
«Руссо-Балту» - 100 лет!
Летом нынешнего года исполнилось 100 лет со времени образования автомобильного отделения «Русско-Балтийского вагонного завода» (РБВЗ) в Риге. Это предприятие было крупнейшим производителем легковых и грузовых автомобилей в дореволюционной России.
РБВЗ являлось одним из ведущих машиностроительных комбинатов в стране. Здесь изготавливали не только железнодорожные вагоны, но и стационарные двигатели, баржи, трамваи, сельхозтехнику. И даже самые большие тогда в мире – самолеты «Илья Муромец».
В 1908 году началась подготовка производства автомобилей. Возглавил новое отделение инженер И.А. Фрязеновский. А в июне приступил к обязанностям главного инженера приглашенный из Бельгии конструктор Жульен Поттера. Был построен новый большой цех, в котором установили 142 станка. К производству подключили и уже существующие цехи: кузнечный, малярный и др.
Первые легковые автомобили марки «Русско-Балтийский» (сокращенно «Руссо-Балт») был изготовлен в мае 1909 года. А с конца 1912 года развернулось и производство грузовиков. Это были 1-тонный машины семейства D и 2-тонные семейства М. На них устанавливали двигатели от легковых автомобилей семейства С – 4,5л; 35 л.с.(позже – 40 л. с.). Скорость достигала соответственно 40 и 20 км/ч. Расход топлива на 100 км пути составлял 26 и 41 л. Эти грузовики служили базой для автомобилей других типов, в частности на шасси D изготовлялись пожарные машины, а на шасси М – автобусы.
В 1913 году в программе появились пятитонки семейства Т, с двигателем 65 л. с. (7,85 л). Они развивали до 20 км/, а на 100 км пути потребляли 56 л бензина. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, на базе этих грузовиков создали зенитную батарею из четырех самоходных 76-мм орудий. На шасси модели М и С – Ижорский завод и другие предприятия – изготовили два десятка бронеавтомобилей.
В 1915 году фронт приблизился к Риге и РБВЗ был эвакуирован. Производство автомобилей фактически прекратилось. Всего завод в 1909 – 1915 гг. 625легковых автомобилей и 66 грузовиков. Цифра по тем временам не такая и малая: многие знаменитые сегодня фирмы выпускали тогда по паре сотен легковушек в год.