Российские раритеты
Автомобильная жизнь России в последние годы стремительно набирает темпы: проводятся разнообразные выставки и фестивали, проходят ретропробеги и даже открываются частные музеи. О некоторых из них – в нашем репортаже.
Автомобильная жизнь России в последние годы стремительно набирает темпы: проводятся разнообразные выставки и фестивали, проходят ретропробеги и даже открываются частные музеи. О некоторых из них – в нашем репортаже.
В середине июля в Москве, на поле Тушинского аэродрома собрались поклонники антикварной и эксклюзивной техники, аматоры тюнинга и коллекционеры исторических артефактов –десять дней и девять ночей здесь царил 12-й по счету фестиваль «Автоэкзотика».
На Тушинском поле
Среди участников «Автоэкзотики» на этот раз можно было встретить довольно редкие экземпляры. Начнем с главного шоу-стоппера – французского автомобиля Millot (фото в заголовке). Небольшая французская фирма, основанная в 1896 году братьями Мило, известна только знатокам. Скупые строчки энциклопедии подсказали, что просуществовала эта фирма в городе Грей только до 1902 года, а общее количество выпущенных экземпляров так и осталось загадкой. Тем не менее, один из них оказался в собрании известного реставратора и коллекционера Вячеслава Лена. Машина, которую он привез из Франции, полностью отреставрирована и находится в полной «боевой готовности», т. е. на ходу. Одноцилиндровый двигатель расположен под задним сиденьем, а спереди установлена оригинальная ленточная пила. Правда, на время фестиваля ее острую ленту демонтировали. Так, на всякий случай…
Редкий у нас трехосный Dodge WC63 (1943–1945 гг.) – «старший брат» популярной в СССР двухосной машины Dodge WC51. |
Еще одна новинка от Вячеслава Лена – трехосный армейский Dodge времен Второй мировой войны. Машина, имевшая заводское обозначение Т223, серийно выпускалась в двух версиях: базовая – WC62 и оснащенная лебедкой – WC63. Буквы WC – аббревиатура от weapons carrier – «носитель вооружения»: автомобили предназначались в первую очередь для транспортировки тяжелого оружия вместе с расчетами. В кузове могло разместиться 1,5 т груза или 12 человек – на скамейках вдоль бортов. Бензиновая «шестерка» рабочим объемом 3,8 л развивала мощность 92 л. с. Максимальная скорость составляла 65 км/ч. В 1943–1945 гг. было изготовлено 43224 таких машин. Но в Советский Союз по ленд-лизу (соглашение об аренде) они почти не поставлялись. Поэтому, в отличие от распространенного у нас WC51 с колесной формулой 4х4, модель WC63 – действительно приятный сюрприз для поклонников военной техники времен второй мировой.
Собрание в Черноусово
В Тульской губернии, в маленьком селе Черноусово живет уникальный человек по имени Михаил Красинец. Бывший гонщик-испытатель и механик АЗЛК вот уже 10 лет коллекционирует советскую автомобильную технику. Когда хранить все накопленное в родной Москве стало невозможно, он продал квартиру и поселился в 300 км от первопрестольной. Благо, его поддержали в местной администрации, выделили землю и даже зарегистрировали в качестве музея.
Собрание Михаила Юрьевича вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это уникальная коллекция, а с другой – груда металлолома под открытым небом. У коллекционера грандиозные планы по восстановлению автомобилей. Единственная проблема – самостоятельно справиться с такой задачей невозможно. Для этого требуются уйма времени и денег, а также наличие мало-мальски профессиональной мастерской. Что же касается самой коллекции, то в ней есть несколько поистине уникальных машин, в том числе прототип внедорожника «Москвич-415» 1957 года или экспериментальный «Москвич С 3-5-5», изготовленный в 1972 году.
Останки уникальной машины – опытного джипа «Москвич-415» (1960 г.). Вот бы отреставрировать! |
«Москвич-415» создавался по инициативе И. А. Гладилина, который тогда был заместителем главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей МЗМА. Первый прототип, внешне сильно походивший на фронтовой Willys MB, был изготовлен в 1957 г. Годом позже появилась улучшенная версия, похожая на послевоенный Jeep CJ5. В 1960 году машина получила уже вполне самостоятельную внешность, хотя чем-то все же напоминала модель Toyota Land Cruiser тех лет. У нее было два варианта кузова: со съемным брезентовым верхом и жесткий универсал. На автомобиль устанавливались двигатель «Москвич-407» (1358 см куб., 45 л. с.), 4-ступенчатая КП и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Подвеска – зависимая, на продольных листовых рессорах.
Руководство Минавтопрома посчитало выпуск этой машины нецелесообразным, поскольку в производстве тогда уже находились другие полноприводные машины ЗМА: седан «Москвич-410Н» и универсал «Москвич-411». Заметим, что кузова у них были несущими, в то время как «Москвич- 415» имел прочную лонжеронную раму.
Музей техники Вадима Задорожного
Если герой предыдущего рассказа давно утратил ощущение реальности, то президент российской гильдии антикваров Вадим Задорожный вполне адекватен, хотя многие назвали бы его чудаком. Дело в том, что, будучи по природе своей человеком щедрым и открытым, он решил не увозить свою постоянно увеличивающуюся коллекцию автомобилей за тридевять земель, а создал первый в России частный музей техники. За последние годы его коллекция пополнилась различными типами оружия, военной техники и даже самолетами.
Многие из экспонатов этого уникального собрания чудом избежали отправки в металлолом. Музейный комплекс, помимо выставочных залов, включает в себя СТО по обслуживанию антикварных автомобилей, реставрационный центр полного цикла и даже автомобильный ресторан. Здесь можно познакомиться с правительственными лимузинами и кабриолетами, обслуживавшими первых лиц советского государства, и богатой коллекцией автомобилей, включающей такие марки как Alfa Romeo, BMW, Delahaye, Horch, Mercedes и др. Все машины великолепно отреставрированы и могут в любой момент отправиться своим ходом на очередную выставку или принять участие в ретропробеге.
Одна из изюминок музея Владимира Задорожного – оригинальный вездеход Hotchkiss W15T. В 30-е годы прошлого века французская фирма Laffly выпускала несколько моделей с колесной формулой 4х4 и 6х6. Характерная их особенность – две пары дополнительных, неведущих колес малого диаметра. Одна располагалась спереди, на месте бампера, вторая – посередине базы, под днищем. Эти устройства помогали машине преодолевать вертикальные препятствия, не задевая их рамой.
Автомобиль W15T выпускался с 1938 г. и был трехосным. Он отличался от собратьев низким силуэтом и потому использовался для разведки и буксировки небольших 47-мм противотанковых орудий. Бензиновый двигатель мощностью 52 л. с. позволял развивать скорость до 50 км/ч. Эта модель производилась по лицензии и другой французской фирмой – Hotchkiss («Гочкис»). Представленная в музее машина имеет осенне-зимнюю камуфляжную окраску.