50 лет «БАЗу»: Бойцы из брянских лесов
Брянский автозавод («БАЗ»), основанный летом 1958 года, недавно отметил свой полувековой юбилей. Об этом предприятии долгие годы знали немногие, потому что основной его продукцией были шасси для мобильных ракетных комплексов.
Брянский автозавод («БАЗ»), основанный летом 1958 года, недавно отметил свой полувековой юбилей. Об этом предприятии долгие годы знали немногие, потому что основной его продукцией были шасси для мобильных ракетных комплексов.
Поначалу на заводе выпускали промышленные гусеничные тракторы Т-140 и Т-180. Но через пару лет «БАЗ» меняет ориентацию с гражданской на военную, то есть становится производственной площадкой для специализированного конструкторского бюро (СКБ) Московского автозавода им. И. А. Лихачева. Первым армейским продуктом стал бронетранспортер БТР-152В1, позже в серию пошел большой плавающий автомобиль ЗИЛ-485А.
«Первый блин»
В 1960 году на Брянском автозаводе было организовано СКБ (Специальное конструкторское бюро), основной задачей которого стала разработка военной автомобильной техники. К лету 1961 года здесь появилось четырехосное шасси БАЗ-930 (8х8) под монтаж ракетных систем (на фото). Вскоре под руководством главного конструктора Р. А. Розова были созданы более совершенные машины – БАЗ-931 и БАЗ-932. Однако Минобороны решило производить в Брянске другую модель – ЗИЛ-135К, разработанную под руководством мэтра автостроения – Виталия Грачева.
Уникальная конструкция
Автомобиль ЗИЛ-135 обладал уникальными ходовыми качествами. Входившие в это семейство машины ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛМП использовались под монтаж ракетного комплекса «Луна-М», крылатой ракеты Р-5, системы залпового огня «Ураган» (на фото) и др. Автомобили оснащались двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375 по 180 л. с., которые монтировались за четырехместной стеклопластиковой кабиной. Каждый осуществлял привод колес своего борта. Первый и четвертый мосты были управляемыми, а второй и третий – сближены к центру. При повороте в одну из сторон колеса первого моста поворачивались в том же направлении, а колеса четвертого – в противоположном. Это улучшало маневренность машины. Подвеска передней и задней осей была независимой, торсионной. Средние колеса упругой подвеской не оснащались, что улучшало устойчивость при стрельбе.
От сложного – к простому
Появившееся в 1965 году длиннобазное шасси БАЗ-135МБ, в отличие от предыдущих модификаций, было упрощено. Оно оснащалось дизельным двигателем ЯМЗ-238 в 300 л. с., механической коробкой передач и межбортовым коническим дифференциалом. Кабина увеличенных размеров и угловатой формы предназначалась для размещения расчета (5 человек). Но компоновочная схема и большинство агрегатов ходовой части предшественников сохранились. На платформе этого автомобиля монтировались пусковые установки берегового оперативно-тактического ракетного комплекса «Редут», а также беспилотных летательных аппаратов Ту-143 из состава комплекса «Рейс» (на фото).
Судьба «Оки»
В 1979 году в серию пошло самое тяжелое плавающее брянское шасси БАЗ-6944, предназначенное для монтажа оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока» (на фото). Автомобиль комплектовался двигателем УТД-25 мощностью 400 л. с., гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатым межбортовым дифференциалом. Грузоподъемность БАЗ-6944 составляла 12 тонн. Надо сказать, что эти машины недолго служили в Советской Армии – они были уничтожены вместе с ракетами после подписания с Америкой договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в 1988 году.
Тело «Осы»
В 1971 году началось производство плавающих трехосных шасси БАЗ-5937, 5938 и 5939 – под монтаж зенитно-ракетного комплекса «Оса». В носовой части его корпуса располагалась кабина, в кормовой – силовое отделение, а между ними грузовой отсек. Автомобиль комплектовался 6-цилиндровым двигателем 5Д20Б-300Б мощностью 300 л. с., механической коробкой передач и дифференциалом, распределяющим крутящий момент на колеса левого и правого бортов. Подвеска – независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Для перемещения по воде имелись два водометных движителя.
