Главная идея компании Volvo Trucks – это предоставление потребителю индивидуального комплексного транспортного решения. Поэтому она изготавливает автомобили под каждого клиента, с учетом специфики его деятельности.
Как выбранная спецификация транспортного средства может влиять на эксплуатационные затраты? В этом помог разобраться Дмитрий Майский, инженер компании «Вольво Украина».
Насколько зависит от выбранных спецификаций такой важный эксплуатационный показатель, как расход топлива?
Весьма существенно. В зависимости от этого выбора расход топлива может колебаться в пределах десяти процентов. Мы много лет трудились над повышением экономичности нашей техники и рассчитали до деталей, как именно должна изменяться спецификация грузовика в зависимости от условий эксплуатации, для поддержания высокого уровня экономичности. Особо подчеркну, что разрабатывать оптимальную спецификацию нужно именно перед заказом автомобиля. Ведь если машина уже изготовлена, то поменять в ней что-то очень трудно.
Считается, что при тождественных колесных формулах двух автомобилей на экономию топлива влияет мощность двигателя и передаточное число главной передачи.
Конечно, прежде всего следует правильно подбирать двигатель – с учетом запланированной грузоподъемности транспортного средства и условий его эксплуатации. Например, исходя из того, что удельная мощность двигателя для магистральных перевозок должна составить 10–12 л.с. на тонну, можно подсчитать, что для автопоезда полной массой 40 тонн оптимальным является агрегат мощностью 400–480 л.с.
Необходимо также учитывать условия эксплуатации, в частности рельеф местности, по которой будет проходить маршрут, и качество дорожного покрытия, а также условия движения и длительность рейса, требования к скорости движения на маршруте. Вся собранная информация анализируется, и на ее основании создаются рекомендации относительно оптимальной силовой линии. На расход топлива существенно влияет и выбор типа трансмиссии, которая может быть механической или роботизированной. У этих агрегатов одинаковый принцип переключения передач, но у роботизированной КП есть целый ряд преимуществ. В ней нет синхронизаторов, роль которых выполняет электроника, благодаря чему она на 60 кг легче. Кроме того, «робот» переключает передачи более точно, чем водитель – как раз в самый нужный момент и именно таким образом, как это необходимо, что способствует значительной экономии топлива.
Важная особенность роботизированной КП – ее программное обеспечение, которое имеет больше десятка разновидностей. И с целью оптимизации расхода топлива его подбирают в зависимости от условий эксплуатации. Ведь стандартная программа просто не знает, в каких условиях работает автомобиль, а на равнине и в горах оптимальные режимы переключения передач существенно отличаются. Замечу, что в случае изменения условий эксплуатации программу всегда можно перепрошить на CТО.
А есть какие-либо универсальные спецификации для грузовых автомобилей Volvo?
Их не существует, поскольку условия эксплуатации грузовиков разные. Наша задача – создать оптимальную спецификацию грузовика под условия работы конкретного клиента (груз, маршрут и т.д.). Правда, впоследствии они могут изменяться. С учетом этого клиент может заказать машину, которая будет использоваться в более широком диапазоне эксплуатационных условий. Однако чем больше они будут отличаться, тем большим будет перерасход горючего.
Может ли перевозчик самостоятельно подобрать необходимую спецификацию?
Это будет достаточно сложно, даже если у него уже есть опыт эксплуатации аналогичной техники. Дело в том, что в конструкцию постоянно вносятся те или иные усовершенствования, которые влияют и на расход топлива, и на эксплуатационные характеристики.
Имеются три главных фактора, определяющих выбор спецификации. Во-первых, это местность, по которой пролегает маршрут (перепад высот, температурный режим и т.д.). Во-вторых, характер и вес груза. И наконец в-третьих, это пожелания перевозчика и водителя, а также рекомендации инженера и представителей по продажам компании «Вольво Украина».
Потому оптимальный вариант – собрать максимально полную информацию, чтобы разработать спецификацию машины, больше всего соответствующую тем задачам, которые стоят перед грузовиком.
Какие еще особенности надо учитывать для уменьшения эксплуатационных затрат?
Нужно понимать разницу между принципом и условиями работы ретардера и моторного тормоза VEB+ и включать их в спецификацию, чтобы получить надлежащий уровень топливной эффективности.
Необходимо также помнить о правильном подборе шин. В частности, их высота связана с выбором главной передачи, замена которой потом обойдется недешево. Шины меньшего диаметра позволяют увеличить полезный объем полуприцепа, но при этом уменьшается дорожный просвет, что опасно в наших условиях.
Среди опций, также дающих возможность уменьшить расход топлива, следует назвать отключаемый компрессор (это, кстати, еще и увеличивает срок его службы и уменьшает шум в кабине). Стоит еще упомянуть гидроусилитель руля с переменной производительностью и систему кондиционирования с режимом рециркуляции (когда компрессор выключается). Позволяет экономить горючее и такая опция, как I-See, которая заранее знает, где нужно немного больше разогнаться, а где, наоборот, уменьшить скорость. И хотя каждая из этих опций уменьшает расход топлива на незначительную величину, суммарно они могут дать ощутимую экономию.
Таким образом, правильно подобранная спецификация автомобиля позволяет сократить не только расход топлива, но и общие эксплуатационные расходы, а также снаряженную массу машины, за счет чего несколько увеличивается его грузоподъемность. •