ОАО «БЕЛАЗ» презентовал 240-тонный дизель-троллейвоз. Пока это проект, но скоро он может быть воплощен в ходовой образец.
Построить дизель-троллейвоз на ОАО «БЕЛАЗ» решили исходя из ряда преимуществ. Основными критериями, определяющими целесообразность применения троллейных систем, являются разница в стоимости дизельного топлива и электроэнергии и допустимая скорость движения самосвалов на подъем, которая зависит от качества дорожного покрытия в карьере.
Имеющийся у ОАО «БЕЛАЗ» опыт позволяет сделать выводы, что применение карьерного транспорта такого вида даст:
Увеличение скорости движения самосвала на подъеме в 1,8–2 раза, что соответственно поднимает производительность и увеличивает объемы перевозок
Снижение расхода топлива до 80 %
Уменьшение затрат на техобслуживание дизельного двигателя и его систем
Значительное снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшение экологической обстановки в карьере и прилегающих регионах
Возможность применения дизельных двигателей меньшей мощности (для обеспечения движения в зоне погрузки, выгрузки и на спуске)
По сравнению с обычным исполнением самосвала дизель-троллейвоз оборудуется пантографами (токосъемниками), дополнительным силовым шкафом с элементами системы защиты и диагностики, органами управления троллейным режимом, устанавливается доработанное программное обеспечение.
Применяемые в настоящее время системы управления электромеханической трансмиссией карьерных самосвалов позволяют легко адаптироваться под условия работы с контактной сетью, обеспечивая плавный разгон и работу на оптимальных режимах.
В процессе проектных работ дизель-троллейвоза грузоподъемностью 240 тонн выполнен расчет тягово-динамических характеристик. Результаты расчета показывают значительное увеличение скорости и улучшение тягово-динамических характеристик самосвала в троллейном режиме.
Новый импульс этому направлению развития карьерной техники может придать исключение дизельного двигателя из состава троллейвоза и применение вместо него накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов. Это позволит вести разговор о полностью «зеленом» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске. При увеличении удельной емкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет очень востребованным.
С ростом стоимости нефти и дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта будет только расти. А стремление горнодобывающих предприятий к увеличению производительности и снижению стоимости перевозок придаст новый импульс развитию энергоэффективных технологий.
Из истории
Первый дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-75247-92 грузоподъемностью 65 тонн был построен на Белорусском автозаводе в 1964 году. В июле 1966-го дизель-троллейвоз был отправлен на испытания в разрез «Красногорский» в Кузбассе. В 1968 году было построено еще два дизель-троллейвоза.
К теме разработки троллейвозов на Белорусском автозаводе вернулись в 1986 году, и в начале 1987-го были построены два дизель-троллейвоза БЕЛАЗ-75195 грузоподъемностью 110 тонн. Эксплуатационные испытания троллейвоза, проведенные на Куржункульском руднике Соколово-Сарбайского ГОКа (Кустанайская обл.), позволили определить эффективность использования дизель-троллейвозов и произвести оценку эксплуатационных характеристик троллейвозного комплекса. В целом результаты испытаний были положительными. Было принято решение о создании перспективного дизель-троллейвоза. Однако с развалом СССР эти планы не были осуществлены.