
Колонка редактора
Верите ли вы, что «чертова дюжина» – число несчастливое? Во всяком случае, оно сыграло злую шутку с недавней 13-процентной надбавкой на импорт: едва родившись, та уже находится при смерти. Ибо Кабмин 18 марта отменил ее почти на все категории товаров, кроме холодильников и легковых автомобилей.
Верите ли вы, что «чертова дюжина» – число несчастливое? Во всяком случае, оно сыграло злую шутку с недавней 13-процентной надбавкой на импорт: едва родившись, та уже находится при смерти. Ибо Кабмин 18 марта отменил ее почти на все категории товаров, кроме холодильников и легковых автомобилей.
Грузовики и автобусы, слава Богу, таки подпали под правительственную амнистию. Правда, дилеры по этому поводу особо не рукоплещут: пока банки не дают кредиты, а объем перевозок катастрофически падает, положение все равно аховое. Ну кто же покупает коммерческую технику за наличку, да еще при курсе доллара, выросшем как на дрожжах?
Статистика первых двух месяцев нынешнего года воистину удручающая. Продажи коммерческих автомобилей за это время упали на 28–60%, в зависимости от сегмента. Так, объемы реализации магистральных тягачей снизились на 59%, примерно та же картина в сегментах самосвалов и автобетоносмесителей. О туристических и городских автобусах лучше вообще не говорить. Меньший спад (48%) в сегменте развозных автомобилей полной массой 3,6–8,0 т. В самом лучшем положении находятся легкие автомобили, которые имеют полную массу до 3,5 т включительно, – пикапы, «пирожки», фургоны и бортовые машины. По данным компании Auto-Consulting, в месяц на украинском рынке реализуется примерно 1800 единиц такой техники, т. е. спад составляет около 28%.
Не способствуют коммерческому успеху импортных грузовиков и оживившиеся продажи подержанных автомобилей. Среди них немало таких, которые возвращают лизинговым компаниям перевозчики, оказавшиеся в долговой яме…
Интересный нюанс: одиноким островком успеха в бушующем море кризиса выделяются продажи «Газелей». Благодаря невысокой цене этих машин их доля на рынке в течение месяца увеличилась с 30 до 40%. А вот недорогие китайские марки пока что идут не очень.
Нужно сказать, что в первые месяцы года падение рынка слегка притормаживалось финансовым «парашютом»: многие дилеры предоставляли фантастические скидки. Теперь же, когда продавцы избавились от товара, снижение продаж, по мнению экспертов, продолжится.
Что же будет дальше? Когда-то, в эпоху сталинской диктатуры, Александр Довженко, говоря о возможностях развития свободного украинского кино, обронил горькую фразу: «Що буде далі, самі знаєте. Далі гірше буде». Когда же закончится этот «фильм ужасов» на автомобильном рынке, где чем дальше, тем страшнее? Неизвестно. Пока смотрим очередную его серию…