X

Англичане с русским корнем

Тягачи Rotinoff










В истории грузовиков особый интерес представляют те
ее разделы, где речь идет о деятельности малоизвестных фирм. К таким
компаниям можно отнести и английскую Rotinoff Motors Ltd, основанную
в 1952 году в городке Колнбрук, что в графстве Бакингхэмпшир.

Сто лет назад, в 1904
году, в России в семье инженера Александра Ротинова родился сын Георгий.
Когда ему было два года, семья переехала на Британские острова. Именно
там Георгий выучился и начал трудовую деятельность. Работал инженером
в различных компаниях, но приступить к осуществлению своей мечты – производить
тяжелые грузовики – смог лишь, когда ему исполнилось 50 лет.

Надо сказать, что при проектировании нового грузовика он вдохновлялся
идеями довольно удачного американского тягача Diamant-T-980, который отлично
проявил себя во время Второй мировой войны.

В 1955 году, спустя три года после регистрации компании, был выпущен
первый тягач Rotinoff Atlantic GR 7 с колесной формулой 6х4. За это время
были проведены проектные работы, создан опытный образец, произведены его
испытания. Для оснащения машины Георгий искал самую лучшую по тем временам
комплектацию. На автомобиле был установлен 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce
C6SFL рабочим объемом 12,17 л, максимальная мощность которого составляла
250 л. с. при 2100 об/мин. Этот агрегат знаменитой английской фирмы был
разработан для небольших морских катеров и имел довольно внушительные
размеры. Заодно с мотором монтировалась 12-ступенчатая коробка передач
David Brown, а мосты Ротинов заказал в фирме Kirkstall.

В дальнейшем поставщики смогли предложить более подходящие комплектующие
для таких тяжеловозов, и следующая модификация Atlantic GR 7 была выпущена
с мотором C6TFL-RR мощностью 275 л. с. и 15-ступенчатой коробкой. Снаряженная
масса тягача составляла 17800 кг.

Колеса были односкатными: задние с шинами 18,00-25, передние – 14,00-24.
Иногда задние односкатные колеса заменяли двускатными с последующей заменой
рессор и ступиц. Расход топлива при транспортировке груза массой 104 т
составлял 123 л на 100 км, а максимальная скорость достигала 29 км/ч.

Полная масса автопоезда доходила до 140 т – очень много по тем временам,
за что даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Выпуская тяжеловоз Atlantic, Георгий Александрович рассчитывал на заказчиков
из министерства обороны Великобритании, ведь эти машины могли бы перевозить
64-тонные танки Соnqueror («Конкэрор»). Но военные по каким-то причинам
остановили свой выбор на менее весомых тягачах Antar фирмы Thornycroft.
Спустя какое-то время партию из 18 машин хотела приобрести иракская армия,
но контракт так и не был заключен.

И все-таки успех пришел. Швейцарские военные провели сравнительные тесты
тягачей Thornycroft и Rotinoff и по результатам испытаний заказали 10
машин Atlantic. Во время реализации этого контракта британская фирма выпустила
новый, более тяжелый тягач Super Atlantic GR 7, который оснащался 16,2-литровым
двигателем Rolls-Royce С8 TFL мощностью 355 л. с. и 18-ступенчатой коробкой
передач. Полная масса автопоезда достигала 300 т. Получив первые три Atlantic,
швейцарцы попросили заменить оставшиеся семь заказанных машин грузовиками
Super Atlantic.

В 50-е годы прошлого века, с развитием производства большегрузных автомобилей
в Австралии начали появляться первые дорожные поезда (Roadtrain). Тяжелые
условия эксплуатации диктовали повышенные требования заказчиков к грузоподъемности
и надежности машин. Но фирма Rotinoff смогла удовлетворить нужды заказчиков
с пятого континента.

Она изготовила два тягача Viscount GR 37, предназначенных для буксировки
дорожных поездов. Конструктивно эти автомобили были похожи на своих предшественников,
главное же отличие заключалось в шасси с увеличенной колесной базой, на
которые устанавливали кузова для перевозки скота. В 1957 году после испытаний
в Сиднее были завершены все монтажные и доводочные работы. И началась
нормальная эксплуатация дорожных поездов, состоящих из грузовика Rotinoff
Viscount GR 37 и двух трейлеров длиной 22 м каждый. Такая сцепка могла
перевозить около 60 т или 110 голов рогатого скота с крейсерской скоростью
40 км/ч. Машины эксплуатировались по маршрутам длиной 1000 миль (1600
км), которые пролегали по тяжелым песчаным дорогам. Работа этих автомобилей
в качестве скотовозов продолжалась до 1967 года, а затем их продали.

Новый хозяин одного из тягачей переоборудовал его кузов и еще 11 лет
перевозил на нем строительную технику. А затем припарковал машину возле
дорожного кафе, где она стоит и по сей день. Второй Viscount GR 37 получил
новый самосвальный кузов и трейлер – тоже самосвальный. Он был задействован
в перевозках медной руды от карьера к обогатительной фабрике, преодолевая
за один рейс около 500 км с грузом 60 т.

Георгий Александрович Ротинов умер от сердечного приступа 2 мая 1959
года в возрасте 55 лет. За семь лет существования предприятие выпустило
всего 35 автомобилей, 11 из которых дожили и до наших дней. Сегодня они
находятся в частных коллекциях.

С уходом основателя фирма была продана и в 1960 году сменила название
на Lomount Vehicle & Engineering Ltd. Через два года производство
было полностью свернуто. В дальнейшем конструкторскую документацию приобрела
известная британская фирма Atkinson Vehicles Ltd, некоторое время выпускавшая
аналогичные грузовики под своей маркой.

Так закончилась история фирмы Rotinoff Motors Ltd, начатая талантливым
инженером русского происхождения Георгием Ротиновым.

Владимир Чехута
Фото из архива автора