Прямо в точку
В 1974 году к «нетонущему» семейству добавились амфибии БАЗ-5921 и БАЗ-5922 (6х6). Эти автомобили разрабатывались для размещения тактического ракетного комплекса «Точка». Он был принят на вооружение в 1976 году, в 1989 году модернизирован («Точка-У») и благодаря своей высокой точности и сегодня состоит на службе в ряде армий. На фото показана пусковая установка на военном параде в Киеве в 1999 году по случаю Дня Независимости Украины.
Их зовут «Вощина»
С 1992 года на «БАЗе» начали разработку нового семейства автомобилей двойного назначения – т. е. пригодных и для мирных, и для военных целей. Оно получило название «Вощина-1». В него входят трехосные (6х6) и четырехосные (8х8) шасси и седельные тягачи. В частности. БАЗ-6403 (8х8), способный буксировать прицепы полной массой до 50 т (на фото справа). Позже к семейству добавились специальные шасси с колесной формулой 10х8 и 12х10, предназначенные для монтажа оборудования нефтегазового комплекса (на фото слева).
Идеи не умирают
Конструкторские идеи, а также узлы и агрегаты БАЗ-6944 послужили основой создания нового автомобильного шасси БАЗ-6950 и целого семейства: грузовика с несущим кузовом БАЗ-69481; бортового автомобиля БАЗ-69501ПТ (на фото справа) и балластного тягача БАЗ-69531. Разработка и начало серийного производства этого модельного ряда пришлись на вторую половину 80-х годов. Грузовики серии БАЗ-6950 оснащались двумя двигателями КамАЗ-740 мощностью 210 л. с., двумя 5-ти ступенчатыми механическими коробками передач, независимой торсионной подвеской и новой четырехместной стеклопластиковой кабиной. На этой базе была создана и топливная цистерна (на фото слева).
Мирный проект
Начавшаяся в конце 80-х годов конверсия и годы перестройки стали сложным периодом в истории завода. Количество военных заказов сократилось в разы, и менеджерам «БАЗа» пришлось приспосабливаться и искать заказчиков своей продукции на других рынках. В это время завод преобразовали в ОАО «Брянский завод колесных тягачей» («БЗКТ»), ставшее правопреемником «БАЗа». В 1993 году брянские конструкторы разработали довольно перспективный цельнометаллический развозной фургон БАЗ-3783 с грузоподъемностью 1,5 тонны и грузовым отсеком с объемом 8,8 м куб. Но из-за недостатка денег автомобиль так и не смог стать крупносерийным изделием – его выпускали мелкими партиями. А «смертный приговор» этому «мирному» проекту брянского завода подписал новый фургон «Газель», массовое производство которого началось в 1995 году.
Эй, ухнем
Еще одним направлением Брянского автозавода стало сотрудничество в ОАО «Автокран» и выпуск шасси под установку крановых установок различной грузоподъемности. В их числе – трехосное крановое шасси БАЗ-8026 (на фото), идущее под монтаж 25-тонных кранов, четырехосное БАЗ-80291, применяемое под монтаж крана с грузоподъемностью 50 тонн, двухосное шасси повышенной проходимости БАЗ-8027 под 32-тонный кран, а также пятиосное шасси КШ-8973, на которое устанавливается 100-тонный кран.
За 2007 год «БАЗ» выпустил 344 специальных колесных шасси. Сегодня конструкторы продолжают трудиться над расширением спектра производимых автомобилей. В частности, началась работа над новым семейством «Вощина-2». Это будут машины, сочетающие в себе все новейшие технические идеи и наделенные большей грузоподъемностью.