X

Мальтийский заповедник

Остров Мальта сегодня хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.

Остров Мальта сегодня хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.

Остров Мальта сегодня хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.

Еще один ветеран-капотник. Кузов фирмы Zammit (1952 г.), шасси – Ford ET7. Мест – 36.

Barbara (1969 г.), шасси АЕС, мест – 45.

Один из старейших автобусов на маршрутах Мальты. Кузов фирмы Gasan (1951 г.), капот от грузовика Dodge, шасси – Ford V8. Мест – 40. (Здесь и далее указаны места только для сидения. Количество мест для стояния ограничено до 12 у всех моделей).

Кузов Barbara (1963 г.), шасси Bedford, Мест–40.

Кузов Barbara (1960 г.), шасси AEC, мест – 40.

Кузов Debono (1951 г.), шасси Bedford. Корма и передок (на фото справа) – в американском стиле.

Ретрощиток – но электронная касса.

Кузов Barbara (1945 г.), шасси Ford 6, мест – 40.

Кузов Debono (1945 г.) с современной маской. Шасси Bedford.

Если в Италии «все дороги ведут в Рим», то на Мальте все автобусные маршруты стекаются в столицу – город Валлетта. Здесь, у ворот Порто Реале, устроен крупнейший автобусный терминал: вокруг известного фонтана «Тритон» снуют одновременно до полусотни машин. Да каких!

Автобусы Мальты – явление совершенно уникальное. Поражает обилие их моделей, многообразие и оригинальность внешних форм.

Сегодня на маршрутах все еще исправно работает немало колоритнейших машин, выпущенных в 50–70-е гг. прошлого века. В большинстве своем они изготовлены местными кузовостроительными фирмами – в единичных экземплярах или малыми сериями. Компаний этих на острове набиралось с десяток: Barbara, Brincat, Debono, Casha, Zammit и др.

Шасси позаимствованы от разных моделей автобусов и грузовиков, в том числе «бэушных». Чаще всего это «англичане»: AEC, Bedford, Leyland, а также менее распространенные Albion, Dennis и др. Правда, несколько шасси собраны на самой Мальте фирмами Maltеse Docks, Balleys, Zammit и Maltese Bedford.

В 70-е годы началась «смена декораций»: на Мальту стали ввозить из Англии автобусы в полностью собранном виде, с кузовами британских фирм. Крупными партиями поступали машины Leyland Tiger, AEC Swift, Bedford Plaxton и др.

В итоге местные кузовостроители не выдержали конкуренции, и их фирмы тихо скончались. Лишь позже, уже в самом начале нынешнего века, появился новый мальтийский производитель – Scarniff. Его продукция – низкопольные автобусы большой вместимости, построенные на шасси MAN и Volvo.

  
  

Кузов Aqulina (1963 г.), шасси Leyland. Мест – 40. Решетка радиатора – «хромированный бульдозер».

Кузов Brincat (1954 г.) с модернизированной позже маской. Шасси – Bedford. Мест – 41.

Автобус с мальтийским шасси Maltese Docks. Броский кузов – фирмы Gauci (1962 г.). Мест – 40.

Кузов Gasan (1955 г.) доработан фирмой Сasha в 1970 г. Шасси – Ford.

«Крутолобый» (кузов Сasha, шасси Dodge) построен в 1956-м.

Автобус (1969 г.) с кузовом от еще одного мальтийского ателье – Tonna. Шасси – фирмы International.

Еще один автобус на американском шасси – GMC. Кузов Tonna (1948 г.) переделан в 1954-м фирмой Xeureb.

 

Новейший низкопольник на шасси Volvo c мальтийским кузовом Scarnif (2004). Мест – 45.

В это же время (2001–2004 гг.) автобусный парк Мальты стали назойливо разбавлять вездесущие «китайцы» – низкопольники King Long. В конце прошлого года на внутренних маршрутах Мальты работало 498 машин, причем 69 из них были родом из Поднебесной – то есть практически каждая седьмая.

Среди новых «пришельцев» – экзотический греческий автобус «Афина» фирмы Saracakis, а также турецкие BMC и даже польские Solaris. Так что «молодежь» наступает, но «старички-бодрячки» тоже пока держатся прекрасно.

Чистокровные англичане

Британец Marshall (1971), шасси АЕС, Мест – 46. Двигатель – сзади, спереди – фальшрешетка.

Машины Leyland Lynx («Рысь») образца 1990 г. стали поступать на Мальту с 2007 г. Мест – 45.

Редкий английский кузов – марки Willowbrook (1978). Шасси – Ford. Мест – 46.

Leyland, модель Tiger Cub («Тигренок») обр. 1966 г. Кузов фирмы East Lancs. Мест – 46.

Dennis, модель Falcon («Сокол») обр. 1985 г. Кузов – фирмы East Lancs. Мест – 43.

Не верь глазам своим!

Все маршрутные автобусы Мальты выкрашены в фирменный желтый цвет. Но крыша у них белая – дань жаркому климату «солнечного острова», как и вечно открытые или даже отсутствующие двери. На машинах красуются крупные эмблемы и логотипы известных фирм-производителей. Но, люди, будьте бдительны: это нередко самодеятельность перевозчиков, которым ничего не стоит на автобус, скажем, фирмы AEC наклеить эмблему фирмы Leyland с симпатичным изображением тигра. Как говаривал Козьма Прутков, если на клетке со слоном видишь надпись «буйвол», не верь глазам своим!

Музейные редкости

На Мальте, в городе Куавра есть неплохой музей легковых автомобилей – Malta Classic Car Collection. Среди 70-ти его экспонатов затесалась и парочка интересных мини-пикапов. Один из них – на базе малолитражки Morris Minor 1000 конца 40-х гг. А другой – модификация популярнейшего автомобиля Mini. Эта грузовая версия выпускалась довольно долго: с 1961 по 1978 год. Всего было изготовлено 58179 машин.

Еще один музей – Malta Aviation Museum, расположенный недалеко от города Моста, на территории бывшей военной авиабазы. Там в ангаре можно увидеть редкий автомобиль времен Второй мировой войны – Standard 14HP. Этот легкий фургон, созданный на базе легковушки, служил в RAF – в Королевских ВВС Великобритании. А рядом с ним красуется знаменитый джип Willys MB в версии для воздушно-десантных войск.

Киев – Валлетта – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора