Коктейль по-китайски
В предыдущем номере нашего журнала мы уже рассказывали о своих впечатлениях от поездки в Китай и о грузовиках этой страны. А как же выглядит сегодня автобусный парк Поднебесной?
В предыдущем номере нашего журнала мы уже рассказывали о своих впечатлениях от поездки в Китай и о грузовиках этой страны. А как же выглядит сегодня автобусный парк Поднебесной? |
Уподножья Великой Китайской стены, в том месте, где проходит дорога из Пекина, оборудована громадная стоянка для автомобилей посетителей. Это настоящий вернисаж туристических автобусов, причем постоянно действующая и обновляющаяся: в течение дня здесь циркулируют сотни таких машин – как китайских, так и лицензионных: MAN, Neoplan, Bova. Впрочем, внешне автобусы недавнего выпуска достаточно безлики и похожи друг на друга: скругленные формы, «раскосые» фары, «улыбающиеся» радиаторные решетки.
Низкопольник фирмы Huanghai (в честь реки Хуанхэ) с газовыми баллонами на крыше. Современный, но – без шарма! | Вен фирмы Soueast на поверку оказался «старичком» Mitsubishi, но с новым «лицом». Подтверждающий факт – былое имя Delica. |
Другая постоянно действующая «выставка» автобусов – улицы Пекина, Хэфея, Уху и многих других городов. Поначалу кажется, что автобусных марок здесь представлено не так уж много, но фокус в том, что каждая транспортная компания выпускает на маршруты машины в своей фирменной раскраске – и цвет «забивает» форму.
Так что машин разных фирм представлено действительно немало, и нередко у них характерное «китайское» лицо, особенно у тех, что постарше.
Отличительная черта автобусов Yaxing – большая крестообразная эмблема на решетке радиатора. | Компания JAC выпускает не только грузовики, хорошо известные в Украине, но и автобусы: например, этот городской «миди». |
Столица Китая полным ходом готовится к летним Олимпийским играм 2008 года. И нельзя не отметить, какое внимание в связи с этим уделяется экологически чистому транспорту. На маршрутах Пекина трудится около 11 тыс. автобусов, причем у 9 тысяч из них есть характерное отличие – «горб» на крыше, так как они работают на природном газе. Это самый большой в мире парк пассажирских «газовиков». В преддверии Олимпиады городские власти заказали еще 250 машин с газовым двигателем Сummins, а уже выпущенные планируют модернизировать.
Так сколько же все-таки производителей автобусов в Китае? Различные источники называют разные цифры: и 70, и 100. А один московский журналист недавно написал, что, по его подсчетам, их ни много ни мало –500. Точной цифры не знает, наверное, никто.
Если багажных отсеков автобуса (на фото – марки Yutong) не хватает, то китайцы грузят поклажу на его крышу. Аэродинамика их мало волнует. | Фирма Jinbei долго собирала микроавтобусы Toyota Hiace предыдущего поколения. Недавно их омолодили, нарисовав иное, вытянутое «личико». |
Но как бы там ни было, доподлинно известно, что существует около двух десятков наиболее распространенных марок автобусов из Китая. Между прочим, некоторые из них, хотя и в малом количестве, встречаются и в Украине. Иное дело Россия, где китайские автобусы широким фронтом теснят продукцию местных производителей. Так, в 2006 году в страну было ввезено 525 автобусов марки Golden Dragon и подписан контракт на поставку 400 больших городских автобусов Higer в Казань. Но вернемся к наиболее распространенным китайским маркам.
King Long Самый крупный производитель автобусов в Китае – компания Xiamen King Long United Automotive Industry, входящая в объединение Xiamen Automobile Co. Ежегодно она производит 15 тыс. автобусов – около 50 моделей разных классов длиной от 6 до 13,7 м. Тесно сотрудничает с фирмами MAN, Cummins, Nissan, Hino и Mitsubishi. Продукция компании экспортируется в США, Европу и в страны Ближнего Востока.
На городских моделях марки Сhangjing (завод в г. Чанджоу) – лобовое стекло с наклонной левой половинкой. Его двигатель работает на газе. | Этот Yutong начала 90-х отличается характерной ниспадающей линией боковых окон. Над автобусом – такие «понятные» китайские дорожные указатели. |
Golden Dragon Компания Xiamen Golden Dragon Van Co. Ltd основана в 1992 году как совместное предприятие объединения Xiamen Automobile Co. и ряда иностранных инвесторов. Сегодня производит 8 серий автобусов разных классов длиной от 4 до 12 м и вместимостью от 5 до 55 пассажиров, а также легкие фургоны. Использует лицензии фирм Toyota, Nissan и Cummins. Производственные мощности – 30 тыс. легких машин, 6 тыс. автобусов среднего класса и 3 тыс. большого класса.
Ankai Компания Anhui Ankai Automobile Company образована в 1997 году. Ее производственные мощности позволяют выпускать до 5 тыс. готовых автобусов (длиной от 8 до 13,7 м) и 3 тыс. шасси. Значительная часть продукции – туристические автобусы, изготовленные по лицензии фирмы Setra. В последнее время компания большое внимание уделяет разработке автобусов на сжиженном газе, гибридным и на электротяге.
В городе Хэфей пруд пруди микрофургончиков марки Hafei (фирмы Harbin Hafei Motor Co.). На фото – 8-местная модель Minui длиной 3,74 м. Мотор: 48 или 79 л. с.; 130 км/ч. | В китайской глубинке есть и раритетные автобусы начала 80-х – с рифлеными бортами и сдвижными окнами. Эта «отловленная» в густом трафике машина так и осталась «темной лошадкой». |
Сhangjiang Крупнейшим производителем городских автобусов в Китае является группа Changzhou Сhangjiang Bus Co., которая занимает в этом сегменте более 20% внутреннего рынка. Объем годового выпуска – до 3 тыс. готовых машин и 5 тыс. шасси. Автобусы экспортируются в страны Азии, Африки и в Россию.
Сhangan Фирма Changan Bus Co. Ltd – одно из подразделений Changan Group, старейшей промышленной компании в Китае. Она одной из первых в стране начала выпуск микроавтобусов. А сегодня ее производственные мощности составляют до 20 тыс. автобусов в год, длиной от 5,5 до 9,0 м.
Двухэтажные городские автобусы – норма для густонаселенного Пекина. Ведущий производитель – фирма Jin Ling Bus, входящая в группу Zonda. Отсюда и эмблема в виде буквы Z. | Этот старенький на вид Neoplan – автобус корпорации SAC, выпускающей самолеты-истребители (!). Его эмблема – в стиле УАЗ. |
Dongfeng Компания Dongfeng Hangzhou Motor Co. Ltd – дочернее предприятие Dogfeng Motor Co. Это старейший и крупнейший производитель автобусных шасси в Китае с более чем 40-летним опытом. Выпускает высококомфортабельные городские и междугородные автобусы длиной от 6 до 14 м, оснащенные двигателями Евро 2 – Евро 4.
Higer Основанная в 1998 году компания Higer Bus Company Ltd. – один из наиболее динамично развивающихся производителей автобусов в Китае. В 2005 году компания реализовала 10 тыс. машин, а в 2006-м – уже 13,5 тыс. Выпускает городские, междугородные и туристические автобусы длиной от 6 до 13 м.
Huanghai Автобусы под этим брендом производит корпорация Liaoning Shuguang Automotive Corp. (сокращенно SG) – как туристические, так и городские, длиной от 8 до 12 м. Предприятие может делать ежегодно до 5 тыс. автобусов и 6 тыс. шасси.
Родоначальником сборки автобусов Neoplan (моделей Сityliner) в Китае стала в 1998– 1999 гг. пекинская компания NVW. | «Золотой дракон» – так переводится название фирмы Golden Dragon, выпускающей различные автобусы. |
JAC Компания Anhuj Jinghuai Automotive Company Ltd в течение последних 12 лет удерживает лидерство на китайском рынке автобусных шасси. В 2005 году она выпустила 12 077 ед. такой техники для машин длиной от 6 до 12 м.
Mudan Это бренд с 30-летней историей. Сегодня Mudan Automobile Shares Co. Ltd входит в состав Jiangsu Mudan Automobile Croup Co., образованной в 1998 году. Главная продукция – большие и средние туристические и городские автобусы. Производственные мощности составляют до 20 тыс. ед. в год, но реальный выпуск значительно меньше: в 2004 году компания продала около 8 тыс. автобусов и при этом заняла 4-е место в стране.
Neoplan Государственное предприятие Jinhua Neoplan Bus Co. образовано в 2000 году. Выпускает комфортабельные туристические автобусы по технологии фирмы Neoplan. Производственная мощность – до 2000 машин в год.
Автобусы марки Shaolin в Украине не прижились, а на родине их можно увидеть даже в грузопассажирском варианте «комби». | В Китае бывает и такое: эмблемы автобусов одинаковые, а производители разные. Слева – большой турист фирмы Xiamen King Long, а справа – «миди» от марки Haiger (не путать с фирмой Higer) – детище дочернего предприятия Nanjing King Long. |
Shaolin Предприятие Henan Shaolin Auto Co. Ltd отличается тем, что производит автобусы, разработанные китайскими инженерами. Оно создано в 1997 году после преобразования Zhengzhou Shaolin Auto Factory. Экспортирует автобусы в Корею, Вьетнам, Непал и др.
Sunwin Компания Shanghai Sunwin Bus Corporation – совместное предприятие с Volvo Bus Corp. Ежегодно может выпускать до 2500 городских и пригородных автобусов и до 500 шасси.
Yantai Компания North-Benz Coach Manufacture (Yantai) Co. Ltd образована в 2002 году. Специализируется на производстве туристических, междугородных, пригородных и городских автобусах длиной от 8,5 до 12 м. Мощность предприятия – до 2 тыс. машин в год.
В облике машин Ankai есть что-то знакомое: это лицензионная модель Setra 200. Многостворчатые двери — ноу-хау китайцев. | В Китае Ford Transit с 1997 г. собирает корпорация JMC (Jiangling Motor Co.). За 9 мес. 2007 г. сделано 18927 шт. (30% рынка венов «люкс»). Этот — с «местной» оптикой. |
Yaxing Компания Yangzhou Yaxing Motor Coach Co. Ltd образована в 1999 году крупнейшим производителем автобусов в Китае – Jiangsu Yaxing Motor Coach Group. Выпускает туристические автобусы, специальные машины и шасси. В 2003 году реализовано более чем 6 тыс. автобусов.
Yaxing-Benz Компания Yaxing-Benz Co. Ltd (YBL) – совместное предприятие с DaimlerChrysler, образованное в 1997 году. Это крупнейшее СП среди китайских автобусопроизводителей. Выпускает междугородные автобусы (свыше 7 м) под двумя брендами: Yaxing (в стандартной комплектации) и Mercedes-Benz («люкс»).
Youyi Компания Jiangsu Youyi Automobile Co. Ltd основана в 1973 году. Она производит автобусы длиной от 5,7 до 12 м. Экспортирует продукцию более чем в 25 стран, в том числе в Россию и Украину. Производственные мощности позволяют выпускать свыше 6 тыс. ед. техники в год.
Очень удобно и рационально, когда вместительные автобусы производят в мегаполисе – как эту пекинскую «гармошку» фирмы Jinghua. А какая у нее эмблема! |
Yutong CП Zhenghou Yutong Bus Co. образовано в 1993 году. В 2006-м предприятие продало в Китае 22,2 тыс. автобусов, заняв более 22% рынка. Более 2 тыс. машин отправлено на экспорт. Стратегический план – войти в 2008 году в первую десятку мировых производителей автобусов.
Zhong Tong Холдинг Zhong Tong Bus – один из старейших производителей автобусов в Китае, выпускающий их с 1971 года. В программе – городские и междугородные машины от 6 до 13,7 м, в том числе туристические – по лицензии Bova. Годовой выпуск – свыше 10 тыс. экз. С 2006-го производит также гибридные автобусы.
Компания Wuxi (с 1986 г. входит в FAW), и поныне выпускает автобусы под маркой Taihupai. На фото – еще серийная модель. | Фирма Сhery из г. Уху производит широкую гамму легковушек, «пирожков» и автобусы малого класса. |
Zonda Zonda Group Automomobile Industry Department – крупный производитель автобусов. Выпускает их с 2000 года. Филиалы – в Пекине и Шанхае. В программе – туристические автобусы класса «люкс» и средние «горожане» длиной от 5,58 до 13,7 м. Производственные мощности – 5 тыс. машин в год.
| |