
Полвека вездеходу-новатору
В 1958 году начали выпускать ЗИЛ-157 (6х6) – первый в мире массовый грузовик с централизованной системой регулирования давления в шинах, которая резко повышала проходимость.
Дело в том, что в трудных дорожных условиях водитель мог, не выходя из кабины, значительно снизить давление в шинах. Они под действием массы машины как бы сплющивались. В итоге удельное давление колес на грунт уменьшалось, а запас тяги наоборот увеличивался. Кроме того, при проколе или простреле компрессор поддерживает нужное давление в шине и автомобиль может двигаться десятки километров. С тех пор эта замечательная система широко используется на вездеходах во многих странах.
Конструкция системы была отработана на опытных грузовиках ЗИС-121В и ЗИС-128 (на фото) в середине 50-х гг. Как и на первых образцах ЗИЛ-157, подвод воздуха к шинам там осуществлялся по наружным штангам трубопровода; а в дальнейшем применяли более надежный, внутренний подвод воздуха – через ступицы колес.
ЗИЛ-157 имел грузоподъемность 4 т на шоссе и 2,5 т – на грунте. Бензиновая «шестерка» (5,55 л) развивала 104 л. с. Выпускалась также модификация с лебедкой – ЗИЛ-157А.
В 1961 году появилась более совершенная модель ЗИЛ-157К – с мотором 109 л. с. и новыми узлами шасси. А в 1978 – 1989 гг. производился 115-сильный ЗИЛ-157КД с грузоподъемностью на шоссе 5 т.
ЗИЛ-157 выпускался как бортовой грузовик, седельный тягач и шасси под самую различную спецтехнику. В общей сложности за 31 год было изготовлено 797 тыс. 934 автомобиля.