танковым двигателем ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. в блоке с генератором переменного тока. Последний питал 24 синхронных электромотора воздушно-масляного охлаждения, установленных внутри рамы, по одному на каждое колесо. Максимальная скорость движения составляла 25 км/ч. Габаритная длина МАЗ-7907 – 28,1 м, ширина – 4,1 м, высота – 4,45 м. Транспортер комплектовался колесами ВИ-207 размером 1660х600-635.
Рама была хребтового типа, с горизонтальным силовым шарниром. Это в сочетании с большим ходом подвески помогало преодолевать сложный профиль грунтовых дорог, избегая вывешивания колес. В горизонтальной же плоскости эта рама оставалась жесткой. А сравнительно неплохая маневренность обеспечивалась поворотом восьми пар колес. При этом четыре первых поворачивались в одну сторону, а четыре последних – в противоположную. Был возможен и синхронный поворот всех этих колес в одну сторону: тогда машина шла «крабом», т. е. боком.
Два опытных образца успешно прошли испытания, но ракеты повозить на них не успели – «холодная война» окончилась. И эти два суперавтомобиля много лет стояли на полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.
С катером на плечах
После испытаний у супершасси МАЗ-7907 сохранился надрамник для крепления ТПК, и его трансформировали в восемь ложементов, которые по форме соответствовали профилю дна катера. Их «пятна контакта» совпадали с внутренними переборками судна – иначе произошло бы разрушение его донной обшивки.
В один из июльских дней у деревни Веселово собрались почти все участники экспедиции: «трейлер» – МАЗ-7907, автокран средней грузоподъемности МАЗ, тяжелый кран КАТО и, конечно же, речной катер. К ним из Минска выехал основной тягач МЗКТ-79221, но после 30 км пути «восьмиосник» сломался. И в сложившейся ситуации было приняло решение: «трейлеру» стать самоходным транспортером.
Рама 28-метровой машины имела в средней части шарнир и могла изгибаться в вертикальной плоскости. | Автомобиль сопровождения МЗКТ-79091 (8х8), с лебедкой и кормовой мачтой, помогал преодолевать мосты. |
Такой вариант рассматривался еще раньше. Однако были сомнения относительно надежности электротрансмиссии гиганта, простоявшего много лет на приколе. Теперь же другого выхода не оставалось.
Место погрузки было предварительно подготовлено: спланирован съезд для МАЗ-7907 и сделаны специальные насыпи для автокранов. И катер благополучно стал на ложементы «трейлера». Но при этом центр тяжести судна оказался не там, где рассчитывали: корма катера прилично задралась вверх.
Оказывается, фирма-заказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов. Чтобы поправить дело, пришлось установить на корму противовес. В итоге полная масса груза возросла примерно до 100 т.
Погрузка закончилась к вечеру, и ночевать экспедиция осталась возле деревни Веселово. Тут надо сказать, что габаритная высота транспортера с судном превышала 8,5 м. Поэтому по пути следования каравана его должны были встречать бригады электриков и связистов и разъединять проводные линии, проходящие над дорогами. Вот это «разъединение» и ощутили озадаченные жители Веселово, которые с вечера до утра оставались без света, связи и работающего магазина. На нем, кстати, висело примечательное объявление: «Магазин закрыт в связи с проездом катера».
С утра каравану предстояло пересечь мост через реку Березина. Но поскольку он не был рассчитан на транспорт такого веса, автопоезд сопровождался «грузовиком поддержки» – четырехосным МЗКТ-79091 (8х8), оснащенным лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное.
Канат прикрепили к корме катера и, таким образом, часть нагрузки от судна перераспределилась на «помощника». Затем автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту.
В пути МАЗ-7907 не подвел, его электротрансмиссия работала надежно. Скорость движения составляла примерно 5-10 км/ч. Проехав большую часть дороги, водители «двенадцатиоски», немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч.
Восьмиосный тягач МЗКТ-79221 из-за поломки до места погрузки так и не доехал… | На стоянках выручала передвижная столовая-спальня на шасси МАЗ-543 (8х8). |
Общая длина маршрута превысила 200 км. Поэтому пришлось останавливаться еще на три ночевки. Здесь выручал МАЗ-543 с фургоном, в котором находились кухня, столовая и места для ночлега.
Прибыв к пункту назначения, транспортер с катером и автокраны без особой подготовки заехали прямо в озеро. Тут же, в воде, двенадцатиосную машину разгрузили.
О герметизации узлов, к сожалению, не подумали… И что же случилось с подмоченной электротрансмиссией? По дороге домой начали выходить из строя некоторые ее компоненты, а к середине маршрута работающих электромоторов просто не осталось. На помощь «двенадцатиоснику» вызвали заводской тягач, который и доставил гиганта на базу. Так закончилась недельная эпопея по перевозке речного катера необычным автомобилем.
В 2006 году из двух машин МАЗ-7907, откомандированных после этой эпопеи на заводской полигон, собрали одну. Шасси сейчас хранится на территории предприятия в ожидании полной реставрации и, видимо, станет главным звеном будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей.