Бразильский автопарк
Недавно нам посчастливилось посетить одно из самых красивых и веселых мест мира. Мечта великого комбинатора, столица белых штанов, диких обезьян и знаменитого карнавала… Многокилометровые пляжи, шумный прибой Атлантики и самая высокая статуя Исуса Христа… Город контрастов – Рио-де-Жанейро! |
километров было интересно не только для того, чтобы искупаться, позагорать,
полюбоваться самбой и достопримечательностями бывшей бразильской столицы,
но и чтобы узнать, на каких же грузовиках и автобусах ездят кариока (не путать
с караоке) – так себя именуют жизнерадостные обитатели Рио.
Начнем, пожалуй, со статистики. Так, в 2006 году выпуск легких грузовиков
(полной массой до 6,0 т), включая крупноузловую сборку, возрос на 3,7% по
сравнению с позапрошлогодним периодом – до 379195 автомобилей.
А вот производство тяжелых грузовиков (свыше 6,0 т), наоборот, сократилось
на 10,2% – до 106 тыс. штук. И это при том, что в 2005 году по сравнению
с 2004-м в этом сегменте наблюдался рост в 10,2%. Такое положение дел объясняется
затовариванием рынка – ведь тяжелую и более дорогую технику обновляют не
так часто, нежели развозные фургоны и пикапы. То же самое можно сказать
и об автобусах: в 2006-м выпуск их сократился на 4,5% – до 33809 единиц,
хотя в 2005-м наблюдался скачок в 23%.
Грузовики
Бразилия – крупнейший рынок Южной Америки, поэтому неудивительно, что ведущие
автопроизводители уже давно построили в этой стране филиалы по выпуску как
легковых, так и грузовых моделей.
Volkswagen удерживает пальму первенства в сегменте тяжелых грузовиков, занимая
треть здешнего рынка: в 2005-м выпуск составил 31951 ед. В этом году бразильскому
филиалу немецкой «народной марки» исполнилось пятьдесят. Сегодня он располагает
крупнейшим заводом в 150 км от Рио, где ежедневно изготавливают 145 машин.
Открывают модельный ряд автомобили Delivery на 3,0 или 5,0 тонн. Они оснащаются
3,0-литровыми дизелями местного производителя MWM (Евро 3) мощностью 137 или
143 л. с. Далее идут грузовики Worker грузоподъемностью от 4,8 до 15 т. Дизели – MWM (220 или 260 л. с.) И, наконец, флагман
марки – магистральный тягач Сonstellation.
Заслуживают внимания развозные фургончики и микроавтобусы Transporter T2
(в Европе их не делают уже два десятка лет). Они выпускаются на заводе легковых
автомобилей в Сан Бернардо-де-Кампо.
Mercedes-Benz обосновался в Бразилии еще в 1956 году, когда
начался выпуск грузовика L312, прозванного за форму капота «торпедой».
И сегодня изюминкой модельного ряда являются «капотники» L1318 – LS1634.
Они оснащаются турбодизелями в 177 – 340 л. с. и могут работать в составе
40-тонных автопоездов. Предлагаются также модели Atego и Axor. Фирма занимает
второе место по выпуску тяжелых грузовиков, хотя в 2005 году было изготовлено
23512 машин против 32154 ед. в 2004-м.
Ford – пионер в освоении бразильского авторынка. Первые машины сюда завезли
еще в 1904 году, а в 1919-м была налажена крупноузловая сборка легковушек
T и грузовичков TT. В 1957-м на новом заводе начали выпускать популярные в
штатах пикапы F-100.
Сегодня в Бразилии Ford занимает второе место по выпуску тяжелых грузовиков
и первое – по легким. В 2005 году изготовлено, соответственно, 24,9 и 120,1
тыс. машин.
Модельный ряд возглавляют легкие пикапы Ford Courier. За ними следуют грузовики
F-350 на 2100 кг и вездесущие Ford Сargo.
Scania – старейший производитель тяжелых грузовиков в Бразилии: в нынешнем
году местный филиал отмечает 50-летний юбилей. В настоящее время Scania занимает
25% местного рынка тяжелых грузовиков. В 2007 году здесь планируется изготовить
не менее 20 тыс. машин.
Интересно, что многие украинские перевозчики даже и не подозревают, что
ездят на грузовиках Scania бразильского производства, а именно – на автомобилях
в упрощенной комплектации Griffin.
Volvo Trucks развернула свою деятельность в Бразилии в 1979 году. Годом
позже началась сборка капотника N10, а затем и N12. В 1989 году появился капотник
нового поколения – NL, а десять лет спустя – его преемник NH. В 2003 году
дебютировало и бразильское семейство развозных грузовиков VM. На рынке также
предлагаются известные у нас модели FM и FH. В 2005 году компания Volvo Trucks
собрала на бразильском филиале 8330 грузовика (5-е место в сегменте).
IVECO-FIAT основала бразильский филиал десять лет назад, в 1997 году. Производственные
мощности завода возле Сан-Пауло рассчитаны на ежегодный выпуск 16 тыс. машин
Ducato, 9 тыс. Daily и 40 тыс. двигателей.
Специально для местного рынка собираются упрощенные магистральные тягачи
Cavallino (у нас – модель EuroTech). Предлагаются также тягачи Stralis и строительные
Trakker. В 2005 году IVECO изготовила 3453 тяжелых грузовика (6-е место) и
841 легких (7-е место).
А вот легких коммерческих автомобилей марки FIAT выпущено 74105 (3-е место).
Спросом пользуются популярные Ducato и пикапы Strada, «пирожки»
Fiorino и Doblo.
основала сборочное производство автомобилей Chevrolet еще
в 1925 году. В 1958 году возле Сан-Пауло открылся новый завод по производству
пикапов. В 2005 году с General Motorsконвейера сошло 89,8 тыс. автомобилей – значительно
больше, чем в 2004-м (77,2 тыс.). Это второе место в сегменте легких грузовиков.
Сегодня модельный ряд составляют два пикапа: лицензионный S10 и бразильский
Montana, (на базе малолитражки Сorsa).
Автобусы
Столько автобусных ателье, сколько их насчитывается в Бразилии, наверное,
трудно еще где-либо отыскать. Автобусы выпускаются на шасси именитых западноевропейских
производителей и собираются на тех же бразильских предприятиях, что и грузовики.
Безоговорочным лидером тут является компания Scania, контролирующая 40% рынка
автобусных шасси. Главным образом они поставляются на большие туристические
автобусы. На втором месте – концерн Volkswagen с шасси Volksbus, для городских
автобусов всех классов.
Marcopolo – крупнейшая автобусостроительная компания
не только в Бразилии, но и в мире. Она основана в 1949 году в г. Каксиал-де-Сул
и сегодня выпускает автобусы разных классов – от мини до особо больших городских
и двухэтажных туристических. Более того, поставляет комплектующие и для многочисленных
производителей легких коммерческих автомобилей. В арсенале компании – 7 заводов
на пяти континентах, в частности, в Аргентине, Южной Африке, Мексике, Португалии
и даже Китае.
Busscar – cтарейшая бразильская автобусная компания. Она основана в 1946
году шведскими потомками, двумя братьями Нельсон как фирма Nielson и поначалу
занималась производством… мебельной фурнитуры и оконных рам. Первый автобусный
кузов под маркой Nielson увидел свет уже в 1947 году. Тремя годам позже фирма
Nielson была переименована в Busscar. Cегодня модельный ряд компании включает
двухэтажные туристические машины, а также сочлененные низкопольники, троллейбусы
и даже гибридные дизель-электрические модели. Фирма работает с такими крупными
производителями автобусных шасси как Mercedes, Volkswagen, Volvo, Scania и
MAN.
Neobus – основан в 1991 году как производитель комплектующих
для автомобилей, сельхозтехники, а также мебельной фурнитуры. Первый автобус
– Mega был выпущен в 1999 году. Двумя годами позже дебютировал «миди» Thunder
«+» – самый вместительный в классе. Автобус доступен как в городском, так
и в туристическом исполнениях на шасси Mercedes, Volkswagen или местного производителя
Agrale. Сегодня компания Neobus с долей рынка в 30% занимает первое место
по производству автобусов «миди».
Сiferal – данная компания основана в 1955 году. В 2001
году перешла под «крылышко» Marcopolo. Ежегодно выпускает до 3000 городских
автобусов. Одна из новейших моделей – «горожанин» Сitmax. Машина выпускается
на шасси Mercedes OF1417 или 1721, а также Volkswagen 17-210. Из особенностей
конструкции следует отметить стеклопластиковые ступеньки и бамперы, что облегчает
их мойку и замену.
Сaio – лидер на рынке бразильских городских автобусов. Компания основана
в 1946 году. С конвейера ежедневно сходит до 40 автобусов.
В производственной программе фирмы есть не только привычные автобусы «гармошки», но и машины с двойным сочленением: головной
автобус имеет не один, а два прицепа. Так, модель TopBus длиной 26,7 м вмещает
63 сидящих и 98 стоящих пассажиров. Шасси – Volvo B10R. Эти трехзвенные
«гармошки» входят в отдельную, скоростную систему транспорта и, по сути,
подменяют метро там, где его нет. Сaio также предлагает туристические автобусы
длиной до 14 м.
Volare входит в структуру Marcopolo S. A. и специализируется на выпуске
микроавтобусов – как городских и пригородных, так школьных и для VIP-гостей.
Первые модели А6 и А8 увидели свет в 1998 году. В 2005-м дебютировали машины
с индексом V. Кстати, у этих машин впервые в сегменте рычаг коробки передач
(джойстик) вынесен на переднюю панель. Кроме того, фирма первой в Бразилии
разработала низкопольный микроавтобус с регулируемой пневмоподвеской.
Такая вот она, разноликая Бразилия, богатая на автомобильные диковинки. И
тот, кто однажды побывал в Рио, навсегда сохранит в сердце частицу его тепла
и вечного праздника.